Организационная культура: особенности применения этического кодекса в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Культуре и этике деловых контактов уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений»). Курсы изучения основ общей культуры и этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Сущность и понятие организационной культуры и управленческой этики…………………………………………………………………………...6-17
1.1. Сущность управленческой этики и основные принципы этики управления……………………………………………………………………..6-14
1.2. Организационная культура……………………………………………..14-16
1.3. Культура речи в деловом общении………………………………….....16-17
Глава 2. Создание этического кодекса организации и практика его применения на зарубежных и отечественных предприятиях…………….18-29
2.1. Кодекс принципов деловой этики и этикета компании «Юнилевер» (Англия-Голландия)…………………………………………………………18-20
2.2. Этический кодекс компании ОАО «Аванта» (Россия)………………20-22
2.3. Комплекс мероприятий по внедрению этических принципов и норм в организации………………………………………………………………….23-29
Заключение…………………………………………………………………..29-31
Библиография………………………………………………………………..32-33

Файлы: 1 файл

курсовая по теории организации.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)


               МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Федеральное  государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования 

“ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

 

Кафедра  экономики  и менеджмента

 

 

 

Курсовой проект по теории организации на тему:

«Организационная культура: особенности применения этического кодекса в организации. »

 

 

 

 

Работу  выполнила:  студентка

Социально-гуманитарного факультета 

2 курса, 1группы

Специальность:

080507.65 Менеджмент  Организации

Некрасова Дарья Александровна

Научный руководитель:

Суслова Елена Михайловна

 

 

 

                                             

 

 

                                            Шуя,  2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3-5

Глава 1. Сущность и понятие организационной культуры и управленческой этики…………………………………………………………………………...6-17

1.1. Сущность управленческой этики и основные принципы этики управления……………………………………………………………………..6-14

1.2. Организационная культура……………………………………………..14-16

1.3. Культура речи в деловом общении………………………………….....16-17

Глава 2. Создание этического кодекса организации и практика его применения на зарубежных и отечественных предприятиях…………….18-29

2.1. Кодекс принципов деловой этики и этикета компании «Юнилевер» (Англия-Голландия)…………………………………………………………18-20

2.2. Этический кодекс компании  ОАО «Аванта» (Россия)………………20-22

2.3. Комплекс мероприятий по внедрению этических принципов и норм в организации………………………………………………………………….23-29

Заключение…………………………………………………………………..29-31

Библиография………………………………………………………………..32-33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

           Актуальность исследования. Культуре и этике деловых контактов уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений»). Курсы изучения основ общей культуры и этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.

          Работодатели уделяют все большее внимание вопросам культуре и этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

          Степень разработанности проблемы. Проблема культуры и этики в организации нашла отражение в многочисленных работах отечественных и зарубежных исследователей: Кибанова А. Я. «Этика деловых отношений», Егоршина А. П. «Организационная культура», Де Джорджа и Ричарда Т. «Деловая этика», Шихирева П. Н. «Введение в российскую деловую культуру», Браима И. Н. «Культура делового общения», Ботавиной Р. Н. «Этика деловых отношений» и многих других.

          Цель курсовой работы – рассмотреть особенности применения этического кодекса в организации.

В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:

• определить сущность управленческой этики и основные принципы  

  этики управления;

• определить, что такое организационная культура;

• оценить значимость культуры речи в деловом общении;

• рассмотреть кодекс принципов деловой этики и этикета компании «Юнилевер» (Англия-Голландия);

         • рассмотреть этический кодекс компании  ОАО «Аванта» (Россия);

         • составить комплекс мероприятий  по внедрению этических принципов  и норм в организации.

       Объект курсового проекта – организационная культура на примере этических кодексов на зарубежных и отечественных предприятиях.

       Предмет курсового проекта – особенности применения этического кодекса в организации.

        Информационная  база работы: научная, учебная, периодическая литература, Интернет-источники.

        Методологическая база работы: изучение литературы, обобщение, анализ, синтез, метод теоретических построений, метод дедукции.

        Теоретическая значимость работы заключается в том, что систематизированы следующие теоретические данные: рассмотрена управленческая этика и основные принципы этики управления, определена организационная культура и культура речи в деловом общении.

         Практическая значимость работы заключается в рассмотрении практического применения этики и культуры управленческой деятельности в отечественных и зарубежных организациях и в составлении комплекса мероприятий по внедрению этических принципов и норм в организации.

          Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

  Во введении данной работы содержатся основные методологические элементы исследования: актуальность, цель, задачи, структура работы.

             Первая глава – «Сущность и понятие организационной культуры и управленческой этики». В этом разделе раскрывается сущность и основные принципы этики управления, а также понятие организационной культуры и значимость культуры речи в деловом общении.

           Вторая глава – «Создание этического кодекса организации и практика его применения на зарубежных и отечественных предприятиях.» В главе рассмотрено применение этического кодекса на зарубежных и отечественных предприятиях и составлен комплекс мероприятий по внедрению этических принципов и норм в организации.

В заключении данной работы содержатся выводы, подводится итог анализа достижения поставленной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и понятие организационной культуры и управленческой этики.

1.1. Сущность управленческой этики и основные принципы этики управления.

        Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика организации выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы организации имеют некоторые отличительные особенности [16, с.236].

          Вряд ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному человеку (и, наоборот) в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.[1, с. 325]

              Взаимосвязь этики в широком смысле и этики организации можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.

              Для установления приятных и полезных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием как в бытовой, так и в деловой обстановке.

              Проведение любых бесед подводит к необходимости высказывания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критических замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений. [16, с. 238]

              Итак, практически все направления управленческой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления этики организации базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность.

 

 Основные принципы этики управления.

 

           Принципы этики организации— обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

           Современная управленческая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях [16, с. 240]:

Ø создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

Ø прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

Ø приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

В работе американского  социолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять [11, с. 367].

1. Никогда не делай  того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай  того, о чем нельзя было бы  сказать, что это действительно  честное, открытое и истинное, о котором можно было бы  с гордостью объявить на всю  страну в прессе и по телевидению  (принцип основан на взглядах  Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности и т.п.).

3. Никогда не делай  того, что не есть добро, что  не способствует формированию  чувства локтя, так как все  мы работаем на одну общую  цель (принцип основан на заповедях  всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай  того, что нарушает закон, ибо  в законе представлены минимальные  моральные нормы общества (принцип  основан на учении Т. Гоббса  и Дж. Локка о роли государства  как арбитра в конкуренции  между людьми за благо).

5. Никогда не делай  того, чтоб не ведет к большему  благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип  основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного  поведения), разработанной И. Бентамом  и Дж. С. Миллем).

6. Никогда не делай того, чего ты не сделал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай  того, что ущемляет установленные права

других (принцип основан  на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона  на права личности).

8. Всегда поступай  так, чтобы максимизировать прибыль  в

рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо

максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето

об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай  того, что могло бы повредить  слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса).

          Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различныхорганизациях. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества, становится этап отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Саих) Декларацию Ко — «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии [11, с. 370].

Информация о работе Организационная культура: особенности применения этического кодекса в организации