Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:36, дипломная работа
Цель моей дипломной работы состоит в разработке предложений для проектирования службы управления персоналом на предприятии.
Достижение поставленной цели обусловило выдвижение и решение следующих задач, отражающих логику и концепцию исследования:
• исследовать теоретические основы управления персоналом;
• проанализировать предприятие и характеристику персонала;
• исследовать процесс управления персоналом на предприятии;
• проанализировать степень эффективности существующего управления персоналом на предприятии;
• разработать рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом на предприятии.
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом,
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала.
Укрупненно можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации:
Эти факторы воздействия на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным отношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю, перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и др. В ряде организаций формируются системы управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами.
Система управления персоналом в организации - система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций:
Сегодня кадровые подразделения реализуют многие функции, ранее рассредоточенные по экономическим, производственно-техническим и другим подразделениям. Их интеграция в одном месте свидетельствует о реальном росте влияния человеческих ресурсов в практике внутрифирменного руководства. Такое построение службы позволяет администрации реально управлять этим важным ресурсом и решать сложные задачи повышения эффективности производства. В настоящее время наибольшие усилия кадровых подразделений (по затраченному времени) направлены на совершенствование трудовых отношений, подбор кандидатов на вакантные должности, разработку и реализацию учебных программ и программ социального развития, а также организацию заработной платы. При этом далеко не во всех случаях они могут самостоятельно принимать соответствующие решения, а делят эту обязанность, прежде всего, с линейными руководителями и с другими службами.
Новое явление в сфере обслуживания кадровой работы - обособление функции подбора ключевого персонала, руководителей и специалистов в особый род инфраструктурных организаций. Некоторые из них ведут счет на сотни тысяч рекомендованных и принятых клиентами на работу специалистов. Самая значительная по масштабу кадровых услуг - сфера профессиональной подготовки и повышения квалификации. На ее долю приходится от 20 до 40% всей суммы, затрачиваемой организациями в этой области. Причем создан также обширный рынок учебных материалов, программ, технических средств обучения.
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать главные цели системы управления персоналом: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие. В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом организации. В качестве базы для ее построения используются закономерности, принципы и методы, разработанные наукой и апробированные практикой.
Напомню, что принцип — это требование объективных законов управления кадрами и правило их реализации в конкретных условиях деятельности персонала, т. е. научно обоснованная категория, и он произвольно не выбирается. При организации управления требуется решение двух задач:
Принципы построения системы управления персоналом - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации. Они представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих экономических законов, присущих им общих черт, начал их действия. Принципы объективны так же, как объективны экономические законы.
Эти принципы следует отличать от методов построения системы управления персоналом. Первые постоянны и носят обязательный характер, а совокупность методов может меняться в зависимости от изменения условий при сохранении принципов. Принцип позволяет формировать систему методов и каждый метод в отдельности. Но метод не имеет такого воздействия на принцип, так как последний объективен.
Наука и практика выработали инструментарии изучения состояния действующей системы управления персоналом организации, построения, обоснования и реализации новой системы - методы построения системы управления персоналом.
Раскроем сущность основных методов:
Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. Ценность системного подхода состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает основу для логического и последовательного подхода к проблеме принятия решений. Эффективность решения проблем с помощью системного анализа определяется структурой решаемых проблем.
Экономический анализ играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.
Системный анализ служит методическим средством
системного подхода к решению проблем
совершенствования управления персоналом.
Он ориентирует исследователя на раскрытие
системы управления персоналом в целом
и составляющих ее компонентов: целей,
функций, организационной структуры, кадров,
технических средств управления, информации,
методов управления людьми, технологии
управления, управленческих решений; на
выявление многообразных типов связей
этих компонентов между собой и с внешней
средой и сведение их в единую, целостную
картину. Внешней средой для управления
персоналом являются не только другие
подсистемы системы управления данной
организации (например, подсистема управления
внешними хозяйственными связями и т.п.),
но и внешние организации (поставщики
и потребители, вышестоящие организации
и т.п.).
