Организационная культура и ее роль в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы: закрепить, углубить и обобщить знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины «Менеджмент»; показать методологические основы понимания феномена «организационная культура»; показать организационную культуру как системное образование, имеющую четкое строение; показать, что все многообразие организационных культур может быть систематизировано по ряду логических оснований.
Задачи курсовой работы: определить понятие «организационная культура»; дать характеристики организационной культуре, показав ее сущностные черты; изучить функции организационной культуры, способствующие внешней адаптации и внутренней интеграции организации; изучить подходы к типологизации организационных культур; изучить проблематику создания организационной культуры, ее развитие; оценить организационную культуру на примере компании.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы теории организационной культуры 4
Основы концепции организационной культуры 4
Типы организационных культур (по Г. Хофштеде, Т. Дилу - А. Кеннеди, С. Медоку – Д. Паркину, К. Камерону – Р. Куинну) 9
Развитие организационной культуры 16
Глава 2. Проблематика создания организационной культуры 22
2.1. Организационная культура как процесс эффективного управления предприятием 22
2.2. Организационная культура как необходимое условие повышения эффективности деятельности персонала 27
Глава 3. Оценка организационной культуры на примере компании «Dell Inc.» 30
3.1. Структура организационной культуры компании «Dell Inc.» 30
3.2. Рекомендации по улучшению организационной культуры компании «Dell Inc.» 33
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложения 36

Файлы: 1 файл

менеджмент гриша.docx

— 73.52 Кб (Скачать файл)

Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации.

На формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения.

На всех стадиях развития организации управленческая культура ее лидера (его личная вера, ценности и стиль) во многом может определять культуру организации. В очень большой степени влияние лидера или основателя компании на формирование культуры проявляется, если он является сильной личностью, а организация только создается.

Формирование  культуры организации связано с  внешним для организации окружением:

  • деловая среда в целом и в отрасли в частности;
  • образцы национальной культуры.

Анализ  факторов формирования организационной  культуры показывает, что последняя является предметом развития и изменений в течение всей жизни организации. При этом в силу «глубинности» базовых предположений и их «устойчивости» указанные процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно.

 

 

Поддержание организационной культуры

Обычно  организация растет за счет привлечения  новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, заносят в нее «вирус» другой культуры. Какая из культур «выживет», во многом зависит от ее силы, так как последнее влияет на интенсивность определенных образцов поведения.

Сила культуры организации определяется тремя моментами:

  • «толщина» культуры;
  • степень разделяемости культуры членами организации;
  • ясность приоритетов культуры.

«Толщина» организационной культуры определяется количеством важных предположений, разделяемых работниками. Культуры со многими уровнями веры и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации.

Таким образом, сильная культура «толще», она разделяется  большим числом работников и более  четко определяет приоритеты, а соответственно, имеет более глубокое влияние  на поведение в организации.

Существуют методы поддержания организационной культуры, которые не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей. Основными группами методов являются следующие:

Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них.

Реакция руководства на критические  ситуации и организационные кризисы. В данных ситуациях менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в которой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере.

Моделирование ролей, обучение и тренировка. Аспекты организационной культуры усваиваются подчиненными через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» в программы обучения и в ежедневную помощь подчиненным по работе. Так, учебный фильм может концентрировать внимание на чистоте рабочего места. Менеджер сам может также демонстрировать подчиненным, например, определенное отношение к клиентам или умение слушать других. Постоянно концентрируя внимание на этих моментах, менеджер помогает поддерживать определенные аспекты организационной культуры.

Критерии определения вознаграждений и статусов. Культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий. Так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически.

Критерии принятия на работу, продвижения  и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры в организации. То, из чего исходит организация и ее руководство, регулируя весь кадровый процесс, становится быстро известно ее членам по движению сотрудников внутри организации. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей организации культуры.

Организационные символы и обрядность. Многие верования  и ценности, лежавшие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и саги, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии.

 

Изменение организационной культуры

С течением времени и под воздействием обстоятельств  культура может претерпевать изменения. Поэтому важно знать, как проводить изменения такого рода. Методы изменения культуры организации следующие:

  • изменение объектов и предметов внимания со стороны менеджера;
  • изменение стиля управления кризисом или конфликтом;
  • перепроектирование ролей и изменение фокуса в программах обучения;
  • изменение критерия стимулирования;
  • смена акцентов в кадровой политике;
  • смена организационной символики и обрядности.

Изменение организационной культуры является в определенной мере прямо противоположным  действием по отношению к ее поддержанию. Изменения в поведении могут привести к изменениям в культуре организации и наоборот. Возможны три сочетания изменений в поведении и культуре организации: 1) изменение культуры без изменения поведения; 2) изменение поведения без изменения культуры; 3) изменение поведения и культуры.

Изменения в содержании культуры требуются тогда, когда существующая в организации культура не способствует изменению поведения до состояния, необходимого для достижения желательного уровня организационной эффективности. Говоря другими словами, это требуется при значительных и динамичных корректировках «правил игры», к которым можно отнести следующие:

  • повышение организационной эффективности и морали;
  • основательное изменение миссии организации;
  • усиление международной конкуренции;
  • значительные технологические изменения;
  • важные изменения на рынке;
  • поглощения, слияния, совместные предприятия;
  • быстрый рост организации;
  • переход от «семейного» бизнеса к профессиональному управлению;
  • вступление во внешнеэкономическую деятельность [2].

