Организационная структура: виды и сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть основы организационной структуры коммерческого банка, а также изменения, которые могут происходить с ней.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
1.1. Понятие организации и организационной структуры…..………… 5
. Классификация организационных структур……………...……….. 8
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ БАНКА НА ПРИМЕРЕ ООО «КАМКОМБАНК»
2.1. Основы организационной структуры банка……………………… 24
2.2. Описание структуры ООО «Камкомбанк»……………………….. 30
2.3. Изменение организационной структуры ООО «Камкомбанк» во время кризиса………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. .. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное  автономное учреждение высшего

профессионального образования

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

КАФЕДРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ФИНАНСОВОГО

 МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА:

Организационная структура: виды и сравнительный анализ

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..        3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

1.1. Понятие организации и организационной структуры…..…………     5

    1. . Классификация организационных структур……………...………..     8
  1. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ БАНКА НА ПРИМЕРЕ ООО «КАМКОМБАНК»

2.1. Основы организационной  структуры банка………………………     24

 2.2. Описание структуры ООО «Камкомбанк»………………………..     30

 2.3. Изменение организационной структуры ООО «Камкомбанк» во время кризиса……………………………………………………………     35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. ..    37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….     38

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….    41 
ВВЕДЕНИЕ

«Структура  организации»,  или  «организационная  структура»  - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное  с целями,   функциями,   процессом   управления,    работой    менеджеров    и распределением между ними полномочий.  В  рамках  этой  структуры  протекает весь  управленческий  процесс  (движение  потоков  информации   и   принятие управленческих  решений),  в  котором  участвуют  менеджеры  всех   уровней, категорий и  профессиональной  специализации.  Структуру  можно  сравнить  с каркасом здания управленческой системы,  построенным  для  того,  чтобы  все протекающие  в  ней  процессы  осуществлялись  своевременно  и  качественно.

Отсюда и  то внимание, которое руководители  организаций  уделяют  принципам  и методам построения структур управления, выбору их типов  и  видов,  изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

С развитием рыночной экономики возникает потребность в создании адекватной структуры финансовой организации, включающей финансовые рынки и финансово-кредитные институты, обслуживающие их функционирование. Их центральным звеном являются банки, играющие определяющую роль в стабилизации финансовой системы, обслуживании денежного оборота, обеспечении хозяйствующих субъектов кредитными средствами. Международный и отечественный опыт свидетельствует о том, что состояние банковской системы является индикатором состояния всей экономики. 

Тема курсовой работы актуальна потому, что от уровня структуры любой организации, в том числе и банка, непосредственно зависит успех в достижении целей избранной стратегии. Мировая банковская практика показывает, что просчеты в организационных структурах очень часто приводили даже мощные банки к тяжелому кризису. Поэтому выбор и устроение организационной структуры в соответствии с внутренними и внешними факторами, которые определяют деятельность банка, стоящие перед ним стратегические цели, является одной из наиболее важных и ответственных задач маркетинга. Каждый из существующих видов организационных структур имеет свои преимущества и недостатки, которые должны обязательно учитываться при выборе того или иного их них. 

Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования. Предметом исследования является организация и ее структура. Объект исследования организационная структура коммерческого банка на примере ООО «Камкомбанк». 

Цель работы - рассмотреть основы организационной структуры коммерческого банка, а также изменения, которые могут происходить с ней. 
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 

  1. Изучить необходимую литературу по выбранной теме;
  2. Дать определение понятию «структура организации»; 
  3. Рассмотреть различные виды структуры организации, этапы их формирования и развития;
  4. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об особенностях организационной структуры банка; 
  5. Рассмотреть сущность и специфику направлений совершенствования организационной структуры коммерческого банка на примере ООО «Камкомбанк».

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

1.1. Понятие организации и организационной структуры

Организация — совокупность людей и условий их деятельности. Представляет собой единство функций (основных задач, которые она решает для достижения  целей) и структуры (частей, находящихся в определенном соотношении и взаимодействии).1

Организация обладает следующими общими признаками:

  • определение ее характера кадрами и менеджером;
  • объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
  • сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;
  • определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;
  • единство рабочих процессов и процессов управления как результата разумного разделения труда.2

Организация — единство состояния и процесса, так как  она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней среды фирмы.

Организационная структура  представляет собой упорядоченную  совокупность взаимосвязанных частей организации, обособившихся в результате разделения труда.

Ключевыми понятиями  структуры организации являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:

  • в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
  • исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.3

Отношения между  элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:

  • на подпроцессы промышленного производства;
  • изготавливаемые изделия;
  • пространственные производственные условия.

Организационная структура  регулирует:

  • разделение задач по отделениям и подразделениям;
  • их компетентность в решении определенных проблем;
  • общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается  как иерархическая структура.

Основные положения рациональной организации:

  • приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);
  • обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс");
  • короткие пути управления;
  • баланс стабильности и гибкости;
  • способность к целеориентированной самоорганизации и активности;
  • желательность стабильности циклически повторяемых действий.

На организационную  структуру влияют следующие факторы:

  • размеры предприятия;
  • применяемая технология;
  • окружающая среда.4

Таким образом, как любое сложное образование, организация состоит из отдельных взаимосвязанных частей, то есть имеет определенную структуру. Данная структура называется организационной и является связующим элементом, который позволяет всем разрозненным подразделениям осуществлять свою работу согласовано и эффективно.

 

 

1.2. Классификация организационных структур

В современной теории менеджмента выделяются два типа организационных структур: бюрократический (иерархический) и органический. Они  построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели лежит представление о предприятиях как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевыми положениями этой концепции являются:

  • принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
  • принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
  • принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
  • принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
  • принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Органические структуры  управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главными свойствами управленческих структур органического типа является высокая гибкость, меньшая связанность с правилами и нормами, способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными.

Наглядно различия между  бюрократической и органической типами структур управления представлены в таблице 1.

 

Бюрократический тип

Органический  тип

Четко определенная иерархия

Постоянные изменения  лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем 

Система обязанностей и  прав

Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований

Разделение задачи на ряд процедур

Процессный подход к  решению проблем

Обезличенность во взаимоотношениях

Возможность самовыражения  саморазвития

Жесткое разделение трудовых функций

Временное закрепление  работы за интегрированными проектными группами

Информация о работе Организационная структура: виды и сравнительный анализ