Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 10:27, курсовая работа
Успешность поступательного развития системы управления в современной России в значительной степени зависит от качества управления организациями.
Задачи, стоящие сегодня перед организациями, предприятиями, требуют формирования у ее руководителей новых компетенций, готовности к решению нестандартных ситуаций, осуществлению инновационной деятельности, активному использованию информационных ресурсов и технологий.
Вместе с тем, растущие требования к компетентности управленцев существенно превышают соответствующую компетентность действующих администраторов.
Большинство возникающих проблем и трудностей в управлении связаны именно с несформированностью профессиональной компетентности руководителей.
Для того, чтобы курсы "работа с другими", "решение проблем", способствовали становлению у студентов базовой компетентности учебный процесс учреждений среднего профессионально-технического образования строится как процесс поиска студентами способов решения проблем. Студентам даются задания, в ходе которых рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается общество в настоящее время, например, взрыв коммуникаций, или энергетический кризис, или загрязнение окружающей среды и т.п. Такой тип заданий относится к исследовательским.
Ряд заданий требуют от студентов решения какой-либо частной проблемы: например, если человек нашел работу в другом городе и ему необходимо найти квартиру для проживания.
Задания могут содержать требования по разработке проекта для достижения какой либо цели. От студентов требуется обосновать причины возникновения данной проблемы, выяснить, какие решения этой проблемы сегодня существуют, найти и обосновать альтернативные варианты решения.
В ходе выполнения заданий студент оказывается вынужденным обращаться к каталогам, справочникам, журналам, Интернет-ресурсам и т.п.
При выполнении подобных заданий у студентов развивается и информационная компетентность (умение собирать и обрабатывать информацию из разных источников, осуществлять контакты/связи с другими людьми в разных ситуациях, используя как устную, так и письменную, в том числе электронную формы общения (e-mail - для связи с преподавателем и студентами, web quest-для выполнения задания и т.п.).
Оценка работ студентов осуществляется на основе наблюдения за их деятельностью. Продуктом деятельности студентов может быть рапорт, презентация, проект.
Таким образом, формирование профессиональной компетентности происходит в процессе обучения, которое обеспечивает трансформацию одного типа деятельности (познавательного) в другой (профессиональный). Реализация такого процесса требует нового содержания профессионального образования и новой организации учебно-профессионального пространства. Это возможно за счет применения e-learning'a. Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Информатизация выступает как основной механизм реализации новой образовательной парадигмы, как новое качество системы образования, как средство реализации функции прогнозирования образовательной системы, а также системы связи науки и образования.
1.3 Повышение профессиональной компетентности управленческих кадров на уровне современных требований
В ситуации изменений, происходящих в управлении, все более значимым для руководителя становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. В Концепции модернизации российского управления на период до 2010 г. подчеркивается, что основная задача современного управления состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Реформирование современного управления предъявляет новые требования к руководителям. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий управленческий процесс руководитель является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского управления, становится повышение профессионального уровня руководителей и формирование коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность руководителя.
Существуют определенные квалификационные характеристики руководителей, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности руководителя и т.д. А какие качества руководителя могут указывать на то, что управленец является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационному управлению. Какой труд управленца можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд руководителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется управленческая деятельность, управленческое общение, реализуется личность руководителя, достигаются хорошие результаты в управлении. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности руководителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к управленческим инновациям. От уровня профессионализма руководителей, их способности к непрерывному управлению напрямую зависят психологический климат в коллективе, результаты экономического развития организации. В соответствии с этими требованиями можно определить основные подходы к развитию профессионализма руководителя:
подход. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи руководителям в организации. Главной целью методической работы является - непрерывное совершенствование квалификации руководителя, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области управления.
Этот вариант развития профессионализма реализуется через следующие формы работы:
. Повышение профессионального и культурного уровня руководителя;
. Стимулирование его служебной и общественной активности;
. Совершенствование методов и стиля взаимодействия с сотрудниками на принципах гуманизации, демократизации, гласности;
. Формирование умений и навыков анализа управленческого процесса в целом и самоанализа своей управленческой деятельности в частности;
Практические формы научно - методической работы:
Конференции, семинары, тренинги, научно - практические и проблемные семинары, работа творческих лабораторий и временных творческих групп формального и неформального характера, дискуссии, круглые столы, организационно - деятельные игры, организация курсов повышения квалификации , организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, индивидуальные консультации.
подход. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца. Данная форма может быть реализована очно и заочно на основании договоров с учреждениями, имеющими лицензию на повышение квалификации. Такие курсы решают проблему срыва производственного процесса. Возможность учиться у первоклассных специалистов оказалась чрезвычайно востребована руководителями страны.
подход. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную систему управления руководителя.
Критерием оценки эффективности развития профессионализма будет являться положительная динамика в уровне профессионализма руководителей, а также уровень удовлетворенности руководителей и востребованность предлагаемых услуг.
