Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:20, контрольная работа
Попробуйте найти кого-нибудь из вашего окружения, кто не принадлежит ни к одной организации, и вы убедитесь, что это не так легко сделать. Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными. Данный перечень можно продолжать еще очень долго. Важно подчеркнуть, что существуют самые разнообразные организации. Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, являясь их работниками либо вступая с ними в контакт.
Введение
1. Общая характеристика организации как системы управления
2. Ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда, структура управления
3. Подходы к процессу управления в организации
4. Роль менеджера
5. Анализ эффективности управления
6. Характеристика организации ОАО «Тарханы»
7. Основные направления совершенствования управления
8. Учёт неопределённости и риска при построении организации
Заключение
Список используемой литературы
Контрольная
работа
По дисциплине: Менеджмент
По
теме: «Организация, как объект управления.
Направление совершенствования управления
организации»
«Пенза
2010»
Содержание
Введение
1. Общая характеристика организации как системы управления
2. Ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда, структура управления
3. Подходы к процессу управления в организации
4. Роль менеджера
5. Анализ эффективности управления
6. Характеристика организации ОАО «Тарханы»
7. Основные направления совершенствования управления
8. Учёт неопределённости и риска при построении организации
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Попробуйте
найти кого-нибудь из вашего окружения,
кто не принадлежит ни к одной организации,
и вы убедитесь, что это не так легко сделать.
Подавляющее большинство членов общества
входят в одну или несколько организаций.
Эти организации могут быть производственными,
учебными или исследовательскими, государственными
или частными, большими или малыми, временными
или постоянными. Данный перечень можно
продолжать еще очень долго. Важно подчеркнуть,
что существуют самые разнообразные организации.
Большинство людей почти всю свою сознательную
жизнь связаны с теми или иными организациями,
являясь их работниками либо вступая с
ними в контакт.
Что же такое организация? Можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные для всякой организации независимо от того, какого она размера, в какой сфере она функционирует и какие задачи она решает? Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
Система управления — это совокупность элементов (подсистем), объединенных информационными связями и процессами, направленными на достижение некоторых целей. А это позволяет считать, что система создается для достижения целей, которые направлены на решение проблем. Проблемы служат фактором, инициирующим менеджмент на повышение эффективности производства и управления. Системы управления предприятиями, как правило, характеризуются сложностью, вероятностным проявлением параметров состояния управляемых объектов и неопределенностью принятия решений.
В экономике организация (фирма, предприятие) является хозяйствующим субъектом, реализующим собственные интересы посредством производства и реализации товаров (услуг) на рынке. Поскольку каждая организация имеет, как правило, несколько целей, для достижения которых требуются достижения промежуточных целей, то в организации можно выделить множество систем.
Любая система характеризуется по крайней мере тремя элементами:
• входом в систему (поступающие ресурсы);
• процессом преобразования ресурсов в продукт (услугу);
• выходом из системы (продукт).
Очевидно, что соединение этих элементов определенными материально-вещественными и информационными связями, порядком их взаимодействия образует структуру и целостность системы. Удаление любого из элементов или изменение их свойств разрушает данную систему или преобразует ее в другую.
В системе
управления обязательно присутствует
субъект (орган) управления, соединенный
с элементами объекта управления
информационными (прямыми и обратными)
связями (рис. 1).
Рис 1. Информационная модель системы управления предприятием
Практически любые системы управления являются сложными.
Сложность объектов управления и среды, воздействующей на них, обусловливает вероятностный характер систем управления. Причем бесконечно малые начальные изменения некоторых элементов объекта управления могут привести к существенным изменениям системы в целом. Взаимосвязь с внешней средой и зависимость от нее — важные свойства организации. Они определяют открытость организации как системы.
Для исследования сложных систем применяют декомпозицию — разделение системы на части (подсистемы), которые рассматривают как самостоятельные объекты. Декомпозиция — это анализ систем по различным целям, функциям, способам достижения целей и др. В производственной организации можно выделить подсистемы маркетинга, собственно производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансов, менеджмента (управление персоналом) и др.
