Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 07:14, курсовая работа
Целью написания данной работы является проведение организационно- управленческого анализа деятельности ЗАО «Байкал-ТрансТелеКом».
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение:
• истории развития управленческого знания;
• общей характеристики предприятия;
• анализа системы стратегического планирования.
Выбор данной функциональной структуры обусловлен четким разделением всех полномочий в фирме, а также удобством соблюдения принципа единоначалия. Данная структура облегчает решение проблем, связанных с законодательством, обычаями и нуждами потребителей, упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации. Организационная структура организации представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Организационная структура Байкал ТТК
2.3.2 Анализ организационно - регламентирующих документов
Организационные документы – это комплекс документов, регламентирующих структуру, задачи и функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководителей и специалистов предприятия.
Деятельность организации, согласно действующему законодательству, фиксируется в следующих видах организационных документов:
Для наглядного анализа организационно-
Таблица 2 - Баланс обязанностей, прав и ответственности
Обязанности |
Права |
Ответственность |
|
|
|
В данном случае наблюдается, что в должностной инструкции главного бухгалтера Байкал ТТК принцип баланса обязанностей, прав и ответственности не соблюдается. Обусловлено это большим количеством обязанностей, которые необходимо перераспределить для устранения данного несоответствия, в противном случае работник не сможет в полной мере справиться со своими полномочиями, что повлечет за собой снижение производительности труда.
2.3.3 Распределение обязанностей между должностями
В таблице 3 представлен проанализированный процесс подготовки коллективного договора.
Операции обозначаются следующими условными символами: О- ответственный, И - информируемый, У- участник.
Таблица 3 – Матрица ответственности
Функции |
Генеральный директор |
Главный бухгалтер |
Специалист отдела социально- трудовых отношений |
Планирование |
О |
У |
И |
Создание комиссии |
И |
У |
О |
Финансовое обеспечение |
И |
О |
У |
Разработка процесса |
И |
У |
О |
Определение сроков подписания коллективного договора |
И |
У |
О |
Контроль процесса |
О |
У |
И |
Управление процессом |
О |
У |
И |
Отчет о процессе |
О |
У |
И |
Из таблицы 3 видно, что в процессе подготовки коллективного договора участвует 3 человека. Согласно данной матрице ответственности генеральный директор является владельцем процесса. Как видно из карты выполнения процесса все действия чётко разделены, согласованны и приводят к конечному результату.
2.4 Анализ системы мотивации работников предприятия
Проанализируем систему мотивации работников Байкал ТТК на основе содержательной теории «ERG Альдерфера». Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три:
Эти три группы потребностей расположены иерархически. Однако в отличие от пирамиды Маслоу, движение от потребности к потребности может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным потребностям. Он считает, что когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз, что представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 – Теория ERG Альдерфера
Потребность существования включает физиологические потребности и потребности в безопасности за исключением групповой безопасности. В компании Байкал ТТК своевременно выдается заработная плата, комфортные условия труда, так же есть возможность поддержки здоровья (раз в два года раздаются бесплатные путёвки в различные санатории). Потребности в безопасности удовлетворяются полностью. Тем самым работники удовлетворяют свои физиологические потребности.
Потребность связи включает групповую безопасность, причастность и принадлежность, а также признание и самоутверждение, связанное со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире. В данной организации к удовлетворению потребности связи стремится большое количество сотрудников, которые хотят добиться продвижения по карьерной лестнице и улучшить взаимопонимание в коллективе, так же достаточное количество работников стремятся добиться высот в выполняемой работе, на что указывает большое количество желающих участвовать в конкурсе за звание "лучший работник года", дающее право на отпуск в Коста-Рике. Потребность в связи удовлетворяется, так как между сотрудниками складываются хорошие отношения, хорошая информированность персонала, так же присутствует, возможность полноценного общения, как между сотрудниками, так и сотрудников с руководителями.
