Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:50, доклад
Организационная структура управления — это упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между собой по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация) и обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления. Влияние организационной структуры управления на результаты деятельности организации изучалось с давних пор. Этот исследовательский подход впервые зародился именно в органах государственного управления, так как государство было первым институтом, создавшим достаточно крупные учреждения, применительно к которым постановка подобного вопроса имела смысл.
Руководитель программы,
набирающий коллектив, вряд ли возьмет
лишних и некомпетентных людей.
По типам организационного механизма
такие структуры различаются как обычные
и матричные. При обычной структуре в подчинение
руководителю программы выделяются сотрудники
функциональных соответствующих подразделений,
для которых участие в программе становится
на время основным занятием. По окончании
работы в программе сотрудники возвращаются
в свое подразделение. Задания участникам
дает руководитель программы. Дисциплинарные
санкции налагает линейный руководитель
по представлению руководителей программно-целевых
структур. Недостатком такого управления
являются ограниченные права по использованию
ресурсов, в том числе кадровых, руководителей
программно-целевых структур. Матричные
структуры управления обеспечивают параллельное
выполнение участниками программы функций
и в стационарной системе, т.е. занятость
в программе не освобождает их от выполнения
постоянных обязанностей. Для такой структуры
характерно двойное, тройное и более сложное
подчинение структурных единиц. По такой
структуре создаются различные комитеты,
комиссии специалистов различных организаций,
не связанные с организационной подчиненностью.
Да, о ней можно оказать, что она подвижна,
гибка, универсальна, хотя может создавать
и ущерб специалистам в исполнении постоянных
обязанностей. Программно-целевой тип
оргструктуры управления на практике
применяется в виде кратко- и долгосрочной
программно-целевой структуры, организационной
структуры управления по проекту. Краткосрочная
программно-целевая оргструктура управления
обусловливается необходимостью создания
временных структурных образований (например,
групп специалистов для оказания помощи
территориальным органам на местах, проведения
лицензирования, аттестации образовательных
учреждений или специальности). За работниками,
включаемыми в их состав, сохраняется
прежняя должность. Создание таких структур
оформляется кратким распоряжением без
детализации обязанностей их представителей.
Долгосрочная программно-целевая оргструктура
управления создается для регулирования
хода крупномасштабной работы, рассчитанной
на сравнительно длительный период. В
их состав включаются, как правило, специально
формируемые в этих целях штабные подразделения.
Деятельность таких структур требует
детальной правовой регламентации. Подобная
оргструктура управления создавалась,
например, в органах государственной власти
на период подготовки и проведения Олимпийских
игр, других международных спортивных
соревнований, 850-летнего юбилея г. Москвы.
Организационная структура управления
по проекту формируется для обеспечения
программы реализации крупномасштабных
проектов, когда возможны частые перестройки
системы по мере достижения промежуточных
целей. Примером здесь могут служить оргструктуры
управления по объекту (например, при строительстве
жилого массива). При использовании матричных
видов оргструктур управления за каждым
работником функциональной службы закрепляется
либо определенная зона, либо какой-то
объект. В этом случае данный работник
находится как бы в двойном подчинении:
руководителю своей службы и куратору
зоны (объекта). Создание зональных групп
позволяет работникам различных служб
согласовывать свои действия в отношении
нижестоящих подразделений без обращений
к вышестоящему руководству. Координационные
организационные структуры управления
формируются на базе действующих оргструктур
различных служб, ведомств без выделения
дополнительных штатных должностей. Это,
например, различные комиссии, советы,
группы внутренних консультантов и т.д.
Преимущество координационных структур
состоит в возможности оперативного решения
комплексных проблем, затрагивающих интересы
многих органов, ведомств. Программные
структуры получают все большее признание
в условиях развития самоуправленческих
механизмов и реализации целевых программ.
При возникновении проблемы, требующей
решения в течение определенного отрезка
времени, составляется программа работ,
выделяются необходимые для выполнения
программы ресурсы и формируется временный
коллектив работников для ее решения.
