Организационная структура: виды и сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть основы организационной структуры коммерческого банка, а также изменения, которые могут происходить с ней.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
1.1. Понятие организации и организационной структуры…..………… 5
. Классификация организационных структур……………...……….. 8
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ БАНКА НА ПРИМЕРЕ ООО «КАМКОМБАНК»
2.1. Основы организационной структуры банка……………………… 24
2.2. Описание структуры ООО «Камкомбанк»……………………….. 30
2.3. Изменение организационной структуры ООО «Камкомбанк» во время кризиса………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. .. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Формирование бригадных  структур требует серьезной подготовки. Прежде всего, это касается распределения  всего персонала по автономным командам. Каждую бригаду возглавляет освобожденный  руководитель, характер работы которого определяется концепцией групповой формы, согласно которой поощряются взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблем. В этом контексте менеджмент носит характер квалифицированных консультаций и опирается на достижение группового согласия. Существенно меняются требования к квалификации работающих: предпочтение отдается людям с универсальными знаниями и навыками, способным обеспечить взаимозаменяемость и гибкость при смене выполняемых бригадой заданий. Сочетание коллективной и индивидуальной ответственности за качество работы и ее конечный результат резко снижает необходимость в строгом контроле извне и в промежуточном учете выработки. Меняются и условия оплаты труда, стимулирующие в первую очередь экономически выгодное сотрудничество и заинтересованность в росте доходов и прибыли. В системах оплаты труда предусматривается тесная связь между уровнем заработной платы каждого члена бригады и общими результатами.

Бригадная структура  управления может быть представлена следующим образом:

 
Рис.6. Структура организации, состоящей  из рабочих групп (бригадная)

 

Преимущества бригадной  структуры:

- сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;

- гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;

- работа в группах создает условия для самосовершенствования;

- возможность применения эффективных методов планирования и управления;

- сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки бригадной структуры:

- усложнение взаимодействия;

- сложность в координации работ отдельных бригад;

- высокая квалификация и ответственность персонала;

- высокие требования к коммуникациям.

Данная форма организационной  структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это - один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества.

Основным принципом  построения проектной структуры  является концепция проекта, под  которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение  новых технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и другие ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.

К преимуществам структуры управления по проектам можно отнести:

- высокая гибкость;

- сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.

Недостатки структуры  управления по проектам:

- очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;

- дробление ресурсов между проектами;

- сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;

- усложнение процесса развития организации как единого целого.

Проекты гибки, достаточно просты и экономичны. Основная проблема состоит в распределении ресурсов, в том числе персонала и специалистов, между проектами. Также важен подбор компетентного руководителя. Структура удобна в организациях с небольшим числом одновременно выполняемых проектов.

Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно, прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы.

Еще один изъян структур бюрократического типа - невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.

Поэтому в последнее  время наметилась направленность к  органическим структурам, которые способны предотвратить описанные выше недостатки бюрократической организационной структуры и применение которых позволяет удовлетворять современные  требованиям рынка.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ БАНКА НА ПРИМЕРЕ ООО «КАМКОМБАНК»

2.1. Основы организационной структуры банка

От уровня организационной  структуры банка непосредственно  зависит успех в достижении целей  избранной стратегии. Поэтому выбор  и формирование организационной структуры является одной из наиболее важных задач в деятельности банка.

