Организационно-управленческие условия эффективности формирования профессиональной компетентности руководителей организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Успешность поступательного развития системы управления в современной России в значительной степени зависит от качества управления организациями.
Задачи, стоящие сегодня перед организациями, предприятиями, требуют формирования у ее руководителей новых компетенций, готовности к решению нестандартных ситуаций, осуществлению инновационной деятельности, активному использованию информационных ресурсов и технологий.
Вместе с тем, растущие требования к компетентности управленцев существенно превышают соответствующую компетентность действующих администраторов.
Большинство возникающих проблем и трудностей в управлении связаны именно с несформированностью профессиональной компетентности руководителей.

Файлы: 1 файл

412880.rtfаааа.rtf

— 4.44 Мб (Скачать файл)

Основными задачами Училища являются:

создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, конкретной профессии соответствующего уровня квалификации, интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;

создание необходимых условий для психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанников;

формирование у воспитанников гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;

сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация Училища осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Училище получает право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, со дня выдачи ему лицензии. На основании свидетельства о государственной аккредитации Училище имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Училище самостоятельно формирует свою структуру за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов. Училище может иметь в своей структуре, отделения, подготовительные курсы, учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны, общежития структурные подразделения дополнительного образования и другие структурные подразделения.

Управление Училищем осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его Уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Компетенция Учредителя определяется законодательством Российской Федерации, Уставом и договором, заключенным между Учредителем и Училищем.

Учредитель осуществляет в отношении Училища в том числе:

доведение лимитов бюджетных обязательств;

оформление разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и утверждение сметы доходов и расходов федерального бюджета;

другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Устав Училища, изменения и дополнения к нему принимаются общим собранием работников и представителей воспитанников и утверждаются Учредителем.

Непосредственное управление деятельностью Училища осуществляет директор. Директор Училища назначается в установленном порядке Учредителем на основании заключенного трудового договора.

Директор в соответствии с законодательством Российской Федерации назначает и освобождает от должности работников, определяет должностные обязанности работников.

Директор Училища несет ответственность за:

невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

реализацию не в полном объеме образовательных программ;

качество образования выпускников;

жизнь, здоровье воспитанников и работников во время образовательного процесса;

нецелевое использование средств федерального бюджета;

принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;

получение кредитов (займов);

другие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Директор обязан обеспечивать повышение квалификации педагогических работников в установленном порядке.

Формами самоуправления Училища являются: попечительский Совет, Совет училища, общее собрание работников и представителей воспитанников, педагогический совет. Общее собрание работников и представителей воспитанников (далее - Общее собрание) проводится для принятия Устава, изменений и (или) дополнений к нему, избрания Совета Училища, решения других вопросов, отнесенных к его компетенции законодательными и иными нормативно-правовыми актами, Уставом, и выносимых на Общее собрание Советом Училища или директором. Решение о созыве Общего собрания и дате его проведения принимает Совет Училища или директор.

Основными направлениями деятельности Совета Училища являются:

разработка программы развития Училища и совершенствование учебно-воспитательного процесса;

обсуждение Устава Училища, изменений и дополнений к нему, а также других актов регламентирующих работу Училища.

разработка и утверждение Положения о порядке формирования и расходовании внебюджетных средств;

заслушивание отчетов руководителя Училища;

согласование ходатайств о награждении работников Училища государственными и отраслевыми наградами, присвоении им почетных званий;

другие вопросы, отнесенные к его компетенции законодательством и иными нормативно-правовыми актами, Уставом Училища.

К работникам Училища относятся руководящие и педагогические работники, учебно-вспомогательный и иной персонал.

Назначение, увольнение, регулирование трудовых отношений работников Училища осуществляются согласно Трудовому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации "Об образовании" и иными нормативно-правовыми актами.

 

2.2 Определение уровня профессиональной компетентности руководителей образовательного учреждения при присвоении квалификационной категории

компетентность профессионализм руководитель квалификационный

Существуют разные трактовки понятия "профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения" и разные подходы к определению ее структуры. Приведем некоторые из них (Таблица 1). Для оценки компетентности руководителя образовательного учреждения важно выделить те подходы, что позволят феномен компетентности рассмотреть с точки зрения критериев, показателей и инструментария измерения профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения. Определение уровня профессиональной компетентности руководителей образовательного учреждения при присвоении квалификационной категории (в процессе аттестации) представлены в (Таблице 2).