В системе управления можно выделить целевые подсистемы: управление ресурсами, управление качеством, управление охраной окружающей среды, управление развитием производства (инновациями), управление развитием комплекса и др. В каждой из этих подсистем реализуется ряд целей, например, в управлении развитием коллектива или человеческими ресурсами целями являются отбор кадров, оценка их профессиональных качеств, обучение и повышение квалификации, материальное и мораль стимулирование и т. Д.
Функциональные подсистемы включают сущность и содержание управленческой деятельности состав решаемых задач управления и, как правило, соответствуют организационной структуре управления.
Типичные функциональные подсистемы — маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, которые обособлены в специальных подразделениях организации. Целевые подсистемы обычно не имеют соответствующих подразделений в аппарате управления, однако их функции закрепляются за линейными и функциональными подразделениями.
При программно-целевом управлении создаются специальные органы, обеспечивающие достижение главных целей координацией всех функций во всех подразделениях, имеющих отношение к достижению целей.
Важнейшая характеристика системы управления — ее структура.
Поскольку процесс управления информационный, то объект управления представлен в системе управления информационными связями с органом управления и окружающей средой. Можно дать следующее определение: организационная структура (оргструктура) системы управления — это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Организационная структура управления отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления.
Оргструктура управления
Рис. 2. Взаимосвязь структур производства и управления в организации
Неоднократно подчеркивавшийся выше информационный характер управленческой деятельности делает очевидными значение и роль совершенствования информационных процессов для эффективности управления. В настоящее время это связано с использованием информационных технологий, выводящих предприятие на новый уровень управления.
Работа предприятия опирается на три функциональные области управления: планирование деятельности предприятия, техническое проектирование и производственные планирование и контроль. Само предприятие выполняет четвертую функцию — физическое производство.
Современные информационные технологии для управления фирмой позволяют автоматизировать важнейшие управленческие процессы на предприятии — от финансов, производства и сбыта до управления персоналом и объединить их в единую сеть. При этом система управления способна чутко реагировать на изменение внутренней и внешней среды организации.
Целостность организации и ее открытость как системы обусловливают четкое разделение внутренней и внешней среды, зависимость организации от внешних факторов. Успех организации в значительной степени зависит от учета внешних факторов. Как было отмечено выше, объектом и предметом исследования маркетинга и как функции управления, и как части органа управления служат факторы внешней рыночной среды. На рис 3 приведены элементы среды прямого и косвенного воздействия.
В среде прямого воздействия главное — это рынок и законы, его регулирующие. Важно учитывать, что предприятие и рынок представляют собой две различные по своей природе формы координации экономической деятельности. Внутри предприятия отсутствуют рыночные отношения, их можно лишь имитировать для повышения эффективности производства.
При рассмотрении внешней среды и ее влияния на организацию и экономику в целом в последнее время все больше учитывают влияние неэкономических факторов (социокультурные факторы и др.) на экономические процессы.
Среда прямого
воздействия
Среда косвенного воздействия
Рис 3. Элементы среды прямого и косвенного воздействия
Применительно к менеджменту методологический подход означает использование определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления.
Рассмотрим наиболее распространенные в современном менеджменте методологические подходы.
Системный подход. В рамках этого подхода различные процессы и явления в управлении рассматриваются как системы (рис. 4)
При этом
под системой управления понимается
обособленная совокупность взаимосвязанных
элементов, которая обладает новыми качествами,
отсутствующими у образующих ее элементов.
Каждый Элемент системы служит структурообразующей
частью какой-либо подсистемы. Элементу
присущи одно или несколько свойств, которые
необходимы для функционирования системы.
Эти свойства элементов и определяют их
место в системе управления и позволяют
объединять элементы в подсистемы, например
в управляющую или в управляемую подсистему.
Рис. 4. Системный подход
Системный подход основан на системном анализе. С помощью системного подхода сложный объект исследования можно представить как совокупность простых, доступных для изучения элементов. Системный подход в ряде случаев дополняется ситуационным. Центральный момент ситуационного подхода — ситуация. Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретное время. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. В нем сохранена концепция процесса управления, применяемая ко всем организациям. Ситуационный подход позволяет увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации.