Организационная структура ООО «Вымпел»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования, проводимого в рамках курсовой работы, заключается в анализе организационной структуры управления ООО «Вымпел» и поиске путей ее совершенствования.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических вопросов по организации, принципам построения и совершенствованию организационной структуры;
2. Анализ и оценка существующей организационной структуры управления фирмой ООО «Вымпел»;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы формирования организационных структур фирмы 5
1.1. Сущность организационных структур и их значение 5
1.2. Типы организационных структур и их характеристика 7
2. Анализ организационной структуры ООО «Вымпел» 13
2.1. Краткая характеристика фирмы 13
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности 14
3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Вымпел» 27
Заключение 30
Список литературы: 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 109.68 Кб (Скачать файл)

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы формирования организационных структур фирмы 5

1.1. Сущность организационных структур и их значение 5

1.2. Типы организационных структур и их характеристика 7

2. Анализ организационной структуры ООО «Вымпел» 13

2.1. Краткая характеристика фирмы 13

2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности 14

3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Вымпел» 27

Заключение 30

Список литературы: 32

Введение

Повышение эффективности работы фирмы в  значительной мере определяется организованностью  системы управления, зависящей от четкой структуры фирмы и деятельности всех ее элементов в направлении  выбранной цели.

Концепция долгосрочного комплексного развития фирмы должна предусматривать и  развитие системы управления как  направляемого процесса ее совершенствования, т.е. приведение организационной структуры  и организационного механизма фирмы  в соответствие с целями управления. Направленность этого процесса обеспечивается разработкой и поэтапной реализации долгосрочной системной концепции  организационной перестройки.

Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации.

Организационная структура управления (ОСУ) – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.

В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры  всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным  для того, чтобы все протекающие  в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций  уделяют принципам и методам  построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций  изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Поэтому тема моей курсовой работы – «Фирма и ее организационная структура» так актуальна и важна в  современных условиях.

В курсовой работе уделяется большое внимание принципам и методам формирования, выбору типа структуры управления, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым задачам.

Существуют  различные типы организационных  структур (линейные, линейно-функциональные, функциональные и т.д.). Но не каждый тип организационной структуры  соответствует организации. Поэтому  каждая организация сама разрабатывает  организационную структуру, которая  должна задавать систему ответственности, отношения отчетности, принципы объединения  сотрудников в группы. Кроме того, структура должна содержать в  себе механизмы связи и координации  элементов организации в согласованно работающее целое.

Структура фирмы – это состав и соотношение ее внутренних звеньев, отделов. На способность фирмы адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организована фирма, как построена структура управления.

Проблемы  исследования, разработки и внедрения  организационных структур управления предприятий нашли широкое отражение  в зарубежной экономический литературе в трудах М. Альберта, И. Ансоффа, Дж.К Лафта, Г.Минцберга и др.

В отечественной  экономической литературе этой проблематике посвящены работы В.Р. Веснина, В.В. Глухова, З.П. Румянцевой, Н.А.Саломатина, Д.Г.Поршнева, Л.И.Лукичевой, С.В.Рогожина и многих других.

Объектом  исследования является ООО «Вымпел».

Предмет исследования – организационная  структура управления ООО «Вымпел».

Цель  исследования, проводимого в рамках курсовой работы, заключается в анализе  организационной структуры управления ООО «Вымпел» и поиске путей ее совершенствования.

Задачи  исследования:

1.  Изучение теоретических вопросов по организации, принципам построения и совершенствованию организационной структуры;

2.  Анализ и оценка существующей организационной структуры управления фирмой ООО «Вымпел»;

3.  Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Вымпел».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы формирования организационных  структур фирмы

1.1. Сущность организационных  структур и их значение

Каждая  организация представляет собой  достаточно сложную технико-экономическую  и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику.

Деятельность  любой фирмы зависит от изменения условий внешней и внутренней среды. Организационная структура управления (ОСУ) должна адекватно реагировать на эти изменения и быть оптимальной с точки зрения выбора соответствующих возможностей и ресурсов.

Сущность  и содержание структуры управления (СУ) фирмой проявляются в ее функциях, а форма – в организационных структурах.

Под организационной  структурой управления фирмой понимается состав и формы взаимосвязей единиц и звеньев, выполняющих функции управления фирмой. Другими словами, это – состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей1.

По мнению Дж.К. Лафта «Наилучшая» структура – это та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, а также удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью2».

В СУ различают  уровни и зверья управления.

Звено – это организационно обособленный, самостоятельный структурный орган или группа людей, объединенных общим видом деятельности (выполняемых функций), – например, бухгалтерия, кадровая служба и т. д.