 

Таблица 1- Определение понятия "Профессиональная компетенция"

Автор

Определение понятия

Структура профессиональной компетентности

И.В. Гришина

Компетентность - интегральное профессиональное качество руководителя, сплав его опыта, знаний, умений и навыков, показатель как готовности к руководящей работе, так и способности принимать обоснованные управленческие решения.

Профессиональная компетентность директора школы представляет собой сложное многоаспектное личностное образование, которое включает функционально связанные между собой компоненты: -мотивационный - совокупность мотивов, адекватных целям и задачам управления; -когнитивный - совокупность знаний, необходимых для управления; -операционный - совокупность умений и навыков практического решения задач; -личностный - совокупность важных для управления личностных качеств; -рефлексивный - совокупность способностей предвосхищать, оценивать, "притормаживать" собственную деятельность, выбирать стратегию управления.

С.В. Селицкая

Педагогическая компетентность менеджера является базисной профессиональной характеристикой личности руководителя, одной из ключевых системообразующих компонент в общей структуре компетентности менеджеров.

Выделяет три ведущие парадигмы, которые составляют фундаментальную базу концептуальных оснований формирования педагогической компетентности менеджера: социологическая, социокультурная и деятельностная. Обосновывает выбор деятельностного подхода в качестве фундаментального основания для создания условий формирования педагогической компетентности менеджера

Т.Н. Пильщикова

Компетентность педагога - менеджера представляет как: -степень владения совокупностью знаний, умений и навыков в области педагогического менеджмента, экономики, предпринимательства; -способность к маркетинговой и исследовательской деятельности, анализу и выбору оптимальных путей решения проблем в условиях неопределенности; -готовность разрабатывать, принимать и реализовывать эффективные управленческие решения в направлении поставленной цели; -сформированность значимых личностных качеств, экономического мышления и мотивационно - ценностных ориентаций; -единство теоретической, нормативно - правовой и практической готовности к педагогическому менеджменту, экономической деятельности и предпринимательству; готовность к информационному сопровождению управленческой деятельности, эффективным коммуникациям в деловом общении.


 

Таблица 2 - Определение уровня профессиональной компетенции

Параметры

Критерии

Показатели

Инструментарий

Компетентность руководителя образовательного учреждения

Квалификация

Знание: - стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики; - целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания, современных концепций и технологий; - типов образовательных учреждений, их места и роли в системе непрерывного образования, требований к результатам их деятельности; - основ экономики образования; - нормативно - правовых основ функционирования и развития системы образования; - теоретических основ управления, ведущих управленческих школ и концепций, особенностей управления в сфере образования; - принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности; - систем и методов материального и морального стимулирования работников; - стилей эффективного руководства коллективом; - современных методов контроля образовательной, финансово - хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении; - требований к ведению делопроизводства в образовательном учреждении.

Анкетирование; Тестирование; Экзамен; Собеседование

 

Профессионализм

Умение: - анализировать деятельность ОУ, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения; - разрабатывать нормативно - организационную документацию ОУ (договоры, уставы, правила и др.); - разрабатывать программы развития образовательного учреждения; - строить организационную структуру управления ОУ; - планировать и организовывать контроль деятельности учреждения; - мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельности и повышении квалификации; - предупреждать и разрешать конфликты в коллективе; - организовывать освоение новаций; - проводить деловые совещания, беседы, организовывать групповую работу.

Практико - ориентированный проект Дискуссия Деловые игры

 

Продуктивность

Образовательного учреждения: - сохранение контингента обучающихся; - освоение обучающимися образовательных стандартов; - результаты инновационной образовательной деятельности. Руководителя: - состояние нормативной правовой базы для функционирования и развития ОУ; - программы развития учреждения (подразделения); - состояние учебно - материальной (материально - технической) базы учреждения (наличие, использование, развитие); - количественные и качественные характеристики движения кадрового состава; - социально - психологический климат в руководимом коллективе; - качество и уровень санитарно - гигиенических условий; - состояние делопроизводства.

