Организационная культура предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить состояние организационной культуры в туристической компании «CLASSIC TOUR»;
Задачи:
изучить теоретические основы организационной культуры предприятия;
собрать как можно больше информации о данной организации;
проанализировать полученную информацию;
выявить проблемы, дать рекомендации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия организационной культуры 5
1.1 Понятие организационной культуры 5
1.2 Формирование организационной культуры 7
1.3 Функции организационной культуры 11
1.4 Типы организационной культуры 13
Глава 2. Особенности организационной культуры компании «CLASSIC TOUR» 16
2.1 Характеристика компании 16
2.2 Анализ элементов организационной культуры компании 16
Глава 3.Рекомендации по улучшению организационной культуры в «CLASSIC TOUR». 20
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:  Менеджмент

тема: «Организационная культура предприятия»

 

 

 

 

 

выполнил студент:

курс:… ….. группа…

проверил:

оценка:………………………………………………...

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы понятия организационной культуры 5

1.1 Понятие  организационной культуры 5

1.2 Формирование  организационной культуры 7

1.3 Функции  организационной культуры 11

1.4 Типы организационной  культуры 13

Глава 2.  Особенности организационной культуры  компании «CLASSIC TOUR» 16

2.1 Характеристика  компании 16

2.2 Анализ элементов организационной культуры компании 16

 Глава 3.Рекомендации по улучшению организационной культуры в «CLASSIC TOUR». 20

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Организация – это сложный  организм, основой жизненного потенциала которого является организационная  культура: то, ради чего люди стали членами  организации; то, как строятся отношения  между ними; какие устойчивые нормы  и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится  к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.

Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом  пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует  организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в  свою очередь оказывать влияние  на формирование и развитие организационной  культуры. Для этого менеджеры  должны уметь анализировать организационную  культуру и оказывать влияние  на ее формирование и изменение в  желательном направлении.

Организационная культура создаёт  «внутренний, духовный стержень» компании, способствует сплочению коллектива, формирует у сотрудников чувства  осознанности и ответственности  за свою работу. В том случае, если в компании сформирована организационная  культура, ее сотрудники будут настроены  лояльно по отношению к данной организации, независимо от происходящих в жизни изменений; минимизирует конфликтные ситуации

Организационная культура повышает эффективность работы команды и  решает задачи, как индивидуального  развития сотрудников, так и развития организации в целом. Она создает  предпосылки для формирования устойчивого  и эффективно работающего коллектива, четко представляющего миссию организации.

Становясь членом организации, каждый из нас постепенно усваивает  ее правила и нормы поведения, а также идеалы, которые могут  в дальнейшем стать ценностными  и жизненными ориентирами личности. Несомненно, культура организации, в  рамках которой продолжается социализация и формирование личности, несет огромную ответственность за дальнейшую судьбу своих членов.

Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет  «душу», то этой душой является организационная  культура.

Носителями организационной  культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной  культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом  организации, ее частью, оказывающей  активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые  составляют ее основу.

Актуальность темы заключается  в том, что культура играет очень  важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом  пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывает влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.[1, стр. 67-78]

Цель: выявить состояние организационной культуры  в туристической компании «CLASSIC TOUR»;

Задачи:

  • изучить теоретические основы организационной культуры предприятия;
  • собрать как можно больше информации о данной организации;
  • проанализировать полученную информацию;
  • выявить проблемы, дать рекомендации.

    Объект: туристическая компания «CLASSIC TOUR»;

    Предмет: организационная культура;

    Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, основная  часть (теоретическая, практическая и рекомендательная часть), заключение,  список использованных источников.

    Во введение обосновывается актуальность избранной темы, ее практическая значимость.

    Основная часть работы разделена на две главы. В первой главе дается определение основных понятий темы, их характеристика, история развития анализированных процессов. Вторая глава носит практическую направленность. Раскрытие теоретических вопросов предшествует анализу практических вопросов. В третьей, рекомендательной главе, предлагаются возможные варианты решения названных во второй главе проблем.

    В заключение курсовой работы – вывод.

    Список использованных источников включает весь перечень литературы, использованной в процессе написания курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы понятия организационной  культуры

1.1 Понятие организационной культуры

Впервые понятие организационной  культуры было введено в конце 70-х  г. в связи с попытками американских ученых осмыслить успехи японской экономики  и ответить на «японский вызов». По мнению У. Оучи, для японских предприятий были характерны: пожизненный наем, медленное поэтапное продвижение работников по ступеням иерархии, неспециализированная карьера, коллективные механизмы принятия решений и ответственность, неявные формы контроля, рассмотрение всех возникающих проблем через призму целого; для американских – краткосрочный наем, быстрое продвижение по службе, специализированная карьера, явные формы контроля, ориентация на индивидуальные решения и ответственность, установка на разрешение частных проблем.