Работники органов государственного
управления, вошедшие во временный
коллектив, находятся на время выполнения
программы в двойном
В этом есть двойная выгода:
люди приобретают новые навыки по
мере выполнения проекта; исчезают традиционные
сепаратистские конфликты между
отделами, поскольку сотрудники знакомятся
с работой других функциональных
подразделений. Матричная или смешанно-
В заключение попробуем сформулировать
принципы оптимизации функционально-
1. Оптимальное соотношений
целей, что предполагает
2. Подчиненность функций госорганов, его подразделений целям государственного управления. Этот принцип обязывает исключить:
• «пустые» функции, связанные с исчезающими организационными формами управления;
• несвойственные функции как следствие их передачи (перекладывания) другими подразделениями или даже организационными системами;
• вольную интерпретацию функций членами организации, согласно схеме «что могу, то и делаю».
3. Обусловленность структуры
организации ее функциям с
целью предупреждения
4. Наличие у каждого
структурного подразделения
5. Минимально возможное число иерархических уровней в организационной структуре управления, дабы предусмотреть кратчайший путь накопления и прохождения информации, сузить «ножницы» между «приказом» (решением) и исполнением.
6. В организационной структуре
управления целесообразно
Цель управления — это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция (образ), которую требуется создать, воплотить в жизнь (достичь).
Сформулировать и обосновать цели госуправления — это крайне сложная и ответственная задача. Поскольку цель определяется субъектом управления осознанно, то наряду с рациональным моментом она содержит и субъективный, ценностный ориентир (установки, влечения, интересы). Поэтому нерациональный элемент всегда присутствует в цели, ее нельзя взять в объективной действительности в готовом виде, а нужно определить и надлежащим образом сформулировать, доказательно обосновать.
На данный процесс влияют прошлый опыт, имеющиеся средства, наиболее актуальные потребности и т.п. Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов. Под мотивом понимается стремление удовлетворить те или Иные потребности, и не просто выявить, просчитать, структурировать по приоритетности, но учесть все потребности и интересы социальных групп, сфер управления, тем более предвидеть, предусмотреть их возможные изменения. Здесь уместно напомнить соотношение ключевых дефиниций: «потребности» и «интересы» человека.
Потребности и интересы — однопорядковые категории, первые направлены на предмет их удовлетворения, вторые — на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. В сфере управления особое значение имеет положение о том, что удовлетворение потребностей низших уровней как основы жизненных процессов определенным образом детерминирует активизацию потребностей высшего уровня (самоактулизации, общественного признания, потребности быть полезным обществу). Управленческое решение только тогда может быть эффективным, когда ориентировано на потребности человека, учитывает существующие в обществе или отдельных его структурах чувства и настроения. Большинство россиян не довольствуются потребностями низшего уровня, в обществе доминируют настроения и чувство несправедливости, обусловленные тем, что люди, вынужденные зарабатывать на жизнь, используя двойную, тройную занятость, не могут реализоваться в своей профессии.
Принятие политических решений без учета таких настроений в обществе может создать критическую массу недовольства и уж во всяком случае не соответствует духу Конституции РФ. В ст. 2 человек провозглашен высшей ценностью, а соблюдение его прав и интересов это обязанность государства. Целеполагание в госуправлении на ближайшую перспективу следует определять только в контексте качества жизни: упрочения правового и общественного порядка, удовлетворения наиболее важных материальных и духовных потребностей граждан, права народа на достойное человеческое существование.
Столь масштабная цель госуправления была обоснована еще в XIX в. одним из основателей школы государственников, выдающимся русским мыслителем В. Соловьевым в его теоретическом труде «Оправдание добра»
1. Народ на государственном уровне, как справедливо отмечает Г. Атаманчук, по существу никогда не выступал субъектом формирования целей госуправления, обычно ему отводилась роль средства реализации субъективистских целей, причем о цене средства особо не беспокоились
2. В нашей отечественной
истории механизм выработки
Информация о работе Организационная структура управления и ее типология