Определение конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:00, реферат

Описание работы

Задача педагогической науки – найти оптимальный вариант в управлении, определив место руководителя в системе руководства, чётко разграничить его права и обязанности и обязанности подчинённых. Главное – это умелая организация, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживать любую полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и его представителей.
Данная работа представляет собой выявление социально-психологических проблем руководства педагогическим коллективом, а также попытку выделить типичные ошибки руководителей общеобразовательных учреждений в предупреждении и разрешении конфликтов между педагогами и родителями, проанализировать их причины и главное – показать, что надо сделать, чтобы их избежать.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………..3
I. Глава первая Определение конфликта…………………………………………
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания………
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности…………………………..….
II. Глава вторая Роль руководителя в предупреждении и решении конфликтов между педагогами и родителями………………………………………………….
2.1. Роль руководителя в предупреждении и разрешении конфликтов………...
2.2. Структура педагогического коллектива……………………………………...
2.3. Руководитель и педагог……………………………………………………….
2.3.1. Чего ждут педагоги от руководителя………………………………………
2.4. Специфика урегулирования педагогических конфликтов..………………..
2.5. Стратегии и тактики поведения руководителя………………………………
Заключение…………………………………………………………………...……..
Список литературы…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Педагогическая конфликтология исправленная.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

В улаживании конфликтов, при управлении поведением персонала в конфликтных ситуациях исключительная, по существу решающая роль принадлежит руководителю. Руководитель обычно наделен определенными полномочиями, обладает тем или иным объемом власти. Он, следовательно, имеет возможность оказывать влияние на своих подчиненных, в том числе воздействовать на их поведение в конкретном конфликте - организационном, социально-трудовом или эмоциональном.

Проведенный анализ исследований позволяет сформулировать некоторые рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в образовательном учреждении.

1. Анализируя  стратегии поведения в конфликтах  можно прийти к выводу, что  в коллективе с заниженной  оценкой личных интересов педагогов,  необходимо педагогический коллектив  обучать активным формам борьбы  за свои интересы, применению всех доступных средств для достижения поставленных целей.

2. Анализ стратегий  преодоления профессиональных затруднений  педагогов и администрации образовательного  учреждения показал, что коллективом  в большей степени предпринимаются острожные действия, педагоги стараются избегать решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за последствия. При этом руководитель ОУ стремятся получить поддержку и активно вступают в социальный контакт, тогда как педагоги только ждут оказания поддержки. А значит, педагогический коллектив необходимо обучать активным формам взаимодействия, создавать рабочие группы из учителей разных предметов по подготовке различных мероприятий формальных и неформальных.

3.Изучение отношения  к конфликтам показало, что педагоги с большой настороженностью относятся к ним. Значит, педагогам необходимо предоставить возможность анонимного или авторского высказывания. Для решения данного вопроса можно рекомендовать проведение рабочих совещаний по проблемным вопросам.

4.Анализ социально-психологического  климата коллектива показывает, что в педагогической среде  слабо выражены когнитивный и  поведенческий компоненты. Значит, педагоги недостаточно хорошо  знают особенности членов своего  коллектива, мало общаются в сфере досуга. Поэтому руководству образовательного учреждения необходимо работать над вопросом сплочения коллектива, проводить больше мероприятий, в которых деловые и личностные качества педагогов раскрывались бы в полной мере. Мероприятия должны быть направлены на выработку умения работать в команде, добиваться общих целей.

Таким образом, преобладающими стилями поведения  педагогов в конфликтных ситуациях  являются компромисс, избегание и  уступка, тогда как администрация  больше склонна к сотрудничеству и компромиссу. Это объясняется более высокой профессиональной подготовленностью и теоретической осведомленностью администрации образовательного учреждения по поведению в конфликтных ситуациях. Анализ характера конфликтов в педагогическом коллективе указывает на преобладание такого рода конфликтов, как педагог - родитель, педагог-ученик, что говорит о необходимости обучения педагогов культурным формам общения, бесконфликтному поведению с воспитанниками и их родителями.

Заключение

Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов.

Установлено, что поскольку  в основе конфликта часто лежит  противоречие, подчиненное определенным закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

Понимание причин возникновения  конфликтов и успешное использование  механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.

Проведённое исследование, показало роль руководителя образовательного учреждения в предупреждении и разрешении конфликтов между педагогами и родителями воспитанников и основные способы выхода из конфликтных ситуаций.

Был произведен анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей к проблеме конфликта. В результате выяснили, что данная проблема не определена однозначно, существует множество определений и классификаций конфликта, конфликт свою специфику.

Также были рассмотрены  стратегии поведения в конфликте. Здесь также столкнулись с  разными их классификациями, но суть основных стратегий сохраняется, наблюдается  отличие в названии.

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте. Также в работах речь идет о том, что ни одна из стратегий не применяется в изолированном, чистом виде, есть одна доминирующая, если она не срабатывает, то человек прибегает к другой стратегии. Рассматривалась проблема разрешения конфликта руководителем.

Выяснили, что стратегия поведения руководителя влияет на эффективность процесса разрешения конфликтных ситуаций в группе. Также мы определили стратегию, при которой была выявлена самая эффективная деятельность руководителя в разрешении конфликтов. Ею оказалась стратегия компромиссов. Также отметили, что большое значение имеет не только ведущая стратегия, но и второстепенная, она также влияет на эффективность разрешения конфликтов. Чаще всего было отмечено наличие у испытуемых стратегии приспособления, которая явилась эффективно в совокупности с выбором в качестве второстепенной стратегии сотрудничества или компромисса.

Также разработали  практические рекомендации по предупреждению конфликтов и способам выхода из них. Важным моментом в деятельности руководителя в разрешении конфликтных ситуаций является его непредвзятость и умение отыскать корень проблемы. Также мы отмечали, что важным фактором для продуктивного разрешения конфликтов в малом коллективе является умение бесконфликтного взаимодействия самого руководителя и его самообучение и саморазвитие в этом аспекте.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов [Текст]. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 342с.
  2. Большой психологический словарь [Текст] /Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко- М.: Прайм- Еврознак, 2003 - 672 с.
  3. 3.Вердербер Р. Психология общения: Пер. с англ. /Р. Вердербер, К. Вердербер. – 11-е изд. – СПб.: Нева, 2005. – 320с.
  4. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] - С.-Пб.: ПИТЕР, 2000 - 456с.
  5. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2001. – 320с.
  6. 7. Зигерт, В Руководитель без конфликтов [Текст]/В. Зигерт, Л. Ланг - М.:Экономика, 1999.-306с.
  7. Конфликтология: Учебник для вузов / В.П. Ратников, В.Ф. Голюбь, Г.С. Лушакова и др.; Под ред. Проф. В.П. Ратников, - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001
  8. Леонов Н.И. Сравнительный анализ стилей поведения в конфликтной ситуации /Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. (Тезисы докладов научной конференции института психологии) М.: 2004.
  9. Леонов, Н.И. Конфликтология. Христоматия. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006 - 368с.
  10. Немов, Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива [Текст] - М., 1984. - с.258
  11. Понятия малой группы и коллектива [Электронный ресурс] - http://azps.ru/articles/soc/soc96.html
  12. Ратников, В.П. Конфликтология. Вопросы- ответы: Учеб. пособие для вузов [Текст] / В.П. Ратников. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 240 с.
  13. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. – М.: Росток, 2003
  14. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. – М.: Приор, 2001

 

 


Информация о работе Определение конфликта