Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 22:01, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Дать понятие и характеристику организационным структурам
2.Рассмотреть существующие виды организационных структур управления
3.Рассмотреть методы проектирования организационных структур в инновационном предприятии
4.Рассмотреть организационную структуру предприятия ООО «Тез Тур»
Введение……………………………………………………………………..….……3
Глава 1.Организационные структуры в современном менеджменте и принципы их построения…………………………………………………………………....…..5
1.1 Организационная структура: понятие, сущность, виды………………....…....7
1.2 Принципы формирования организационной структуры в современном
менеджменте…………………………………………………………………....…..17
1.3 Факторы влияющие на формирование организационной структуры
инновационного предприятия…………………………………………………..... 18
Глава 2.Методы проектирования организационных структур инновационного
предприятия……………....…..………………………………………………….....21
2.1 Системный подход………………………………………………………...…...21
2.2 Методы, ориентированные на людей и культуру ………………....................22
2.3 Методы, ориентированные на задачи и технологии ………………………...24
Глава 3. : Анализ организационной структуры управления на примере ООО
«TEZ TOUR»……………………………………....…......…………… …………..26
3.1 Организационно-кадровая характеристика ООО «TEZ TOUR».…....…. ….27
3.2 Анализ организационной структуры ООО «TEZ TOUR»…………………...30
3.3 Совершенствование организационной структуры ООО «TEZ TOUR» …...36
Заключение…………………………………………………………………....….....38
Библиографический список………………………………………………....…......40
Глава 2.Методы проектирования организационных структур инновационного предприятия
О.С. Виханский, А.И.Наумов указывают, что организационное проектирование должно учитывать не только изменение внутренних факторов, но состояние и развитие внешней среды организации. Структура организации носит ситуационный характер и модифицируется при изменении ситуации. Дж. Гелбрейт определяет проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективных переменных. Факторы, которые оказывают влияние на этот процесс, по многочисленным исследованиям, проявляются ситуативно.
Организационная структура управления инновационными процессами представляет собой совокупность рабочих мест, должностей, производственных подразделений и органов управления процессами создания и освоения производства новых продуктов. Организационная структура формируется исходя из требований обеспечения конкурентоспособности и экономической эффективности результатов, целесообразности и рациональной кооперации участников. В рамках организационной структуры независимо от масштабов и направленности инновационной деятельности предприятия выделяют две составляющие — структуру управления инновационными процессами и научно-производственную структуру.
2.1 Системный подход
Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений. Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов: 1) аналогий; 2) экспортно-аналитического; 3) структуризации целей ; 4) организационного моделирования.
Метод аналогий, который состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления инновационных предприятий и определение границ и условий их применения.
Экспертно-аналитический метод, состоящий в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников. Сюда относится проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.
Метод структуризации целей
предусматривает выработку системы целей
организации, включая их количественную
и качественную формулировки. При его
использовании чаще всего выполняются
следующие этапы [4, с.202]:
-разработка системы (дерева) целей, представляющей
собой структурную основу для увязки всех
видов организационной деятельности;
-экспертный анализ предлагаемых вариантов
организационной структуры с точки зрения
организационной обеспеченности достижения
каждой из целей, соблюдения принципа
однородности целей, устанавливаемых
каждому подразделению, определения отношений
руководства, подчинения, кооперации подразделений
исходя из взаимосвязей их целей и т.п.
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.
2.2 Методы, ориентированные на людей и культуру
Данные методы проведения изменений во многом рассчитаны на активное вовлечение и участие в них большинства работников. В случае успеха эти методы улучшают индивидуальные и групповые процессы в решении проблем и принятии решений, в коммуникации, в отношении к работе и т.п. Изменение организационной культуры влияет на уровень принятия ценностей, ожидания, расположения и поведение работников. В принципе любое организационное изменение так или иначе затрагивает элементы организационной культуры. Ниже будут рассмотрены следующие пять методов из этой группы:
• обсуждение результатов организационного диагноза;
• «построение команды» или групповая работа;
• консультирование по процессу;
• качество жизни на работе.
