Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью исследования является:
обоснование теоретических основ и объективной необходимости теории организационных структур управления;
определение системной связи строения организационной структуры управления и способов реализации менеджмента на предприятии;
выявление влияния организационной структуры управления на эффективность функционирования субъекта предпринимательской деятельности
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1
Формирование и развитие организационных структур упраления 5
1.1. Понятие организационной структуры управления 5
1.2. Классификация организационных структур управления 6
ГЛАВА 2
Развитие организационной структуры управления на промышленной фирме "Екатерина-мебель" 17
2.1. Краткая характеристика предприятия 17
2.2. Организационно-правовая форма предприятия, его структура и анализ организационной структуры 22
ГЛАВА 3
Пути совершенствования организационных структур управления 25
3.1. Предложения по улучшению организационных стрктур упраления 25
3.2. Оценка эффективности организационной структуры управления на АО " Екатерина-мебель" 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованных источников 36
Разновидность сетевой структуры — виртуальная структура. Это временная сеть организаций или групп, оперативно объединяющихся для решения определенных проблем или использования появляющихся возможностей (для завоевания определенной доли рынка, например).
Появляются все новые
и новые исследования, в которых
приводятся обоснования совершенно
новых организационных
Так, например, относительно недавно появилась «зонтичная» структура. Так сейчас называют организацию, под покровительством и влиянием которой ведут свою деятельность другие, более мелкие фирмы. Эти фирмы, будучи юридически самостоятельными, считаются частью компании-зонтика или управляются от ее имени. Часто ресурсы (капитал, здания) и технологии принадлежат «зонтику», а подзонтичная фирма пользуется ими на основе различных соглашений и договоренностей. Чаще всего так строятся крупные научно-производственное предприятия, имеющие под своим «зонтом» внедренческие или экспертные фирмы. В сущности, это то, что мы привыкли называть конгломератом, или, с определенными оговорками — корпорацией или холдингом.
Есть еще так называемые «предпринимательские» структуры, или, иначе — перевернутые пирамиды. В ней на верхнем уровне — предпринимательские бизнес-единицы, центры прибыли, связанные с определенным сектором рынка, ниже — ресурсные, консультативные и координационные блоки, еще ниже, в вершине пирамиды (которая, напоминаю, перевернута) — топ-менеджеры, осуществляющие стратегическую поддержку бизнес-единиц. В сущности, это та же горизонтальная организация, представленная немного в другой конфигурации.
В свое время упомянутым выше Дж. Бирном были описаны достаточно экзотические структуры, которые он сам, впрочем, также отнес к разновидностям горизонтальных структур. Например, «пицца — круг, символизирующий полное отсутствие иерархии. Большие кусочки начинки — это или межфункциональная группа, или группа, ответственная за регион, бизнес, одно из сквозных направлений работы (инновации и исследования). Меньшие кусочки начинки — это рабочие группы, связанные единой задачей (тестовая основа) в рамках больших групп. Трилистники (структуры, предложенные Ч. Хэнди) — еще один вариант горизонтального строения организации. Каждый лепесток трилистника — это или группа сотрудников, или бизнес-процесс. Все лепестки вырастают из одного центра, который не возвышается над ними, а находится в одной плоскости. Управление в большей степени — не отдача распоряжений, а перераспределение ресурсов по лепесткам в зависимости от сигналов, подаваемых внешней средой.
И, наконец, гибридные структуры. Видимо, это самая большая группа видов и разновидностей структур. Дело в том, что в современном бизнесе нет ни одной организации (за исключением, пожалуй, самых малых), которая строилась бы по какой-то единой схеме организационной структуры. Скажем, по оценкам американских экспертов, 90% компаний США строятся как дивизиональные, еще 5—6% — как матричные, остальные основаны на функциональной или горизонтальной структуре. Однако те же эксперты говорят, что здесь имеется в виду преобладающая схема, поскольку внутри любой достаточно крупной организации можно обнаружить признаки почти всех остальных видов структур. Это говорит о том, что организационная структура отнюдь не является чем-то жестким и неизменяемым. Это не икона, на которую следует молиться, а производное от миссии и целей организации, ее культуры, а также от того уникального сочетания факторов внешней среды, с которыми взаимодействует каждая конкретная организация. Таким образом, с развитием общества и информационных технологий развивается и организационная структура предприятия. Появляется большое количество новых организационных структур. Организации вынуждены подстраиваться под изменяющуюся внешнюю среду, тем самым создавая все новые организационные структуры. Чтобы выжить предприятию и быть конкурентоспособным на рынке, ему необходимо совершенствовать свою организационную структуру.