Количество  звеньев на каждом уровне определяется исходя из оптимальных требований специализации.

Уровни  управления – совокупность звеньев, находящихся на одном горизонтальном уровне, – показывают последовательность подчинения органов управления. Количество уровней определяется исходя из оптимального соотношения централизации и децентрализации управления, а количество звеньев на каждом уровне – оптимальными требованиями специализации.

Проектирование  ОСУ связано с определением следующих  составляющих:

    • состав и содержание функций управления;
    • степень централизации и децентрализации функций, а также число уровней управления;
    • число линейных и функциональных звеньев каждого уровня;
    • функции каждого звена всех уровней;
    • подчиненность между звеньями3.

ОСУ должна обеспечивать устойчивый порядок и  зависит от целей организации, а  также от ее взаимоотношений с  внешней средой. Цели предприятия  определяют выбор организационной  структуры (ОС).

Организационная структура управления обусловлена целями организации, характером ее деятельности, внешним окружением, зависит от реальных лидеров, сложившегося распределения функций между ними.

В иерархической  структуре производства различают  две взаимно дополняющие друг друга подструктуры: организационную  и производственную, характеризующие  с разных сторон строение объекта  управления – управляемой системы. Структура управления организацией (или организационная структура  управления) – одно из ключевых понятий  менеджмента, тесно связанное с  целями, функциями, процессами управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей и принятие управленческих решений), в котором участвуют  менеджеры всех уровней, категорий  и профессиональной специализации.

Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным  для того, чтобы все протекающие  в ней процессы осуществлялись своевременно и эффективно. Отсюда то внимание, которое  руководители уделяют принципам  и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам  соответствия задачам организаций.

Организационная структура управления зависит от следующих факторов4:

  • характера производства и его отраслевых особенностей: состава производимой продукции, технологии изготовления, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности производства;
  • формы организации управления производством (линейная, линейно-функциональная, матричная);
  • степени соответствия аппарата управления иерархической структуре производства;
  • соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;
  • соотношения между отраслевой и территориальными формами управления (по продукту, по региону);
  • уровня механизации и автоматизации управленческих работ, квалификации работников, эффективности их труда;
  • соответствия иерархической структуре производства как управляемой системе.

1.2. Типы организационных  структур и их характеристика

1.2.1. Линейная организационная структура управления

Данная  структура характеризуется тем, что во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», являются обязательными для всех нижестоящих звеньев. Сам руководитель, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы (например, мастер участка – инженер – начальник цеха – директор предприятия). 

Таким образом, линейная ОСУ (рис. 1) обеспечивает прямое воздействие на объект управления (исполнителей) и в полной мере реализует принцип единоначалия. Как правило, система звеньев управления совпадает с системой звеньев производства.




 



 

 

Рис. 1. Линейная ОСУ

Можно выделить следующие достоинства линейной структуры управления5

  • простота организационной структуры;
  • полная ответственность линейного руководителя за результаты работы.

Недостатками  этой структуры являются:

  • предъявление высоких требований к линейному руководителю, который должен обладать исключительной компетентностью одновременно во всех сферах (бухгалтерия, производство, сбыт и т. д.);
  • отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования, – в работе руководителей практически всех уровней превалируют оперативные проблемы («текучка»);
  • малая гибкость и малая приспособленность к изменению ситуации.

1.2.2. Функциональная организационная структура управления

Функциональная  структура предполагает, что каждый орган управления специализируется на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (рис. 2).

Преимущества  функциональной ОСУ:

  • повышение уровня компетенции и качества принимаемых управленческих решений за счет функциональной специализации управления. В отдельных случаях за счет специализации по функциям возможно сокращение сроков разработки и принятия управленческих решений;
  • быстродействие.



 



 


 

Рис. 2. Функциональная ОСУ

Недостаток  такой структуры заключается в дуализме управления, то есть двойной подчиненности исполнителей функциональным руководителям различных подразделений. В результате нарушается основной принцип управления (единство распорядительства), что влечет за собой различные перебои в работе и неблагоприятно влияет на моральное состояние работников.

1.2.3. Линейно-функциональная организационная структура управления

Данная  структура представляет собой синтез линейной и функциональной структур. При этом у линейного руководителя появляется возможность формировать ячейки (бюро, группы, отдельные специалисты), которые выступают в роли профессиональных советников, определенным функциональным проблемам и задачам. Создание и работка такой организационной структуры обусловлены желанием пользовать преимущество каждой из входящих в нее структур.

  • К числу основных преимуществ данной структуры можно отнести повышение обоснованности команд управления линейного руководителя (за счет привлечения советников);
  • принцип единоначалия;
  • полная ответственность руководителя за принимаемые решения.

Информация о работе Организационная структура ООО «Вымпел»