Организационная структура управления и ее типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:50, доклад

Описание работы

Организационная структура управления — это упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между собой по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация) и обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления. Влияние организационной структуры управления на результаты деятельности организации изучалось с давних пор. Этот исследовательский подход впервые зародился именно в органах государственного управления, так как государство было первым институтом, создавшим достаточно крупные учреждения, применительно к которым постановка подобного вопроса имела смысл.

Файлы: 1 файл

организационная структура управления и ее типология.docx

— 111.69 Кб (Скачать файл)

На практике процесс согласования общественного взаимодействия осложняется (порой блокируется полностью) целым  рядом объективных и субъективных причин. К их числу относятся.

• Жесткие сроки, устанавливаемые  для принятия решений.

• Ограниченность не только временного ресурса, но и финансовых возможностей для проведения консультаций, совещаний, экспертизы и т.д.

• Недостаточность опыта  и культуры (политической, правовой) у общественных институтов и граждан, что отражается негативно на характере  переговорных процессов, затрудняет согласование различных позиций, мнений, формирование единых целей и решений.

• Низкий уровень профессионализма и административной этики у ряда служащих, отсутствие знаний и навыков  общественных связей (public relations).

Именно этим зачастую определяется закрытость, укоренившаяся у отдельных  чиновников привычка решать общезначимые вопросы келейно, за закрытыми дверями. Все цели совокупно и каждая в  отдельности должны быть обеспеченными  в ресурсном отношении как с материальной стороны, так и с интеллектуальной — только тогда цели станут возможными.

Ресурсы органов государственного управления как необходимое и  сложное явление, еще не рассматриваются  системно ни на практике, ни в науке. Именно ресурсы органов госуправления выступают после целеполагания важнейшим элементом в механизме госуправления. Как известно, реализация управленческого решения, действие закона есть организуемый процесс перевода его норм в реальное поведение граждан и функционирование институтов общества, протекающий циклически, системно, с использованием комплекса средств для достижения его цели и преобразования общественных отношений

1. Термин «ресурсы» означает  средства, запасы, возможности, источники  чего-либо. Ресурсы органов госуправления — это все средства, методы, блага, обладание которыми и их использование повышают способность и возможность управляющего воздействия. Особое значение имеют природные и человеческие ресурсы — самые ценные и к тому же ограниченные.

К ним управленцам стоит  относиться архибережно, научиться не транжирить национальное достояние, а обращаться к другого рода ресурсам, которые не требуют больших затрат и могут воспроизводиться и развиваться.

 К таким средствам,  методам и благам относятся: 

1) ресурс права, причем  право здесь понимается в самом  широком смысле, не только конституции,  законодательства, нормативные акты, но правовая культура людей; 

2) ресурс демократии как  соответствующей системы самоорганизации  жизни людей на основе их  прав и свобод, антипод демонии власти;

3) ресурс организации как  упорядочения, рационализации системы  госуправления и процесса (деятельности) госуправления, в том числе при определении целей и принятии соответствующих политических и административных решений;

4) ресурс знания в самом  широком смысле, включая информационно-технологические  возможности общества, формирующие  менталитет госслужащих, социально-психологические  стереотипы поведения, социальные  и моральные нормы людей. 

Можно, очевидно, объяснить  ресурсы через определенные материальные и духовные формы, условия какой-либо деятельности. Профессор Бачило уточняет, что ресурсами выступает вся совокупность материальных и организационных условий, реальное состояние которых обеспечивает качественную деятельность управленческих структур, выделяет такие виды ресурсов: информационные, кадровые, финансовые, научные, технологические

2. Нехватка, некомплектность  ресурсов часто является причиной  провалов и неудач. Если ресурсов  выделено недостаточно, работники  понимают, что задание невыполнимо  и соответственно относятся к  нему. Цель уже не служит стимулом. Это рождает проблему совершенствования  ресурсного обеспечения системы  госуправления.

Ресурсное обеспечение может  совершенствоваться в количественном и качественном отношениях. Качественное его улучшение, как правило, является более сложной проблемой, но и  положительный эффект здесь значительнее. Например, увеличение численности личного  состава не создаст профессионального  ядра кадров. Более того, квалифицированные  работники способны решать стоящие  перед системой задачи не числом, а  умением. Аналогичным образом обстоит  дело с материально-техническим  обеспечением. Так, тщательно продуманное  территориальное размещение экспериментальных  лабораторий, оснащенных техникой для  производства сложных экспертиз, может  удовлетворить потребности в  их проведении с меньшими затратами, чем простое увеличение соответствующего оборудования и экспертов, и т.д.

Естественно, совершенствование  ресурсного обеспечения требует  предварительного анализа потребностей системы, конкретных органов госуправления и степени их соответствия наличным резервам, а также возможности их перераспределения и использования с учетом научно обоснованных нормативов. Другая проблема ресурсного обеспечения госуправления связана с возникающими во все времена противоречиями между теми, кто выделяет ресурсы, и теми, кто их использует. Известно, у кого больше ресурсов, у того больше власти и возможностей.

Ресурсы — это источник реализации всех видов целей, но если есть заметные «ножницы» между целями-заданиями  и целями самосохранения организации, нет гарантии, что выделяемые ресурсы  будут использованы на благо народа, в интересах дела. Бывает, что  правительственная программа полностью  достигла целей, решила проблему, ради которой разрабатывалась, исчерпала  свои возможности; но бывает, что созданная  с самыми благими пожеланиями  программа терпит полный провал, нисколько  не продвинувшись к цели.

В обоих случаях всегда есть момент, когда можно и нужно  от нее отказаться и перераспределить выделенные ресурсы на продолжение  перспективной работы или на новую  программу, которую надо опробовать. Но ни одно государственное учреждение не способно решиться на это — это общая болезнь администраторов. Причина здесь, в основном, в нежелании лишиться выделенных средств. Итак, результаты деятельности никогда не совпадают абсолютно с полагаемой целью как идеальным предвосхищением будущего, ибо реальные связи всегда богаче, многостороннее любого идеального образа, существующего в сознании субъекта в момент постановки цели. Расхождение также детерминировано ресурсами, средствами реализации цели. С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор ресурсов для ее достижения, с другой —- та совокупность ресурсов, которыми располагает субъект, в общем виде предопределяет реально достижимые цели. Неправильный выбор средств означает невозможность достижения цели. Идеальное полагание будущей деятельности вне выбора определенных ресурсов, средств может означать, что речь идет не о конкретной цели, а лишь об абстрактном и туманном стремлении.


Информация о работе Организационная структура управления и ее типология