В обиходе часто смешивают  два весьма общих, но, если вдуматься, все же разных понятия: «культура организации» (имеется в виду культура предприятия) и «организационная культура». Под культурой организации (предприятия) вообще следовало бы понимать совокупность общих ценностей и норм поведения, признанных работниками данного предприятия. Соответственно под организационной культурой предприятия нужно понимать совокупность ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии.

Культура организации  чаще всего ориентирована на внешнюю  среду. Это культура поведения на рынке; культура поддержания внешних  связей с поставщиками и заказчиками; культура обслуживания клиентов (потребителей услуг и продукции); динамичность, обязательность и устойчивость отношений.

Организационная культура ориентирована  на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом  в организационном поведении  сотрудников

Культура придает смысл  многим нашим поступкам. Поэтому  менять что-либо в жизни людей  можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она  инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным  людьми культурным нормам и ценностям.

Как уже отмечалось, под  организационной культурой понимается совокупность норм, правил, обычаев  и традиций, разделяемых и принимаемых  работниками организации. Вполне очевидно, что если культура организации согласуется  с ее общей целью, она может  стать важным фактором организационной  эффективности. Поэтому современные  организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все  подразделения и отдельных лиц  на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Иными словами, об организационной культуре можно говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации.

Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого  положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и  других организационных культур, а  также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.

Носителями культуры в  организации являются люди. Однако в организациях с устоявшейся  культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом  организации, ее частью, оказывающей  активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые  составляют ее основу.

Так как организационная  культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной  культуре, сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать  влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого  менеджеры должны уметь анализировать  организационную культуру и оказывать  влияние на ее формирование и изменение  в желательном направлении. 

Под культурой организации  понимаются идеология управления, мировоззрения  по отношению к внешней и внутренней среде – позиции, точки зрения, манера поведения, в которых воплощаются  основные ценности. [3, стр. 15-37]

Культура обычно вырабатывается и изменяется в процессе человеческой деятельности. Люди, взаимодействуя друг с другом, со временем формируют  и развивают нормы и взаимные ожидания, которые оказывают сильное  влияние на их дальнейшее поведение.

Эти процессы также могут  быть обусловлены внешним влиянием, в том числе и целенаправленным. Из вне на организационную культуру оказывают воздействие социальное и деловое окружение, национально-государственные и этнические факторы.

Культура организации  можно рассматривать двояко:

  1. как независимую переменную, т.е. она формируется из суммы представлений о ценностях, нормах, принципах и образах поведения, которые сотрудники привносят в организацию;
  2. как зависимую и внутреннюю переменную, которая развивает собственную динамику – как положительную, так и отрицательную.

Признанное понятие культуры как внутренней переменной представляет собой систему взглядов, образ  жизни, мышления, действия, существования. Речь может идти, например, о порядке  принятия решений или о порядке  поощрения и наказания работников и т.п. Культура организации может  рассматриваться как выражение  ценностей, которые воплощены в  организационной структуре и  кадровой политике, оказывая на них  свое влияние. Развитие общества ведет  к развитию ценностей, влияющих на культуру организации. В настоящее время, как на Западе, так и в России все более исключаются некоторые прежде общепризнанные ценности, на смену которым приходят новые ориентации.

Таким образом, культура организации  определяется как совокупность ценностей, норм, форм поведения, отношений, традиций и привычек, присущих конкретной организации.

Организационная культура – это внутренняя среда обитания сотрудников фирмы, система их связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, стили поведения и реакции на окружающую среду, способы организации ведения бизнеса.[5, 45-59]

1.2 Формирование организационной культуры

Организационная культура является сложным социальным явлением, которое  формируется внутри организации  под влиянием рядов факторов. В  силу своей социальной природы личность сильно подвержена влиянию организационной  культуры. Вместе личность оказывает  воздействие на формирование и изменение  самой организационной культуры.

Изучение такого явления  как организационная культура было вызвано эволюционным развитием  управления персоналом, связано с  необходимостью повышения эффективности  труда.

Организационная культура изучает  теорию организации в силу того, что организационная культура тесно  связана со всеми сторонами деятельности организации, отражает ее структуру, характеризует  принципы деятельности и взаимодействие всех составляющих ее элементов. Она  представляет собой сущность организации, и именно ее особенности отличают одну организацию от другой. Соответственно, изучая, анализируя, описывая элементы, аспекты деятельности организации мы тем самым относим культуру данной организации к определенному типу, где структура, предпочитаемый стиль управления, кадровая политика, система коммуникаций, цели и стратегии характеризуют культуру данного предприятия.

Изучение организационной культуры тесно связано с экономикой и социологией труда. Как всякое социальное явление, организационная культура не существует без человеческого сообщества. С одной стороны, организационная культура регулирует все отношения людей в данном обществе, которым является организация, с другой – является продуктом этих отношений. Сформировав культуру на базе своих представлений, установок, ценностных ориентаций, люди тем самым определили технологию, способ деятельности и существование организации. Организационная культура формирует отношение к труду, влияет на степень удовлетворенности трудом, влияет на особенности организации труда.

Информация о работе Организационная культура предприятия