Организационная культура и ее роль в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы: закрепить, углубить и обобщить знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины «Менеджмент»; показать методологические основы понимания феномена «организационная культура»; показать организационную культуру как системное образование, имеющую четкое строение; показать, что все многообразие организационных культур может быть систематизировано по ряду логических оснований.
Задачи курсовой работы: определить понятие «организационная культура»; дать характеристики организационной культуре, показав ее сущностные черты; изучить функции организационной культуры, способствующие внешней адаптации и внутренней интеграции организации; изучить подходы к типологизации организационных культур; изучить проблематику создания организационной культуры, ее развитие; оценить организационную культуру на примере компании.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы теории организационной культуры 4
Основы концепции организационной культуры 4
Типы организационных культур (по Г. Хофштеде, Т. Дилу - А. Кеннеди, С. Медоку – Д. Паркину, К. Камерону – Р. Куинну) 9
Развитие организационной культуры 16
Глава 2. Проблематика создания организационной культуры 22
2.1. Организационная культура как процесс эффективного управления предприятием 22
2.2. Организационная культура как необходимое условие повышения эффективности деятельности персонала 27
Глава 3. Оценка организационной культуры на примере компании «Dell Inc.» 30
3.1. Структура организационной культуры компании «Dell Inc.» 30
3.2. Рекомендации по улучшению организационной культуры компании «Dell Inc.» 33
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложения 36

Файлы: 1 файл

менеджмент гриша.docx

— 73.52 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Государственный университет управления

 

Институт  финансового менеджмента

Кафедра менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: «Организационная культура и ее роль в менеджменте».

 

Выполнила студентка

очной формы  обучения

специальности «Менеджмент организации»

2 курса 2 группы                                 О.Г. Клименко

                                                        

Преподаватель                                                  И.А. Румянцева

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2008

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3

Глава 1. Основы теории организационной культуры 4

    1. Основы концепции организационной культуры 4
    2. Типы организационных культур (по Г. Хофштеде, Т. Дилу -            А. Кеннеди, С. Медоку – Д. Паркину, К. Камерону – Р. Куинну) 9
    3. Развитие организационной культуры 16

Глава 2. Проблематика создания организационной  культуры 22

     2.1. Организационная культура как  процесс эффективного управления  предприятием 22

     2.2. Организационная культура как  необходимое условие повышения  эффективности деятельности персонала 27

Глава 3. Оценка организационной культуры на примере компании   «Dell Inc.» 30

     3.1. Структура организационной культуры  компании «Dell Inc.» 30

     3.2. Рекомендации по улучшению  организационной культуры компании  «Dell Inc.» 33

Заключение 34

Список  использованной литературы 35

Приложения 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема  организационной культуры предприятия, ее влияние на трудовой потенциал предприятия и каждого его работника, начиная с конца ХХ столетия, одна из самых актуальных для современного управления персоналом. Организационная культура – образ действий, характерный для работников организации, и включает в себя признаваемые всеми ценности, идеалы, обычаи и ритуалы. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.

Так как  культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.

Цели  курсовой работы: закрепить, углубить и обобщить знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины «Менеджмент»; показать методологические основы понимания феномена «организационная культура»; показать организационную культуру как системное образование, имеющую четкое строение; показать, что все многообразие организационных культур может быть систематизировано по ряду логических оснований.

Задачи  курсовой работы: определить понятие  «организационная культура»; дать характеристики организационной культуре, показав ее сущностные черты; изучить функции организационной культуры, способствующие внешней адаптации и внутренней интеграции организации; изучить подходы к типологизации организационных культур; изучить проблематику создания организационной культуры, ее развитие; оценить организационную культуру на примере компании.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Понятие организационной культуры, ее основные функции

В современной  литературе существует довольно много  определений понятия организационной  культуры. Концепция организационной  культуры не имеет единственно «верного»  толкования. Каждый из авторов стремится  дать свое собственное определение  этому понятию. Имеются как очень  узкие, так и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации.

Большинство авторов трактует организационную  культуру как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами. Организационная культура проявляется в отношениях между людьми в организации. Поэтому разные люди или разные части в организации склонны описывать ее культуру в схожих терминах [2].

Используя то общее, что присуще многим определениям, предлагается понимать в данной работе организационную культуру следующим  образом.

Организационная культура – это система обобщенно-прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития [8].

Организационная культура – сложная и полифункциональная система. В зависимости от этапа  развития организации, особенностей конкурентной среды, специфики продукции организации  и других факторов значимость и приоритетность различных ее функций могут изменяться. Исследователи организационной культуры называют разное число ее функций и используют различные термины для их обозначения.

В соответствии с направленностью задач можно  выделить две большие группы функций.

Первая  группа функций выполняет задачи внутренней интеграции членов организации, обеспечивает ее целостность и внутреннее единство.

Вторая  группа имеет внешнюю направленность и обеспечивает приспособление организации к условиям внешней среды и выживание в ней.