Для эффективного управления банком целесообразно выделять внутренние и внешние подразделения, составляющие необходимые элементы его организационной  структуры (организационного построения), взаимодействие между которыми при  надлежащем управлении обеспечивает процесс функционирования и развития банка как единой системы. К внутренним подразделениям банков относятся департаменты, управления, отделы и другие организационные образования, к внешним — дочерние организации, филиалы, отделения, дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, пункты обмена иностранной валюты, представительства (бюро, агентства) и некоторые другие.11

В структуре банка  обычно выделяют два типа отделов: линейные и штабные. В линейных отделах  занимаются выполнением операционной работы, а именно: принятием вкладов, выдачей кредитов, покупкой ценных бумаг и т. д. Свое название «линейные» эти отделы получили по характеру функций, которые делегируются с высших эшелонов управленческой структуры на более низкие и которые образуют непрерывную связь по вертикали. Штабные отделы выполняют функции обслуживания линейных с целью повышения эффективности деятельности последних. К штабным относят такие отделы, как отдел кадров, планирования, юридический, статистический и т. д. 
Правильно выбранная внутренняя организационная структура, своевременная ее трансформация в соответствии с меняющимися обстоятельствами — важные, строго обязательные условия реализации банком своей стратегии и планов, его эффективной деятельности сегодня и в перспективе.

Организационные структуры  внутреннего построения банка с  определенной долей условности делятся  на две большие группы: классические и адаптивные.

К классическим (традиционным) формам организационного построения банков относятся: функциональные подразделения и службы,  дивизиональные подразделения и службы и организационные структуры банков, действующих на международных рынках.12

Функциональные структуры  — это более или менее обособленные подразделения (службы), реализующие  функции в соответствии с делением всей деятельности банка на главные части или отрасли, которые достаточно легко разграничить содержательно.

Функциональный тип  организации внутренних подразделений  для российских (и не только российских) банков можно считать традиционным. Такой принцип организации, если он проведен грамотно и последовательно, обеспечивает конкурентные преимущества за счет углубления специализации, четкости, надежности коммуникаций, отсутствия дублирования, что позволяет оперативно принимать и реализовывать необходимые управленческие решения.

Функционально организованные подразделения и службы банка, выполняющие  массивы однотипных задач, в свою очередь, можно разделить на подгруппы:

  • основные (функциональные) подразделения, выполняющие задачи, конституирующие саму природу банковской деятельности, т.е. либо непосредственно создающие банковские продукты, оказывающие соответствующие услуги клиентам банка, либо опосредованно участвующие в создании и реализации продуктов банка. К ним можно отнести, например, такие подразделения (департаменты, управления, отделы), как: пассивных операций; активных операций; валютных операций; операций с ценными бумагами; бухгалтерского учета и отчетности; плановое (планово-аналитическое); маркетинга и др.;
  • обеспечивающие подразделения, которые в технологическом отношении не участвуют в основных операциях банка, выполняя задачи вспомогательного, обслуживающего характера, направленные на создание условий для надежного и эффективного функционирования подразделений первой подгруппы; к ним относятся подразделения (департаменты, управления, отделы, службы): кадров (по работе с персоналом); нормативно-правового; безопасности; информационного обеспечения; технического обеспечения; хозяйственное.

Если объемы задач, решаемых данными (и не названными здесь) подразделениями, достаточно большие, то внутри них могут создаваться дополнительные, более мелкие подразделения.

Дивизиональная организация  предполагает разделение банка на ряд  крупных «дивизионов» или прибыльных центров. В результате внутри банка возникают новые крупные объекты управления — своеобразные мини-банки. Каждый из таких центров во многом напоминает специализированное линейное подразделение, однако имеет собственный внутренний менеджмент (в лице особого управляющего, который должен так организовать управление объектом, чтобы обеспечить его рентабельную работу), а в качестве критерия эффективности его функционирования используется величина прибыли. Дивизиональный вариант организации подразделений банков в российской практике пока не получил широкого распространения.

Структуры этого типа предполагают деление банка не по функциональному признаку, а в  соответствии с видами предлагаемой банковской продукции.

