Определение конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:00, реферат

Описание работы

Задача педагогической науки – найти оптимальный вариант в управлении, определив место руководителя в системе руководства, чётко разграничить его права и обязанности и обязанности подчинённых. Главное – это умелая организация, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживать любую полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и его представителей.
Данная работа представляет собой выявление социально-психологических проблем руководства педагогическим коллективом, а также попытку выделить типичные ошибки руководителей общеобразовательных учреждений в предупреждении и разрешении конфликтов между педагогами и родителями, проанализировать их причины и главное – показать, что надо сделать, чтобы их избежать.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………..3
I. Глава первая Определение конфликта…………………………………………
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания………
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности…………………………..….
II. Глава вторая Роль руководителя в предупреждении и решении конфликтов между педагогами и родителями………………………………………………….
2.1. Роль руководителя в предупреждении и разрешении конфликтов………...
2.2. Структура педагогического коллектива……………………………………...
2.3. Руководитель и педагог……………………………………………………….
2.3.1. Чего ждут педагоги от руководителя………………………………………
2.4. Специфика урегулирования педагогических конфликтов..………………..
2.5. Стратегии и тактики поведения руководителя………………………………
Заключение…………………………………………………………………...……..
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Педагогическая конфликтология исправленная.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Требование  быть образцом распространяется  и  на большинство профессионально-деловых качеств. "Чтобы  воспитывать людей будущего,- пишут педагоги,- нужно сердце отдавать детям, любить детей так, как любил их А.С. Макаренко, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский". В письменных и устных интервью часто отмечается также большое значение деловой компетентности руководителя, всестороннего знания им педагогического процесса и современных проблем педагогики и психологии, личного педагогического мастерства.

Почти все опрошенные несколько меньшее значение придают организаторским качествам - требовательности, инициативе, изобретательности директора, его умениям создавать в коллективе творческую атмосферу, выявлять и распространять передовой опыт, организовывать интересную жизнь учащихся в школе (15 - 32-е места), четко формулировать свои требования, систематически контролировать, сплачивать коллектив, советоваться с учителями, создавать здоровое общественное мнение в коллективе, решать хозяйственные вопросы и т. д.

Следует обратить внимание читателей на то, что опрошенные (за  исключением, преподавателей) явно  недооценивают значение некоторых актуальных организаторских  качеств.  Так, умению руководителя опираться на  коллектив (создавать общественное  мнение, советоваться с учителями, доверять им, замечать в них положительное, незлопамятность и отходчивость и т. д.) они отвели лишь  25-36-е места. А между тем эти качества являются необходимыми слагаемыми основной черты стиля руководящей деятельности - коллективизма в работе.

В третьей группе по значимости оказались такие качества, как решительность и уверенность в себе, внешняя представительность, умение доверять учащимся, жизнерадостность и оптимизм (39- 45-е места).

Любопытно, что  все опрошенные на последние места  поставили остроумие и юмор. Столь большое и дружное пренебрежение к юмору и жизнерадостности, остроумию кажется несколько неожиданным в свете ходячих представлений о роли этих качеств для  руководителя. Внешняя представительность и та заняла более почетное место в престижном ряду. Видимо, это объясняется тем, что царящая во многих школах авторитарная атмосфера и напряженные педагогические будни, наполненные тревогами и заботами, не очень располагают учителя к шуткам, а, скорее, настраивают на серьезный лад.

Таким образом, все группы педагогической среды  правильно понимают многие требования, предъявляемые к личности директора. Полученные данные свидетельствуют об объективности основного содержания социально - психологических ожиданий указанных групп от руководителя школы и компетентности общественного мнения во многих вопросах (хотя и не всех).

Педагоги акцентируют внимание, прежде всего на мировоззренческих и нравственно-коммуникативных качествах руководителя, затем - на его компетентности и административных умениях.

2.4. Специфика урегулирования педагогических конфликтов.

Мало найдется проблем между людьми или группами людей, которые можно было бы решить в один миг.

