Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:38, курсовая работа
Исследования в области организационной культуры – одно из новых направлений в социологии, социальной психологии. Исследования в области организационной культуры проводятся на стыке разных дисциплин: социальной психологии, социологии труда, менеджмента и др.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры
Понятие и структура организационной культуры………………….6
Формирование организационной культуры……………………….15
Типология организационных культур (У.Оучи)…………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния типа организационной
культуры на эффективность деятельности организации
2.1. Исследование организационной культуры в
ООО «Винко-Викстулинг»…………………………………………...25
2.2. Исследование организационной культуры в
ООО «Винко-Рэйнс»………………………………………………….29
Заключение…………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
1.1. Понятие
и структура организационной
культуры
В организациях,
обладающих давней историей и традициями,
почти каждый сотрудник может
припомнить историю, легенду или
миф, которые связаны с
Подчеркивая
важность командной работы или трудолюбия,
предпринимательского духа или лояльности
к своей организации, дисциплинированности
или агрессивной нацеленности на
конкурентную борьбу, рассказчики таких
историй нередко способны очень
точно и в концентрированной
форме выразить ту доминирующую атмосферу,
царящую в организации, которую
именуют организационной
Рассмотрение
организаций как сообществ, имеющих
общее понимание своих целей,
значения и места, своих ценностей
и поведения, вызвало к жизни
понятие организационной
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Организационная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культурное пространство и особое ощущение реальности.
Приобретая
индивидуальный и личный опыт, сотрудники
формируют, сохраняют и изменяют
свои смысловые системы, в которых
отражены их отношения к различным
явлениям - миссии организации, планированию,
мотивационной политике, производительности,
качеству труда и т. д. Такие системы
координат не очевидны и редко
полностью совпадают с
Таким образом, организационная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.
В широком
смысле культура является механизмом
воспроизведения социального
Как уже
отмечалось, под организационной
культурой понимается совокупность
норм, правил, обычаев и традиций,
разделяемых и принимаемых
Иными словами,
об организационной культуре можно
говорить только в случае, когда
высшее руководство демонстрирует
и утверждает определенную систему
взглядов, норм и ценностей, прямо
или косвенно способствующих выполнению
стратегических задач организации.
Чаще всего в компаниях формируется
культура, в которой воплощаются
ценности и стиль поведения их
лидеров. В этом контексте организационная
культура может быть определена как
совокупность норм, правил, обычаев
и традиций, которые поддерживаются
субъектом организационной
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. У менеджмента крупных организаций есть достаточно ресурсов и средств для того, чтобы оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры, однако им не всегда хватает знания, как ее анализировать и изменять в желательном направлении.
Анализируя
структуру организационной
Те, кто
пытаются познать организационную
культуру глубже, затрагивают ее второй,
внутренний уровень. На этом уровне изучению
подвергаются ценности и верования,
разделяемые членами
Третий,
глубинный уровень включает базовые
предположения, которые трудно осознать
даже самим членам организации без
специального сосредоточения на этом
вопросе. Эти скрытые и принимаемые
на веру предположения направляют поведение
людей, помогая им воспринять атрибуты,
характеризующие
Некоторые
исследователи предлагают более
дробную структуру
1. Мировоззрение - представления об окружающем мире, природе человека и общества, направляющие поведение членов организации и определяющие характер их отношений с другими сотрудниками, клиентами, конкурентами и т.д. Мировоззрение тесно связано с особенностями социализации индивида, его этнической культурой и религиозными представлениями. Значительные различия в мировоззрениях работников серьезно затрудняют их сотрудничество. В этом случае имеется почва для значительных внутриорганизационных противоречий и конфликтов. При этом очень важно понимать, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно, и требуются значительные усилия, чтобы достичь некоторого взаимопонимания и принятия позиций лиц с иными мировоззрениями.
2. Организационные
ценности, т.е. предметы и явления
организационной жизни,
3. Стили
поведения, характеризующие
4. Нормы
- совокупность формальных и
5. Психологический
климат в организации, с
Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть отождествлен с культурой организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление об организационной культуре.
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре:4
1. Осознание
себя и своего места в
2. Коммуникационная
система и язык общения (
3. Внешний
вид, одежда и представление
себя на работе (разнообразие
униформ, деловых стилей, нормы
использования косметики,
4. Привычки
и традиции, связанные с приемом
и ассортиментом пищи (как организовано
питание работников в
5. Осознание
времени, отношение к нему и
его использование (восприятие
времени как важнейшего
6. Взаимоотношения
между людьми (влияние на межличностные
отношения таких характеристик
как возраст, пол,
7. Ценности
и нормы (первые представляют
собой совокупности
Информация о работе Организационная культура и её типы на современном этапе