Метод декомпозиции позволяет
расчленить сложные явления на более простые.
Чем проще элементы, тем полнее проникновение
в глубь явления и определение его сущности.
Например, систему управления персоналом
можно расчленить на подсистемы, подсистемы
- на функции, функции - на процедуры, процедуры
- на операции. После расчленения необходимо
воссоздать систему управления персоналом
как единое целое, т.е. синтезировать. При
этом применяется метод декомпозиционного
моделирования, где модели могут быть
логическими, графическими и цифровыми.
Метод последовательной
подстановки позволяет изучить влияние
на формирование системы управления персоналом
каждого фактора, под действием которого
она сложилась, исключая действия других
факторов. Факторы ранжируются и отбираются
наиболее существенные.
Метод сравнений позволяет
сопоставить существующую систему управления
персоналом с подобной системой передовой
организации с нормативным состоянием
или состоянием в прошлом периоде. Следует
учитывать, что сравнение дает положительный
результат при условии сопоставимости
исследуемых систем, их однородности.
Расширить границы сопоставимости можно
путем исключения факторов несопоставимости.
Динамический метод предусматривает расположение
данных в динамическом ряду и исключение
из него случайных отклонений. Тогда ряд
отражает устойчивые тенденции. Этот метод
используется при исследовании количественных
показателей, характеризующих систему
управления персоналом.
Метод структуризации
целей предусматривает количественное
и качественное обоснование целей организации
в целом и целей системы управления персоналом
с точки зрения их соответствия целям
организации. Анализ целей, развертывание
их в иерархическую систему, установление
ответственности подразделений за конечные
результаты работы, определение их места
в системе производства и управления,
устранение дублирования в их работе являются
важными предпосылками построения рациональной
системы управления персоналом. При структуризации
должны быть обеспечены взаимоувязка,
полнота, сопоставимость целей разных
уровней управления персоналом.
Экспертно-аналитический
метод совершенствования управления персоналом
основывается на привлечении высококвалифицированных
специалистов по управлению персоналом,
управленческого персонала предприятия
к процессу совершенствования. При использовании
этого метода очень важна проработка форм
систематизации, записи и ясного представления
мнений и заключений экспертов. С его помощью
выявляются основные направления совершенствования
управления персоналом, оценки результатов
анализа и причины недостатков. Однако
он не всегда обладает высокой точностью
и объективностью в связи с тем, что у экспертов
отсутствуют единые критерии оценок. Этот
метод наиболее эффективен при многошаговой
экспертизе.
Исключительный эффекта практике совершенствования
управления персоналом дает нормативный метод.
Он предусматривает применение системы
нормативов, которые определяют состав
и содержание функции по управлению персоналом,
численность работников по функциям, тип
организационной структуры, критерий
построения структуры аппарата управления
организации в целом и системы управления
персоналом (норма управляемости, степень
централизации функций, количество ступеней
управления, число звеньев, размеры подразделений,
порядок подчиненности и взаимосвязи
подразделений), разделение и кооперацию
труда руководителей и специалистов управления
персоналом организации.
Все шире применяется параметрический
метод. Его задача - установление функциональных
зависимостей между параметрами элементов
производственной системы и системы управления
персоналом для выявления степени их соответствия.
В последнее время при совершенствовании
системы управления персоналом начали
применять метод функционально-
Метод главных компонентов позволяет
отразить в одном показателе (компоненте)
свойства десятков показателей. Это дает
возможность сравнивать не множество
показателей одной системы управления
персоналом с множеством показателей
другой подобной системы, а только один
(1-й, 2-й или 3-й компонент).
Балансовый метод позволяет
произвести балансовые сопоставления,
увязки. Например, сравниваются результаты
обработки фотографий рабочего дня и технологических
карт выполнения управленческих операций
и процедур с действительным фондом рабочего
времени их выполнения.
Опытный метод базируется
на опыте предшествующего периода данной
системы управления персоналом и на опыте
другой, аналогичной, системы.
Информация о работе Организационное проектирование службы управления персоналом