 

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  КУЛЬТУРЫ

2.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОЦЕСС ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Организационная культура является неотъемлемым свойством  любого предприятия и заслуживает  непосредственного внимания и участия  со стороны менеджеров. Принципиальным является то, что, как и другие характеристики предприятия – процессы, структура и стратегия, организационная культура может и должна быть управляема со стороны менеджмента предприятия.

Организационная культура в виде доминирующих ценностей  данного предприятия разделяется  всеми или почти всеми членами  данной организации, основные положения и принципы культуры предприятия обязательно передаются стихийно или целенаправленно новым членам группы, и это позволяет формировать определенные образцы поведения, которые приняты именно в этой компании.

Организационная культура предприятия может быть описана как системное явление, основными атрибутами которого выступают: ценности, убеждения, нормы поведения, социально-психологический климат.

Организационные ценности – определяют то, что является важным и стоящим в организации, являются своеобразным ориентиром, обеспечивают действенную мотивацию персонала организации. Ценности направляют и организуют действия персонала, а в конечном итоге и всей компании.

Организационные убеждения – система взглядов и отношений на фундаментальные и частные вопросы жизни организации, представление сотрудников о том, что является правильным в организации. Убеждения в организации формируются на основе предоставляемой информации о характере и положении дел на предприятии.

Организационные нормы – это писаные и неписаные правила поведения в компании, подсказывающие сотрудникам, как им себя вести в организации и что от них ожидают.

Организационный климат – психологический климат, который характеризуется устойчивой системой связей и межличностных отношений и проявляется, прежде всего, в доминирующем эмоциональном настрое компании, отражается в общественном мнении и сказывается на результатах деятельности.

Выделенные  параметры организационной культуры являются необходимыми атрибутами культуры предприятия. И менеджмент должен последовательно и целенаправленно работать по соответствующим направлениям для формирования достаточно сильной, устойчивой и положительной культуры организации.

В культуре каждого предприятия существует доминирующий параметр, на основе которого выстраивается вся специфика управления и деятельности данной конкретной организации.

Так, культура, основанная на ценностях – это  «ценностная культура»; на нормах –  «нормативная культура»; на убеждении  – «убеждающая культура»; на климате – «эмоциональная культура». Выделенные типы культуры сопоставимы с классификацией организационных культур Моутона-Блейка («Деревенский клуб», «Подчинение», «Команда», «Организация») и типологией С. Ханди («Культура власти», «Культура роли», «Культура задачи», «Культура личности»).

Проведем  сопоставление трех типологий в  рамках системного анализа.

1. «Эмоциональная культура» - «Деревенский  клуб» - «Культура личности». Во главе такой культуры предприятия стоят интересы личности, к сотруднику проявляется повышенное внимание, важны хорошие взаимоотношения в коллективе, комфорт, положительная психологическая атмосфера, благоприятный климат. Высока степень удовлетворенности персонала своим трудом. Весь коллектив состоит из высокопрофессиональных людей. Формализованные процедуры здесь почти отсутствуют. Как такового контроля  иерархии нет, все происходит на основе обоюдного согласия.

Эта культура встречается, уместна и допустима  в маленьких организациях семейного типа как сотрудничество разных партнеров, где работа каждого создает нечто ценное и новое для компании. Каждый в компании - лидер, эксперт.

Цель  бизнеса – благополучие коллектива, через удовлетворение личных амбиций и интересов. Проблема данной культуры заключается в том, что неизбежно наступает «психологическая усталость» от отношений, и то, в какую культуру дальше трансформируется «клуб», зависит от руководителя организации. Для поддержания положительного эмоционального настроя руководителю необходимо способствовать организации группового процесса, создавать комфортные условия для каждого и для группы в целом.

2. «Убеждающая культура» - «Подчинение» - «Культура власти». Характеризуется подавлением интересов личности в пользу дела при любых обстоятельствах. Такая культура предприятия отличается жесткой дисциплиной, иерархичностью. Обычно эти небольшие организации хорошо и быстро управляемы, где все зависят от главного и центрального источника власти – руководства. Такая культура построена на силе личности и власти первого лица, что позволяет принимать быстро решения и осуществлять централизованный контроль.

Минусом такой культуры является низкая степень  удовлетворенности сотрудников, большая  текучесть кадров, отсутствие командного духа как такового.

Основные  проблемы в компании возникают на основе стремления первого лица к единоначалию и отсутствию полномочий у большинства заместителей и рядовых сотрудников. Взаимоотношения с сотрудниками руководитель выстраивает на основе приказов, инструкций и убеждения.

Для поддержания  данной культуры руководителю необходимо четко обозначить правила игры в  компании, наладить профессиональное взаимодействие и обеспечить сотрудников необходимой деловой информацией.

3. «Нормативная культура» - «Организация» - «Культура роли». В такой культуре стараются соблюсти баланс интересов сотрудников и компании в рамках четко установленных правил и процедур, определяющих все основные действия и решения в организации. Обычно это крупные предприятия с механической структурой, в которой присутствует строгое функциональное распределение ролей с координацией наверху. Все права и обязанности сотрудников четко определены и расписаны.

Такие предприятия  очень стабильны, предсказуемы, в  них легко происходит замена одного сотрудника другим, так главное – процессы и регламенты, а не личности и их вклад. Основная проблема такой организационной культуры – отсутствие легкости и гибкости, всего того, что не поддается регламентации и является самым ценным ля развития компании - инициативность и желания рисковать.

Информация о работе Организационная культура и ее роль в менеджменте