Обобщение опыта


 

Рассмотрим подход П.И.Третьякова/22/.

Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов - руководителей как показатели качества образования представлены в таблице 3.

 

Таблица 3- Профессиональная жизнеспособность и компетенция педагогов.

Параметры

Критерии

Показатели

Инструментарий

Гностические (исследовательские) и самообразовательные компетенции

Применение методов и технологий выявления зависимости между целью, содержанием, условиями, объектами

1) находить необходимую образовательную информацию; 2) ставить цели, планировать, организовывать свой индивидуальный процесс образования и траекторию личностного развития других субъектов образовательного процесса; 3) выявлять, решать, контролировать и корректировать проблемы своего самообразования; 4) находить и извлекать пользу из опыта; 5) оценивать эффективность и результативность полученного образования; 6) исследовать достоинства и недостатки в деятельности, в системе отношений; 7) исследовать факторы продуктивного образования, анализировать состояние проблемного поля в теории и практике; 8) исследовать факторы, влияющие на самоорганизацию участников образовательного процесса; 9) исследовать достоинства и недостатки собственной деятельности; 10) опираться на сильные стороны своей личности в решении проблем.

Анкетирование; Тестирование; Экзамен; Самодиагностика; Обобщение опыта

Организационно-коммуникативные компетенции

Построение оптимальной модели взаимоотношений и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса и эффективной личностной самоорганизацией

1) организовывать собственную деятельность, связанную с решением образовательных задач; 2) организовывать взаимодействие, взаимопомощь и поддержку между всеми участниками образовательного процесса; 3) эффективно распределять свое время и время участников образовательного процесса на различные виды деятельности; 4) использовать косвенное влияние на организацию деятельности всех участников образовательного процесса; 5) обучать самоорганизации деятельности участников образовательного процесса; 6) строить взаимоотношения на основе реализации программ развития (самостоятельность, уверенность в своих силах и др.); 7) стимулировать к развитию; 8) обучать общению (умению устанавливать контакты, согласовывать действия, слушать и слышать других, разрешать конфликты и др.); 9) принимать решения, ответственность; 10) применять компьютерные технологии.

Деловая игра

Конструктивно-проектировочные компетенции

Владение теоретическими методами действий при разработке целостного процесса и учебных занятий на основе прогрессивных педагогических технологий

1) составлять личностную самообразовательную программу (план); 2) составлять образовательную программу школы; 3) составлять технологические карты прохождения учебного материала; 4) устанавливать внутри-, междисциплинарные и цикловые связи изучаемых дисциплин; 5) проектировать модульную и мультипрофильную организацию УВП; 6)определять наиболее рациональные формы, методы и технологии образовательного процесса; 7) выбирать наиболее рациональную структуру целостного процесса; 8) определять наиболее продуктивную структуру учебного занятия; 9) развивать личностную и коллективную рефлексии.

Практико - ориентированный проект

Социально - личностные компетенции

Определение личностных и общественных целей

1) критически рассматривать явления и события в мире, России, том или ином регионе; 2) определять связи прошлого, настоящего и будущего; 3) оценивать социальные и личностные тенденции, связанные со здоровьем, окружающей средой, потреблением различных видов ресурсов; 4) входить в дискуссию и вырабатывать свое мнение; 5) преодолевать сложности, конфликты; 6) самовыражать себя и свои лучшие качества.

Анкетирование; Собеседование; Дискуссия; Деловая игра

Адаптивные компетенции

Способность справиться с ситуациями современными и прогнозируемыми

1) использовать новую информацию для обновления деятельности; 2) применять новые технологии для повышения эффективности труда; 3) проявлять терпимость, гибкость, стойкость перед быстрыми переменами; 4) проявлять готовность к преобразующей себя и других людей деятельности; 5) адекватно реагировать в плане личностного роста на изменения в социуме.

Круглый стол; Деловые игры; Анкетирование

Информация о работе Организационно-управленческие условия эффективности формирования профессиональной компетентности руководителей организаций