Функции первой группы: охранная, интегрирующая, нормативно-регулирующая, замещающая, адаптивная, образовательно-познавательная, мотивирующая, коммуникативная, функция управления качеством и рекреативная.

Функции второй группы: инновационная, формирование положительного имиджа организации, ориентация на потребителя, регулирование партнерских отношений, приспособление организации к нуждам общества.

 

Содержание  организационной культуры

Содержание  организационной культуры целесообразно  раскрыть через выделение ее уровней, качественных характеристик и факторов, ее обеспечивающих.

Иерархию  организационной культуры можно  построить, взяв за основу ее построения глубину проникновения в сознание личности каждого работника. Исходя из этого, выделяют три основных уровня организационной культуры:

  1. Базовые представления о характере окружающего мира, реальности, времени, пространстве, человеческой природе, человеческой активности и взаимоотношениях людей (первый уровень). Это глубинные, подсознательные, скрытые предположения, чаще всего воспринимаемые на веру, трудно осознаваемые даже самими членами  организации. Они раскрываются лишь в процессе специального анализа и носят в основном гипотетический характер.
  2. Ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Они осознаются в большей степени, чем базовые предположения, и нередко непосредственно формулируются в программных документах организации и становятся, основными ориентирами в ее деятельности. Как правило, они формулируются е руководством и доводятся до сведения всех сотрудников.
  3. Артефакты, т.е. внешние проявления организационной культуры. К ним относятся: применяемая технология и архитектура, использование пространства  времени, конкретные наблюдаемые действия людей (ритуалы, церемонии, форма приветствия, одежда и т.д.), планировка и оформление помещения организации. Это видимая часть организационной культуры. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно интерпретировать в терминах организационной культуры. Смысл их остается непонятным, если неизвестны базовые представления, стоящие за этими внешними проявлениями.

Уровень освоения организационной культуры тесно связан с влиянием, какое  она оказывает на поведение и  работу членов организации. Организационная культура имеет качественные характеристики, непосредственно определяющие поведение людей [9].

Американские  консультанты по управлению персоналом Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти качественных характеристик:

  • осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других – через индивидуализм);
  • особенности коммуникационной системы и языка общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной  и территориальной принадлежности организаций);
  • внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур);
  • что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания и т.п.);
  • осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности  и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени);
  • взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, опыту и знаниям, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов);
  • ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) – что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются;
  • вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, агрессии и т.п.; влияние религии и морали);
  • процесс развития работника и обучение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении и заучивании; подходы к объяснению причин);
  • трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек - машина»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе) [2].

 

Структура организационной культуры

Организационная культура – системное образование, имеющее сложную структуру. В структуру организационной культуры входят: миссия, ценности и цели организации, внутриорганизационные нормы, кодекс поведения, традиции, обычаи, обряды, ритуалы, имидж компании, мифы, истории, легенды и т.д.

Все структурные  элементы организационной культуры находятся в тесном взаимодействии, дополняют и уравновешивают друг друга. Соподчиненность различных элементов кратко можно представить следующим образом.

Каждое  предприятие выполняет определенную миссию, тем самым, определяя в глазах общества целесообразность своего существования.

Ценности, нормы и цели организационной культуры выступают средством реализации миссии организации в обществе.

Нормы могут  найти свое официальное выражение  в кодексе организации, где отражены правила поведения работников, а также существовать неофициально в виде образцов поведения, практикуемых на предприятии.

Образцы поведения формируют традиции, обычаи, обряды, ритуалы, производными от которых являются такие элементы культуры, как манера одеваться (дресс-код), а также язык, которым пользуются сотрудники предприятия или его подразделения.

Все перечисленные  выше элементы – средство сохранения и воспроизводства организационной культуры в условиях неизбежной смены поколений руководителей и работников.

 

 

 

1.2. ТИПЫ   ОРГАНИЗАЦИОННЫХ    КУЛЬТУР (ПО  Г. ХОФШТЕДЕ,     Т. ДИЛУ - А. КЕННЕДИ, С. МЕДОКУ – Д. ПАРКИНУ, К. КАМЕРОНУ – Р. КУИННУ)

Типология организационных культур по национальным особенностям поведения персонала (по Г. Хофштеде)

Организационная культура предприятия адекватна  его взаимоотношениям с внешней средой и отвечает требованиям внешней среды. Национальная принадлежность персонала одна из самых главных закономерностей, определяющих поведение каждого человека в отдельности и предприятия в целом.

Среди типологий, в основу которых положен критерий национальной принадлежности, наибольшую известность получил подход Г. Хофштеде.

Голландский ученый Гирт Хофштеде проводил исследование с 1960 по 1980 гг., в ходе которого опросил  более 60 тыс. респондентов в 70 странах  мира. Он изучал следующие параметры  трудового поведения работников:

  • степень удовлетворенности: трудом, коллегами, руководством;
  • жизненные цели;
  • особенности восприятия трудностей и проблем, возникающих в процессе трудовой деятельности;
  • верования и профессиональные предпочтения.

Информация о работе Организационная культура и ее роль в менеджменте