Соответственно, выделяются три вида дивизиональных организационных  структур:

  • структуры, ориентированные на предоставление различных видов банковской продукции. Структуры такого типа внедряют банки, оказывающие своим клиентам большие объемы отдельных видов услуг. В этих условиях для эффективного управления становится целесообразным осуществлять руководство предоставлением каждого продукта отдельно, так что функции управления оказанием отдельных услуг сосредотачиваются в руках специалистов по конкретным продуктам. Управления, специализирующиеся на конкретных услугах, могут создавать подведомственные отделения, которые занимаются оказанием отдельных услуг. Например, выдача краткосрочного кредита предполагает сбор информации о клиентах, оценку их кредитоспособности, заключение кредитных договоров. Сталкиваясь с необходимостью осуществления большого многообразия функций, банки включают в штат различных специалистов, которые могли бы квалифицированно оценить различные проекты.
  • структуры, ориентированные на различные группы потребителей.  При таком способе построения банка акцент делается на нуждах целевых потребителей услуг. Банк сосредотачивает основное внимание на определенных группах клиентов. Все предоставляемые банком услуги концентрируются в отдельных подразделениях, предоставляются банковских услуг и обслуживающих конкретные группы потребителей. Например, услуги розничным клиентам управлениями персональных инвестиционного менеджмента; услуги клиентам оптового рынка-управлениями операций на рынке капиталов и обслуживания корпораций.
  • региональные организационные структуры. В этом случае вся работа банка строится через сеть отделений, предлагающих свои услуги клиентам в различных регионах. Чтобы задача выполнялась успешно, необходимо хорошее знание характерных особенностей различных регионов, клиентов, которых банк обслуживает.

Когда банк выходит на международный уровень, он должен реорганизовать свою структуру. Она значительно усложняется. Наряду с отделениями внутри страны, организуются новые отделения, расположенные в других странах, имеющие известную степень независимости. Руководитель отделения непосредственно подчиняется высшему руководству банка. Действуя на международном уровне, банк может выступать в четырех организационных формах: отделения, представительства, филиалы, консорциальное участие.

Адаптивными считаются  организационные структуры, создаваемые банками на временной или постоянной основе для решения тех или иных дополнительных, вспомогательных (на данный момент времени) задач, позволяющие им верно реагировать на новые процессы в экономике, финансах, приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности, т.е данная  организационная структура призвана обеспечивать своевременную адекватную реакцию на изменение рыночных ситуаций.  К их числу можно отнести: 13

  1. проектные структуры (особые подразделения, создаваемые на временной основе для реализации крупномасштабных проектов, в том числе совместных инвестиционных);
  2. подразделения (службы), создаваемые для разработки и последующей реализации клиентам нового банковского продукта;
  3. представительства;
  4. банковские группы, объединения, холдинги;
  5. финансово-промышленные группы с участием банков.

Последние три вида организационных  структур относятся к формам внешних  подразделений банков. Это означает, что адаптивными могут и должны быть подразделения (службы) как внутренние, так и внешние.

Рассмотренные формы  подразделений банков, как правило, не являются альтернативными (взаимоисключающими) в строгом смысле этого слова. Любой банк на практике должен использовать и функциональные, и дивизиональные, и адаптивные формы. Более того, сами эти понятия являются всего лишь теоретически выделенными формами, которые удобны для аналитических целей, но которых в реальной жизни нет и не должно быть в «чистом виде».

Модель организационного построения каждого конкретного  банка — это уникальное (за редким исключением) сочетание названных выше форм подразделений, зависящее как от реальных условий их функционирования, так и от многих привходящих обстоятельств. Так, банки различаются между собой по размеру, уровню специализации, обслуживаемой клиентуре, структуре пассивов и многими другими характеристиками. Различные требования предъявляются и к их организационному построению. Разные цели и задачи развития банка, принятые в нем принципы управления и намерения внести в них изменения, планы корректировки специализации и многие другие причины в свою очередь могут ставить дилеммы в выборе вариантов организационных структур. Невозможно создать идеальную банковскую структуру, максимально удовлетворяющую всем возможным требованиям. В определенном смысле организационная структура банка всегда компромиссна.

Информация о работе Организационная структура: виды и сравнительный анализ