2 Развитие организационной структуры управления на промышленной фирме «Екатерина-мебель»
Таблица 1 - Краткая характеристика АО «Екатерина -мебель»
Адрес: |
Минская обл., г. Борисов, ул. Н-Неман 16 |
Телефон: |
3-36-78 |
Дата создания фирмы: |
18.03.1999г. |
Где и кем зарегистрирована фирма: |
Горисполком г. Борисова, 27598; Петрушкевич М.В. |
Основной банк фирмы: |
АО «Промстройбанк». |
Руководитель фирмы: |
Генеральный директор Перлов И.Н.. |
Главный бухгалтер: |
Акуленок Е.В.. |
Основные менеджеры с |
главный дизайнер - Толстенко ДВ,. (высшее образование (Лесотехническая академия); стаж работы – 11 лет ( 5 года - фабрика «Мягкая мебель», 6 года -« Екатерина -мебель»); |
коммерческий директор - Захаров ИГ. (высшее образование (БГЭУ); стаж работы - 10 лет (4 года - специалист по сбыту фабрики «Мягкая мебель»; 6 года - «Екатерина»). | |
Организационная структура фирмы с указанием основных организационных, производственных и управленческих подразделений: |
Руководит фирмой совет учредителей. Ему подчиняется генеральный директор, в подчинении которого находится бухгалтерия во главе с главным бухгалтером; отдел дизайнеров во главе с главным дизайнером (разработка продукции; производство продукции (склад; заготовительный цех; цех сборки мебели)); коммерческий отдел (разработка рекламы; маркетинг; сбыт; гараж. |
Источник: собственная разработка
Лиц. №
АО «Екатерина» (см. таблицу 1) занимается производством и продажей мягкой мебели: диван-кроватей; кресел-кроватей; кресел для отдыха; детских кроватей. Фирма действует на рынке мягкой мебели с апреля 1999 года. На протяжении последних трех лет продукция фирмы пользуется устойчивым спросом несмотря на большое количество конкурентов.
Продукцию фирмы выгодно отличает от продукции конкурентов: низкие цены, выбора комплектации и материала обивки.
Руководство фирмы в своей деятельности ориентируется на изучение потребностей и запросов потребителей. Фирма нашла своего покупателя: клиенты фирмы люди среднего достатка из малометражных и среднеметражных квартир. Норма прибыли сейчас составляет 10%. В уже существующем магазине-салоне работает дизайнер, который помогает выбрать покупателям подходящую мебель.
Для увеличения объема выпуска и ассортимента продукции фирме требуется значительное увеличение производственных мощностей.
Планируется введение в
строй новых производственных зданий,
предполагается взять кредит для
запуска новой производственной
линии. Фирма предполагает охватить
своей продукцией не менее 30% потенциальных
покупателей Минской области, в
перспективе и соседних регионов.
Уверенность руководства в
Численность производственного
персонала определяется исходя из функциональной
целесообразности. Система оплаты труда
для производственного
В настоящий период наблюдается насыщение рынка мягкой мебели. Действует большое количество отечественных фирм, осуществляющих свою производственно-хозяйственную деятельность, как в регионе (Минской области), так и по всей стране. Также на рынке мягкой мебели широко представлена мягкая мебель иностранного производства (из России, Польши, Финляндии, Словакии, и др.). Цена на нее выше, чем на отечественную, но свое влияние (довольно заметное) на рынок она оказывает.
Таблица 2 - SWOT – анализ АО «Екатерина -мебель»
Возможности |
Угрозы | |
Сильные стороны |
1. Быстрое реагирование на потребности рынка. 2. Удобное географическое положение. 3. Внедрение нововведений. |
на продукцию.
|
Слабые стороны |
1. Предъявление дополнительных
требований к качественным 2. Отсутствие рекламы. 3. Устаревшее оборудование. |
1. Малая доля рынка. 2. Отсутствие
высококвалифицированных 3. Отсутствие
четкого представления о 4. Наличие
большого количества |
Источник: собственная разработка
Поэтому дальнейшее расширение производства мягкой мебели представляется затруднительным и рискованным. Исходя из этого, руководство фирмы приняло решение о производстве новой продукции.
Для расширения производства
и завоевание дополнительной доли рынка
были проведены маркетинговые
В ходе исследований было выявлено, что на данный момент имеется устойчивый спрос на функциональную мебель. Т.е. различные шкафы, столы. Это объясняется тем, что в регионе, где работает АО «Екатерина», т.е. в городах Минской области в последние годы наблюдается значительный рост строительства жилых домов. Например, в Борисове, Жодино, Крупках. Тем самым в достаточно долговременной перспективе можно производить данный вид продукции, наращивая объемы производства.
В итоге совещаний было принято решение инвестировать средства в производство новой продукции - функциональной мебели.
Так как именно на данный вид товара, существует устойчивый спрос, что позволит предприятию успешно бороться на рынке с конкурентами. Так же на это решение повлияло то обстоятельство, что фирма может производить новые виды продукции без перестройки производства, закупки нового дорогостоящего оборудования, увеличения числа сотрудников.
Все это позволит снизить издержки на производство новой продукции.
Производство именно этого
вида новой продукции позволит максимально
быстро вернуть вложенные в
Согласно маркетинговым исследованиям, дизайнерами фирмы были разработаны следующие образцы новой продукции:
Данный вид продукции был разработан таким образом, что бы его можно было включать в расширенные комплекты уже производимой мягкой мебели (например, комплекты «Рассвет», «Анастасия», предполагается выпуск специальных детских комплектов (кровать, специальный учебный регулируемый стол, стул)).
Данный вид новой продукции предполагается выпускать в широкой цветовой гамме, с бесплатным послепродажным обслуживанием, т.е. консультации при покупке, сборка, доставка на дом. Возможен заказ и сборка мебели по индивидуальному заказу клиента. А также выезд дизайнера на дом с целью оказания консультации.
Также предполагается с целью продвижения нового товара провести массированную рекламную компанию во всех доступных средствах массовой информации региона. Эти мероприятия позволят увеличить объем производства примерно на 15%.
Имеющиеся производственные мощности являются не достаточными для производства новой продукции, было принято решение об их увеличении и модернизации. Принято решение об увеличении производственного персонала. Размещение новой техники планируется на новых площадях. В перспективе возможного создание дочернего предприятия, ориентированного на выпуск функциональной мебели.