Сегодня существуют постоянно действующие курсы повышения квалификации руководителей, специалистов с помощью Интернета. Из
наиболее
популярных можно перечислить следующие учреждения: Центр научно-технической информации "Прогресс" - крупнейший в России центр обучения и повышения квалификации, Бизнес-школа SRC - www.src-master.ru <http://www.src-master.ru> Бизнес школа MBA - www.emba.ru <http://www.emba.ru>, Русская Школа Управления - <Русская%20Школа%20Управления%
Организация учебного процесса сводится к изучению специально подготовленных учебных материалов, тестированию, возможности консультации с преподавателем. Учебный процесс включает в себя выполнение индивидуальных заданий, электронные семинары и занятия, кроме того, учебный материал дублируется на компакт-диске, который высылается слушателям обычной почтой.
В ситуации изменений, происходящих в управлении, все более значимой для руководителя становится адресная индивидуализированная помощь, которая оказывается ему оперативно и направлена не столько на преодоление дефицита, связанного с недостатком знаний по актуальным вопросам управления, сколько обеспечивает поддержку в поиске и мобилизации собственных ресурсов для решения возникающих профессиональных проблем. Таким характеристикам соответствует виртуальное консультирование, т.е. консультирование руководителя по интересующим вопросам, осуществляемое на базе информационно-коммуникационных технологий при помощи технико-технологических и информационных ресурсов Интернета.
Структурные компоненты такого консультирования:
запросы на консультирование, сформулированные от первого лица (затруднения в области управления или по вопросам личностно-профессионального развития руководителя);
консультационный текст, составленный и оформленный в текстовом редакторе консультантом;
список литературы или других источников, которые использовались для подготовки текста консультации.
Наиболее масштабно и целостно виртуальное (сетевое) консультирование руководителей осуществляется на
консультационной линии портала "Ecsocman" - http://www.ecsocman.edu.ru/db/
"ТРИАЛОГ-Центр психологического консультирования" - http://www.trialog.ru/client ;
"Административно-
Виртуальные консультации помогают решать сопутствующую задачу - формировать у руководителей грамотность в использовании Интернета как ресурса непрерывного профессионального образования - для нахождения информации, ее обработки и использования в целях генерации необходимого знания. Прогресс использования Интернета обусловлен следующими его дидактическими свойствами:
публикацией информации в гипермедийном варианте;
общением в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами управленческого процесса;
открытым во времени и пространстве дистанционным доступом к информационным ресурсам.
Руководитель должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться.
"Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, и руководить другими тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле управлять, пока сам работает над своим воспитанием" (А.Дистервег) /21/.
2. Оценка и анализ профессиональной компетентности руководителей образовательного учреждения ФГСУВУ № 1
.1 Краткая характеристика учебно-воспитательного учреждения ФГСУВУ № 1
Федеральное государственное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище № 1 закрытого типа" г. Ишимбай (далее - Училище) является государственным специальным учебно-воспитательным учреждением для детей и подростков с девиантным поведением федерального подчинения.
Специальное профессиональное училище № 1 зарытого типа г. Ишимбай создано приказом Госпрофобра РСФСР от 03.06.1969 № 192 и приказом управления профессионально-технического образования Башкирской АССР от 15.08.1969 № 165.
Полное официальное наименование Училища: Федеральное государственное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище № 1 закрытого типа" г. Ишимбай Республики Башкортостан.
Сокращенное официальное наименование Училища - ФГСУВУ "СПУ № 1".
Место нахождения Училища: 453210, Республика Башкортостан, г.Ишимбай, ул. Северная, д. 29.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 № 1139-р Училище находится в ведении Федерального агентства по образованию (далее - Учредитель), которое осуществляет функции и полномочия учредителя.
Отношения между Учредителем и Училищем не урегулированные Уставом, определяются законодательством Российской Федерации и договором, заключенным между Учредителем и Училищем.
Училище в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, другими законодательными и нормативными правовыми актами, Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.01.1997 № 19, от 23.12.2002 № 919, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, актами Учредителя, настоящим Уставом. Училище в соответствии с государственными образовательными стандартами реализует основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
Училище может реализовывать образовательные программы дополнительного образования. Училище является некоммерческой организацией и не имеет в качестве своей основной цели деятельности извлечение прибыли.
Училище является юридическим лицом. Права юридического лица Училище приобретает со дня его государственной регистрации. Училище имеет обособленное имущество, находящееся в федеральной собственности и закрепленное за ним на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке в органах Федерального казначейства для учета средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в валюте Российской Федерации и счета по учету средств в иностранной валюте, открытые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации, круглую печать со своим полным наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки и другие необходимые реквизиты, ведет делопроизводство, архив, представление финансовой и статистической отчетности по формам, установленным соответствующими федеральными органами исполнительной власти, ежегодно отчитывается о своей деятельности.