Потребность роста включает потребности самовыражения, признания и самоутверждения которые связаны со стремлением человека к развитию уверенности, совершенствования. Потребность в росте удовлетворяется только у работников высшего звена. Потребности в признании и самовыражении не удовлетворяются у сотрудников низшего звена, так как они не испытывают чувство собственной значимости и нужности для организации, нет возможности раскрывать свои способности, нет стремления к самосовершенствованию, к творчеству. Молодым специалистам не доверяют ответственную работу из-за нехватки опыта, боясь что они не справятся с трудным заданием.
Из анализа теории потребностей ERG Альдерфера можно сказать, что удовлетворение потребностей роста в данной организации удовлетворяют только работников высшего звена, обычные служащие стремятся максимально удовлетворить потребность в существовании, а также потребность связи. Руководству данной организации следует уделять больше внимания работникам низшего звена, молодым и не опытным специалистам. Нужно контролировать работу молодых специалистов и оказывать им помощь. Необходимо чтобы более опытные работники брали на себя шефство над молодыми служащими на некоторое время и помогали им.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для удовлетворения любой ступени потребностей существуют различные виды мотивации выражающиеся, как в материальном стимулировании (премии, надбавки, поощрение, вознаграждения и т.д.), так и не материальные (продвижение по карьерной лестнице, заслуги, почетные грамоты).
2.5 Оценка системы и процедур контроля на предприятии
В данной компании приоритетным направлением контроля является контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Контроль принято разделять на предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль. Заключается в предварительной проверке готовности компании к работе. Генеральный директор, исходя из поставленных перед ним задач, формирует план работ организации в целом на месяц, квартал, год, где каждый из сотрудников прослеживает, все ли имеется для выполнения той или иной задачи. На этом этапе осуществляется проверка: состояния оборудования на рабочих местах; наличие необходимых сотрудников и их готовность к работе.
Текущий контроль. Текущий контроль базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для этого используется система обратной связи генерального директора с подчиненными в организации, позволяющая ему выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути достижения целей. Отклонения могут быть вызваны как внешними факторами (конкуренция, принятие новых законов и др.), так и изменением внутренней среды самой компании.
Заключительный контроль. Заключительный контроль осуществляется также путем обратной связи начальника с подчиненными после того, как работа выполнена, когда фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми. Заключительный контроль, с одной стороны, дает генеральному директору организации информацию, необходимую при планировании дальнейшей деятельности организации (оценивается реалистичность поставленных задач, анализируются возникшие проблемы), а с другой стороны, способствует мотивации сотрудников.
Система контроля организована в соответствии с принципами эффективного контроля: контроль имеет стратегическую направленность, достаточно гибкий и экономичный.
Контроль в Байкал ТТК является эффективным, позволяет четко и своевременно следить за работой всех сотрудников.
2.6 Анализ руководства на
В качестве субъекта исследования был выбран генеральный директор ЗАО «Байкал-ТрансТелеКом». Оценка профессиональных качеств руководителя представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Модель оценки профессиональных качеств руководителя
Критерий оценки |
Факторы, определяющие критерий |
Соответствие оцениваемого сотрудника необходимым качествам ( в %) |
|
Способность находить общий язык с подчинёнными |
80 |
|
Объективность принятия решений по спорным ситуациям |
100 |
|
Знание трудового кодекса, знание прав и обязанностей работников |
90 |
|
Поддерживает дружественные отношения с подчинёнными, чётко разделяет работу и личную жизнь |
60 |
|
Соответствие должности руководителя: наличие высшего образования, умение ставить цель коллективу, принимать управленческое решение |
100 |
|
Проявляет настойчивость, инициативность, энергичность |
80 |
Из данных таблицы видно, что оцениваемые качества сотрудника развиты выше среднего, причем средняя оценка 85%. Это говорит о высокой степени профессиональной пригодности руководителя, о соответствии занимаемой должности, имеет специализированное образование, имеет достаточные знания в области менеджмента, владеет нормативной базой, умеет выйти из стрессовых ситуаций, он хорошо находит контакт с подчиненными, между ними установлены отличные деловые отношения.
Информация о работе Организационно-управленческий анализ предприятия