Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 10:27, курсовая работа
Успешность поступательного развития системы управления в современной России в значительной степени зависит от качества управления организациями.
Задачи, стоящие сегодня перед организациями, предприятиями, требуют формирования у ее руководителей новых компетенций, готовности к решению нестандартных ситуаций, осуществлению инновационной деятельности, активному использованию информационных ресурсов и технологий.
Вместе с тем, растущие требования к компетентности управленцев существенно превышают соответствующую компетентность действующих администраторов.
Большинство возникающих проблем и трудностей в управлении связаны именно с несформированностью профессиональной компетентности руководителей.
2.3 Анализ результатов изменений профессиональной компетентности педагогов и руководителей образовательного учреждения
Анализ результатов измерения изменений профессиональной компетентности педагогов проводился в соответствии критериями и показателями (по Т.Г.Браже) /34/. Оценивались следующие параметры профессиональной компетентности: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и эмоционально-процессуальный.
Мотивационно-ценностный параметр
На КБПК, совмещенных с аттестацией, отношение учителя к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность) целенаправленно не диагностируются.
На проблемных курсах, как правило, определяется отношение учителя к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию.
По проблеме, связанной с введением профильного обучения, в рамках предметно-методического модуля было организовано проведение анкетирования учителей.
Основной целью использования анкет являлось выявление личностного смысла получения знаний, структуры профессиональной мотивации, степени готовности реализовать полученные знания и умения в послекурсовой педагогической деятельности. Анкеты включали вопросы с выбором ответа и со свободно конструируемым ответом.
Данный диагностический инструментарий недостаточно совершенен, однако позволяет определить основные тенденции.
Так, среди основных мотивов, побуждающих педагогов участвовать в реализации идей профильного обучения, были названы следующие: стремление более полно учитывать индивидуальные особенности учащихся, убежденность в том, что это повысит эффективность работы.
Когнитивно-деятельностный параметр
Результаты входной диагностики, проводимой с использованием КИМов педагогов, свидетельствуют владении предметом на базовом уровне большинством учителей. При этом выявлены затруднения в освоении отдельных элементов содержания, традиционно вызывающих затруднения и у учащихся.
Результаты итоговой диагностики свидетельствуют об освоении новых элементов содержания предмета и методики его преподавания большинством слушателей курсов.
Значительные затруднения у педагогов вызывает оценка результатов своего труда : как правило, результаты определяются по проценту успеваемости учеников и количеству выпускников, поступивших в другие учебные заведения. В результате обучения на курсах учителя овладевают умениями определять результативность своего труда, используя различные диагностические методики.
В целом учителя ориентируются в профессиональной литературе, хотя в большинстве случаев обращаются к предметным - и реже - к общепедагогическим журналам или монографиям. В ходе освоения программы курсовой подготовки педагоги изучают актуальную методологическую литературу, знакомятся с современными исследованиями в области базового предмета и методики его преподавания.
Кроме того, повышается уровень включенности педагогов в инновационные решения, а также владения методами педагогического исследования. В ходе курсов у учителей формируется умение анализировать свой опыт и опыт коллег.
Выявлено, что в ходе выполнения заданий входного контроля профессионально-педагогических работников из максимально возможного количества баллов полное количество баллов обычно набирают один-два слушателя. Средние достигнутые показатели в группах составляют 70-60% от общего количества заданий.
При этом самые низкие показатели в группе дают слушатели, не имеющие специального, в том числе педагогического образования и с малым стажем работы. Недопустимо малое количество баллов за год курсовой подготовки обычно оказывается у одного-двух слушателей.
Анализ результатов входной диагностики показал, что наибольшее затруднение традиционно вызывают вопросы, связанные с теорией и методикой обучения предметам (профессиям). Следует отметить, что результаты анализа выполнения КИМов свидетельствует о "нетвердом" знании слушателями некоторых документов государственного образовательного стандарта (до 55% неправильных ответов).
В то же время большая часть слушателей проявила достаточно хорошее знание содержания своих образовательных областей.
Тем не менее, в целом уровень профессиональной компетентности большинства учителей - слушателей курсов может быть признан достаточным (в пределах нормы).
При выполнении заданий текущей и итоговой диагностики можно отметить следующее:
а) при создании "визитки" своего образовательного учреждения, выполнении практико-ориентированных проектов и заданий диагностических и обучающих методик по предметам значимое количество педагогов затрудняется с показом наличия устойчивых положительных результатов в обучении и воспитании;
б) довольно успешно обычно выполняются задания, связанные со знанием новой литературы в области предмета и методики его преподавания, самокритично-рефлексивным отношением к себе, с владением имеющимися традиционными решениями профессиональных задач, с описанием (но не анализом!) опыта коллег;
в) традиционную трудность представляет достижение глубины и обоснованности анализа результативности своей деятельности, логичности и обоснованности выводов о направлениях совершенствования профессиональной деятельности, а также способность проявить наличие умений анализировать проблемно полученную из литературы информацию, понять (а иногда даже и оценить) перспективную методическую идею, убедительно аргументировать свои выводы.
г) сложно решаются педагогами задачи, связанные с выходом за пределы "стандартной" ситуации. Не может быть высоко оценен у большинства слушателей уровень владения комплексом исследовательских умений и использование их в практике. Однако именно в этом показателе профессиональной компетентности наблюдается заметная динамика (даже в масштабе краткосрочных курсов).
