Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:55, курсовая работа
В настоящее время назрела настоятельная необходимость в разработке математических моделей, описывающих значительный круг управленческих проблем, и являющихся основой для разработки методов структурных преобразований с использованием объективных критериев целесообразности организационной реструктуризации. Математические модели должны способствовать своевременной и объективной аналитической подготовке принятия управленческих решений. Этим и определяется актуальность и народнохозяйственная значимость разработки количественных методов управления организационными структурами предприятий, позволяющих производить оперативные и объективные оценки целесообразности и эффективности структурных альтернатив.
Введение .………………………………………………………………………… 3
1. Структура управления организацией .……………………………………… 5
1.1. Типы организационных структур и их характеристика .…………… 5
1.2. Формы организаций по взаимодействию с внешней средой ..……. 14
2. Организационная структура конкретной организации ...………………… 21
3. Применение менеджером различных методов управления и стилей руководства …………………………………………………………………. 23
Заключение ……………………………………………………………………... 28
Список использованных источников и литературы …………………………. 30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
НОУ СПО УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Факультет коммерческой деятельности и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему:
«Организация, ее виды и структура»
Выполнил: студент 2 курса
заочного отделения Иванова Е.С.
Проверил: к.э.н. Карпова С.М.
Екатеринбург
2011
Содержание:
Введение .……………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников и литературы …………………………. 30
Введение
Повсеместное внедрение в производственно-социальную сферу экономических приоритетов, широкое использование маркетинговых технологий в производственно-коммерческих сферах существенно изменили подходы к управлению производством. В современных реалиях для успешной конкурентоспособной деятельности предприятия на рынке необходимо использовать новые принципы управления, адекватные динамичным условиям рыночной экономики. Исследования показывают, что богатейший теоретический и практический опыт традиционных методов управления предприятиями сегодня целесообразно соединять с научными основами менеджмента и новейшими информационными технологиями, математическим и экономическим моделированием.
Проектирование организации представляет собой процесс соединения определенным образом работ (видов деятельности) и людей между собой. Такое соединение должно обеспечить взаимодействие между людьми, выполняющими определенные работы. Данное взаимодействие имеет как динамическое проявление, выражающееся в процессах, происходящих в организации и делающих ее способной реагировать на изменение внешней среды, так и статическое проявление, выражающееся в структуре организации. Одним из аспектов данного вопроса является исследование взаимодействия на уровне «подразделение – подразделение», реализующегося с помощью комбинации различных типов департаментизации и выступающее в рамках организационных структур предприятия (ОСП).
Существующие отечественные теории управления ОСП направлены, в основном, на решение проблем оптимального проектирования промышленных предприятий, функционирующих в стационарных условиях плановой экономики. В этом направлении накоплен значительный теоретический и эмпирический опыт. Вместе с тем, многие теоретические проблемы проектирования ОСП, экспресс-анализа их эффективности и целесообразности реорганизации адекватно условиям быстро изменяющейся внешней среды, являются нерешенными и нуждаются в углубленной проработке.
Мировая экономическая мысль накопила определенный опыт в области теоретических основ проектирования организационных структур управления предприятием. Методологическую основу теории организационного конструирования составляют идеи основоположников теории управления: Ф. Тейлора, Г. Файоля, А. Богданова, Ф. Дунаевского, В. Базарова (Руднева), И. Ансоффа и других авторов. Несмотря на большое количество работ, посвященных данной проблематике, теоретические подходы к системному управлению структурами предприятия, адаптивному изменениям внешней среды, развиты недостаточно.
1. Структура управления организацией
1.1 Типы организационных структур и их характеристика
Под организационной
структурой управления необходимо понимать
совокупность управленческих звеньев,
расположенных в строгой
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные. К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизуются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией. (рис.1)
Рис.1. Типовая пирамидальная структура управления организацией
Классификация организационных структур крупных корпоративных образований, включающая их виды, группы и типы зависит от способа интеграции имущественных комплексов организаций-участников и масштаба организации бизнес-процессов.
Предлагается
классификация имущественных
В зависимости
от характера связей между подразделениями
организации различают
Линейная организационная структура управления – одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Схематически линейная структура управления может быть представлена в виде рис.2
Рис.2. Схема линейной организационной структуры управления
В линейной структуре
управления каждый подчиненный имеет
начальника, а каждый начальник имеет
несколько подчиненных. Такая структура
функционирует в небольших
Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний. Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
- единство и четкость распорядительства,
- согласованность действий исполнителей,
- простота управления (один канал связи),
- четко выраженная ответственность,
- оперативность в принятии решений,
- личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
Недостатки:
- высокие требования
к руководителю, который должен
быть подготовлен всесторонне,
чтобы обеспечивать
- отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
- перегрузка
информацией, множество
- затруднительные связи между инстанциями;
- концентрация власти в управляющей верхушке.
Функциональная организационная структура управления организацией осуществляется некоторой совокупностью подразделений специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
Как видно на рис.3, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование).
Исполнители
Рис.3. Схема функциональной организационной структуры управления
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией начиная со среднего уровня делится по функциональному критерию. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.
Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки:
Преимущества:
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
- освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
- стандартизация,
формализация и
- исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
- уменьшение
потребности в специалистах
Недостатки:
- чрезмерная
заинтересованность в
- трудности
в поддержании постоянных
- появление
тенденций чрезмерной
- длительная процедура принятия решения;
- относительно застывшая.
При линейно-функциональной структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро ит.п.)
В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
Рис.4. Схема линейно-функциональной организационной структуры
Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации. Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки:
Преимущества:
- более глубокая подготовка решений и планов связанных со специализацией работников;
- освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем
- возможность привлечения.
Недостатки:
- отсутствие
тесных взаимосвязей и
- недостаточно
четкая ответственность, т.к.
- чрезмерно
развитая система
Матричная организационная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и т.д. В рамках программно-целевой структуры (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).