Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:38, курсовая работа
Исследования в области организационной культуры – одно из новых направлений в социологии, социальной психологии. Исследования в области организационной культуры проводятся на стыке разных дисциплин: социальной психологии, социологии труда, менеджмента и др.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры
Понятие и структура организационной культуры………………….6
Формирование организационной культуры……………………….15
Типология организационных культур (У.Оучи)…………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния типа организационной
культуры на эффективность деятельности организации
2.1. Исследование организационной культуры в
ООО «Винко-Викстулинг»…………………………………………...25
2.2. Исследование организационной культуры в
ООО «Винко-Рэйнс»………………………………………………….29
Заключение…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организационная
культура задает некоторую систему
координат, которая объясняет, почему
организация функционирует
Анализируя структуру организационной культуры, социологи выделяют три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный
Знакомство с
организационной культурой
Те, кто пытаются
познать организационную
Третий, глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Формирование в организации определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру «в изменения». Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.
Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения потребностей. В определенном смысле, организационные контркультуры являются выражением недовольства тем, как организационная власть распределяет организационные ресурсы. Особенно часто подобная ситуация возникает в период организационных кризисов или реорганизации. В этих условиях некоторые «контркультурные» группы могут стать достаточно влиятельными или даже доминирующими.
Наличие в организации
контркультур и субкультур может
приводить к межгрупповому
У. Оучи приводит три стратегии (типа) организационной культуры. Их можно представить в виде таблицы, где рассматриваются американская стратегия организационной культуры, японская и Z-стратегия, которая сочетает в себе оба подхода.
В американской индивидуально-ориентированной организационной культуре высока текучка кадров. Согласно У. Оучи, все три типа организации ценят низкий уровень текучести кадров. Увольнения применяются только в безвыходном положении.
Однако то, как поддерживается эта культурная ценность, различается этих трех типах организаций. Если в Японии в этих целях чаще используется система пожизненного найма, то американские фирмы традиционно ориентируются на краткосрочный найм, предоставляя индивиду свободу выбора. Хотя на практике большинство американских рабочих и служащих строят свою жизненную карьеру, меняя небольшое количество компаний.
Количество выполняемых в процессе прохождения карьеры функций значительно отличает японского и американского менеджеров. «Третий» путь предлагает разнообразить карьеру менеджера в рамках трех - пяти функций.
Без контроля не обходится ни одна организация. Однако каждая организация решает это по-своему. Если типичная американская фирма имеет четкую, ясную и достаточно формальную систему отчетности, то для «идеальной» модели предлагается в основном японский подход, когда контроль осуществляется через неформальные и менее структурированные механизмы. Одним из наиболее эффективных механизмов является организационная культура.
Предпочтение отдается японскому варианту, когда решения в организации принимаются на уровне группы и на консенсусной основе (все в основном согласны и принимают решения к исполнению).
Следуя японскому подходу, У. Оучи предлагает в варианте «Z» рассматривать личность в организации шире, чем просто работника, проявлять интерес к его домашней жизни, увлечениям, вере, желаниям, опасениям и вдохновению. Типично американский подход видеть в индивиде только работника ограничивает возможности управления человеком в организации.
Таким образом, для европейских организаций, наиболее приемлемой является организационная культура типа – Z, совмещающая гармонично в себе элементы западного индивидуализма и восточного коллективизма.
Подобный вывод можно
Поэтому организационная культура типа - Z, на наш взгляд является более эффективной для эффективной деятельности российских организаций.
Автором было проведено исследование двух организаций на тип организационной культуры, её единство и влияние этих факторов на эффективность деятельности и конкурентоспособность.
При исследовании использовался опросник для выявления единства оргкультуры.
В основе опросника используется структура элементов организационной культуры В. Сате: осознание себя и своего места в организации; язык общения; внешний вид, одежда; привычки и традиции, связанные с приёмом пищи; осознание времени, отношение к нему и его использование; взаимоотношения между людьми; ценности и нормы; мировоззрение; развитие и самореализация работника; трудовая этика и мотивация.
Для определения типа организационной культуры использовалась анкета-опросник, составленная по модели У.Оучи. Ответы А соответствуют японскому типу, ответы В – Z-типу, ответы С – американскому типу.
Всего десять элементов организационной культуры. По каждому элементу задаётся два вопроса: первый вопрос подразумевает, при положительном ответе на него, отсутствие межгруппового социального конфликта в организации и отсутствия социально-культурного противоречия между группами; второй вопрос подразумевает, при положительном ответе на него, наличие межгруппового социального конфликта в организации и наличие социально-культурного противоречия между группами в организации.
В результате двадцать вопросов разбиваются на две группы: нечётные и чётные. Нечётные вопросы, при положительном ответе на них, свидетельствуют о наличии единой организационной культуры. А чётная группа вопросов, при положительном ответе на них свидетельствует об отсутствии единой организационной культуры, и наличии межгруппового конфликта на социальном уровне.
Дополнительно проводилось индивидуальное
собеседование с руководством, представителями
различных функционально-
По результатам исследования выявлено, что в ООО «ВинкоВикстулинг» - преимущественно американский тип организационной культуры, отсутствует «единая» оргкультура, присутствуют субкультуры и контркультуры в составе организационной культуры. Всё это приводит к понижению эффективности деятельности организации.
В данной организации присутствуют преимущественно формальные отношения между представителями различных производственно-функциональных групп, не все понимают и поддерживают цели организации, декларируемые руководством.
Уровень конкурентоспособности и
финансово-экономические
В ООО «Винко-Рэйнс» - смешанный тип организационной культуры с преобладанием типа японской оргкультуры и Z-типа. Организационная культура является единой, отсутствуют контркультуры и субкультуры, что приводит к эффективности деятельности организации. В организации присутствуют дружеские, тёплые, неформальные отношения между работниками. Все разделяют миссию и цели организации.
Уровень конкурентоспособности и
финансово-экономические показа
Таким образом, гипотеза о том, что
в России более эффективно формирование
организационных культур Z-
Информация о работе Организационная культура и её типы на современном этапе