Используя соответствующий диагностический инструментарий (письменную контрольную работу), фиксируются следующая картина сформированности психолого-педагогической компетентности слушателей "на входе": примерно 60% слушателей демонстрируют наличие представлений об основных моделях образования, почти 15% умеют анализировать как свою деятельность, так в целом педагогические явления (владеют педагогической диагностикой), 60% слушателей знают требования к современному уроку и 20% - ориентируются в структуре профессиональных компетенций педагога.
Результаты итоговой диагностики, практики показывают, что микрогруппы справляются с заданиями на допустимом уровне. Они четко формулируют актуальные проблемы своей педагогической практики, раскрывают их педагогический, воспитательный, методологический, психологический и валеологический аспекты. Актуально звучат проблемы развития творческой одаренности учащихся, отклоняющегося поведения подростков, стимуляции познавательной активности учащихся на уроках и др.
Группы дают научное обоснование предлагаемым решениям. В ходе выступлений, слушатели демонстрируют хорошее знание педагогической теории и творческий подход к разработке выбранной проблемы. Лидеры групп, завершая выступления, проводят анализ групповой работы, обобщают предлагаемые решения проблем. Слушатели активно участвуют в дискуссии по рассматриваемым проблемам.
Как видно, оценка изменения психолого-педагогической компетентности слушателей в результате обучения на курсах носит чрезмерно общий и недифференцированный характер.
Эмоционально-процессуальный параметр
Удовлетворенность слушателей организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий, соответствием содержания и организации курсов в целом профессиональным потребностям и интересам учителя может быть оценена как удовлетворительная (по данным анкетирования слушателей непосредственно после проведения курсов).
Анализ результатов социологического исследования об отсроченных результатах повышения квалификации выявляет в целом высокую степень удовлетворенности как самих педагогов, так и их руководителей .
Анализ результатов измерения изменений профессиональной компетентности руководителей системы образования целесообразно было бы провести в соответствии с подходом И.В. Гришиной /25/ .
Приведу несколько примеров, характеризующих результаты измерения профессиональной компетентности руководителей. В определенной степени по ним можно судить о тенденциях изменения профессиональной компетентности управленческих кадров.
Результаты входной диагностики показали следующее: 57% слушателей не знают основных положений нормативно-правовых документов о деятельности образовательного учреждения; 35 % слушателей проявляют средний или ниже среднего уровни знаний о своих основных функциональных обязанностях; 8% слушателей обладают теоретическими знаниями положений документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения не только в режиме функционирования, но и в режиме развития, применяют знания в своей практической деятельности.
Итоговая диагностика показала следующее.
Высокий уровень профессиональной компетентности проявили 38,4% . Они:
-имеют системное представление о структуре и тенденциях развития российской и региональной системы образования;
понимают многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.
Знают:
теоретические основы и закономерности функционирования и развития образовательного учреждения, включая переходные процессы;
принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.
Умеют:
выявлять проблемы экономического, социального, политического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности;
использовать основные и специальные методы системного анализа и анализа проблем, управлять информацией в сфере своей профессиональной деятельности;
разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных управленческих решений;
критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) изменения в сфере образования, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;
использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения управленческих задач.
Владеют:
специальной управленческой терминологией и лексикой специальности;
навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей инновационной деятельности.
На среднем уровне профессиональной компетентности проявили себя 54%.
На низком уровне проявили себя 7,6%.
Итоговая диагностика профессиональной компетентности руководителей ОУ по дисциплинам: "Экономическая теория" и "Основы организации хозяйственной деятельности ОУ" показала следующее.
% (высокий уровень) без затруднения давали определение основным экономическим категориям (потребность, спрос, предложение, цена, ценность, затраты, издержки, альтернативные издержки, бюджет, внебюджетные средства, каналы финансирования, нормативное бюджетное финансирование и т.д.) и понятиям (потребительское поведение, финансирование, бюджетирование, производство услуг (товаров) и т.д.); свободно устанавливали при решении логических задач существующие зависимости, например, зависимость между снижением таможенной пошлины на иномарки и рынком автомобильной продукции, между увеличением объемов добычи нефти и бюджетом образования и т.д.
% (уровень низкий и ниже среднего) испытывали в этом затруднение, т.е. путали содержание понятий либо вообще не могли их сформулировать. Кроме того, они не могли увязать (либо имели слабое представление) со своей практической деятельностью основные положения законодательных актов, теоретических выкладок, экономических законов. Например, применить закон возвышающихся альтернативных издержек при составлении расписания в школе; не могли указать каналы финансирования образовательного учреждения; не в состоянии были сопоставить объемы бюджетного финансирования и внебюджетных средств. А также не могли решить логические задачи, например, установить связь между рынком производства противогазов и рынком производства детских памперсов (вопрос микро- и макроэкономики и жизненный опыт).
% (средний уровень) допускали ошибки при определении основных категорий и экономических законов, действующих в экономике и, в частности, в экономике образования. Могли самостоятельно связать свой опыт и теорию вопросов экономики (законы).
Компетентность | |||
Количество руководителей |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
38,4% |
54% |
7.6% |
Таким образом в результате анализа профессиональной компетентности:
не проводится системная работа по анализу результатов измерения изменений профессиональной компетентности.
отсутствует единый критериальный аппарат оценки изменений профессиональной компетентности слушателей;