Обсуждение результатов организационного диагноза. Данный метод включает следующие действия: 1) сбор информации (обычно через вопросники) от членов организации или рабочих групп; 2) организация полученных данных в понятный формат; 3) доведение данных до тех, от кого они были получены. В дальнейшем работники используют эту информацию для планирования своих действий по решению специфических проблем. Этот метод является частью модели «исследование—действие», рассмотренной выше. Главной целью данного метода является улучшение отношений между членами рабочих групп и подразделениями путем обсуждения общих проблем, взамен проведения специфических инноваций типа внедрения новой компьютерной системы. Часто этот метод используется как диагностический инструмент для выявления проблем в ходе крупномасштабных и долгосрочных программ применений в комбинации с другими методами.
«Построение команды » . Использование данного метода заключается в том, что члены рабочей группы проводят диагноз совместной работы и планируют проведение изменений для повышения эффективности групповой работы.
Консультирование по процессу. Применение этого метода включает помощь консультантов менеджерам и работникам в восприятии, понимании и действиях по процессам, которые происходят в рабочем окружении. В основном эти процессы представляют собой то, как люди выполняют работу, включая их поведение на совещаниях, формальное и неформальное взаимодействие по работе, а также другие образцы поведения, связанные с выполнением заданий.
Программы качества жизни на работе. Такие программы представляют собой деятельность, осуществляемую организацией по улучшению условий, которые влияют на результаты работы. Многие программы этого типа концентрируются на вопросах техники безопасности, здоровья, внешней безопасности, участия в принятии решений, возможности по развитию таланта и творчества, значимости работы, контроля сверхурочной работы, защите от посягательств на работе, возможности по удовлетворению социальных потребностей.
2.3 Методы, ориентированные на задачи и технологии
Рассматриваемые методы концентрируются на проведении изменений непосредственно в работе сотрудников и их групп. В этой связи основное внимание уделяется технологическим процессам и инструментарию, используемым для выполнения определенных заданий. Методы этой группы следующие:
• проектирование работы;
• социотехническая система;
• кружки качества;
• реинжиниринг бизнес-процессов;
• всеобщее управление качеством.
Как подход к изменениям проектирование работы представляет собой сознательно планируемую реструктуризацию того, как конкретная работа выполняется в целях усиления мотивации сотрудников, их вовлеченности и производительности и улучшения выполнения работы в целом.
Социотехническая система. Этот метод обычно включает в себя радикальное перепроектирование работы с учетом интересов как технологии, так и работников. Многие современные производства изначально используют данный метод как самостоятельно, так и в рамках других ранее описанных методов проведения изменений.
Кружки качества. Кружки качества — это рабочие группы из числа добровольцев из какой-то одной области деятельности, регулярно собирающиеся для отслеживания и решения проблем, относящихся к качеству работы и ее результатов. Кружки качества также решают ряд задач, присущих другим вышеописанным методам. Эффективная деятельность кружков качества предусматривает, что его члены получают подготовку в области решения проблем, статистического контроля качества и групповой работы. Результатом их работы являются предложения руководству по улучшению качества и производительности для их возможного внедрения. Мотивирование участников этого процесса проводится больше через признание, чем через денежное вознаграждение. К сожалению, кружки качества решают ограниченное число проблем по сравнению с другими ранее рассмотренными методами проведения изменений.
Реинжиниринг бизнес-процессов. Этот метод, связанный с более радикальным, чем другие методы, перепроектированием процесса работы, направлен на ее упорядочение, снижение затрат, повышение качества и эффективности в ее выполнении.
Всеобщее управление качеством. Данный метод направлен на то, чтобы предусмотреть возникающие у потребителя потребности и ожидания в отношении качества. Достижение организацией качества во всем означает, что все виды работ и деятельности, все процессы выполняются так, что обеспечивают требование клиента, включая экономию времени и стоимости.
Глава 3.Организационная структура предприятия ООО «TEZ TOUR» и принципы её построения
Международный туристический холдинг TEZ TOUR является одной из ведущих компаний в России и лидером по отправке туристов из стран бывшего СССР и Восточной Европы. TEZ TOUR основан в 1994 году, сегодня в его ассортименте такие направления как: Австрия, Андорра, Бразилия, Греция, Доминикана, Египет, Испания, Италия, Куба, Мальдивы, Мексика, ОАЭ, Таиланд, Турция, Шри-Ланка.
Информация о работе Организационные структуры в современном менеджменте и принципы их построения