Успешное разрешение конфликтов, поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.

Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение со своей стороны фактов.

Затем спросим у всех заинтересованных лиц, какие чувства  они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения? Возможно несколько вариантов.

Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному  в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.

Конфликты есть деструктивные  и конструктивные. Деструктивный - когда  он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.

Конструктивный конфликт - когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. (Можно сравнить: в споре рождается истина.) 

При разрешении конфликтов между педагогом и воспитанниками и их родителями необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор  

Наряду с деловыми конфликтными ситуациями “педагог – воспитанник, родители” нередки противоречия и личностного характера.

Как правило, они возникают  из-за возникшего у подростка чувства  взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием  у педагога оснований для признания  его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.

Попадая в конфликтную  ситуацию, педагог может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем, проблема понимания другого человека довольно сложная.

Опытные педагоги знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное  сопровождение разговора), когда  сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к воспитаннику или родителю речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).

В общении педагога с воспитанниками или их родителями большое значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно увеличивается. Принципиально важно уметь слушать и слышать воспитанника.

Реально возникающий  конфликт между педагогом и воспитанником или его родителями можно проанализировать на трех уровнях:

с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

с точки зрения социально-психологических  особенностей класса, педагогического  коллектива, конкретных межличностных  отношений учителя и ученика;

с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.

Конфликт может считаться  продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации  всего образовательного процесса, в  системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению к друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.

Реальный механизм установления нормальных отношений видится в  снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определенными трудностями для педагога.

В выделено пять типов  отношений:

отношения диктата - строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-деловом общении;

отношения нейтралитета - свободное общение с учениками на интеллектуально - познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность;

отношения опеки - забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями;

отношения конфронтации - скрытая неприязнь к ученикам, постоянное недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон в общении;

отношения сотрудничества - соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении.

Говорить с ребенком намного труднее, чем со взрослым; для этого надо уметь адекватно  оценивать по внешним проявлениям  его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие учителя склонны считать, что их слово само по себе должно привести ребенка к послушанию и принятию их требований и установок.

Для принятия правильного решения педагогу часто недостает времени и информации, он видит факт нарушения хода урока, но ему трудно понять, чем это вызвано, что этому предшествовало, что приводит к неправильному толкованию поступков. Подростки, как правило, более информированы о причинах происходящего обычно, об этом молчат, а при попытке объяснить учителю, внести ясность, тот нередко останавливает их (“Сам разберусь”). Учителю трудно принять новую информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию.

Существенную помощь педагогу может оказать прогнозирование  ответных реакций и действий учеников в конфликтных ситуациях. На это  указывали многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое.

Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих  противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение  действий;

определение средств  и путей разрешения ситуации с  учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель - ученик, семья - ученик, ученик - коллектив класса;

планирование хода педагогического  воздействия с учетом возможных  ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;

анализ результатов;

- корректировка результатов  педагогического воздействия;

- самооценка педагога, мобилизация им своих духовных и умственных сил.

Основным условием разрешения конструктивного конфликта считают  открытое и эффективное общение  конфликтующих сторон, которое может  принимать различные формы:

высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;

открытые и  личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;

информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;

демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.

Действия руководителя по изменению хода конфликта между педагогами и родителями воспитанников можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными - репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия. Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.

В разрешении конфликта  многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.

Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

не делать поспешных  выводов;

при обсуждении следует  анализировать мнения противоположных  сторон, избегать взаимных обвинений;

научиться ставить себя на место другой стороны;

не давать конфликту  разрастись;

проблемы должны решаться теми, кто их создал;

уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;

всегда искать компромисс;

преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.

Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в  другой конфликт. Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

* истощения ресурсов  обеих сторон, необходимых для борьбы;

* потери мотива к  борьбе, снижения важности объекта  конфликта;

* переориентации мотивации  оппонентов (возникновение новых  проблем, более значимых, чем борьба  в конфликте). Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

Информация о работе Определение конфликта