Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 01:12, курсовая работа
Мировой опыт подтверждает: малое предприятие – очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
- формирование среднего класса;
- рост доли экономически активного населения;
- создание новых рабочих мест;
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы малого предпринимательства……………………….5
1.1. Роль и значение малого предпринимательства………………………...5
1.2. Развитие малого предпринимательства в России……………………....8
1.3. Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес…………11
2. Современный уровень развития ООО «Алтай – Аристон»………………...15
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………15
2.2.Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование
предприятия………………………………………………………………..…17
2.3. Экономическая оценка факторов внешней среды…………………….19
3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения………...24
3.1. Особенности текущего момента……………………………………….24
3.2. Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на
ООО «Алтай – Аристон»…………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..
1. Теоретические основы
малого предпринимательства…………
1.1. Роль и значение малого предпринимательства………………………..
1.2. Развитие малого предпринимательства в России……………………....8
1.3. Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес…………11
2. Современный уровень развития ООО «Алтай – Аристон»………………...15
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………15
2.2.Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование
предприятия…………………………………………………
2.3. Экономическая оценка факторов внешней среды…………………….19
3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения………...24
3.1. Особенности текущего момента……………………………………….24
3.2. Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на
ООО «Алтай
– Аристон»……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Мировой опыт подтверждает: малое предприятие – очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
- формирование среднего класса;
- рост доли экономически активного населения;
- создание новых рабочих мест;
- трудоустройство высвобождаемых в госсекторе работников;
- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний;
- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
В России, несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию, которое протекает замедленно и противоречиво.
Нельзя сказать, что проблемы малого предпринимательства находятся вне государственного внимания, но проблемы остаются, появляются новые и решать многие из них приходится предпринимателям самостоятельно.
В настоящее время предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса.
Государственную политику необходимо направлять не на административно – директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.
В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. Также трудно переоценить значимость развития малого бизнеса и для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Таким образом, проблема функционирования малых предприятий является для России очень актуальной.
Цель данной курсовой работы – изучить развитие малого предпринимательства в нашей стране, а именно организацию малых предприятий, их функционирование и эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- рассмотреть теоретические
основы малого
- проследить эволюцию предпринимательства в России;
- осуществить анализ
- на основе изучения
факторов внутренней и внешней
среды предприятия дать
Объектом исследования стало Общество с ограниченной ответственностью «Алтай – Аристон».
Предметом исследования является малое предпринимательство.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения.
1. Теоретические основы малого предпринимательства
1.1.Роль и значение малого предпринимательства
Впервые понятие «предпринимательство» употребил английский экономист Ричард Кантильон в конце 17 - начале 18 в.в. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ [10,с.15].
Позже известный французский экономист Ж.Б. Сэй в книге «Трактат политической экономии» сформулировал определение предпринимательской деятельности «как соединения, комбинацию 3 классических факторов производства – земли, капитала, труда»[8,с.303]. Основной тезис Ж.Б. Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Ж.Б. Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции. Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берет на свой страх и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт [9,с.268].
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый Роберт Хизрич определяет предпринимательство «как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью», а «предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения. Например, английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия» [8,с.143].
Предпринимательство – это особый вид экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Для изучения предпринимательства также необходимо выделить его существенные признаки и реализуемые им цели, к которым относятся:
- во - первых, предпринимательство – вид рисковой человеческой деятельности, связанный со свободой выбора направлений и методов деятельности, самостоятельности и ответственности в принятии решений. При этом следует отметить в виду то обстоятельство, что, рискуя, предприниматель в рыночной системе хозяйствования не обходится без банкротства и множества негативных последствий;
- во - вторых, предпринимательство – это деятельность, направленная на получение прибыли, успеха, наилучшего конечного результата. Качествами предпринимателя обладают люди не только в материальном производстве, но и занимающиеся творческим трудом, достигая не материального успеха, а признания;
- в - третьих, цивилизованная предпринимательская деятельность позволит не только получить прибыль, либо успех, но и решает социальные проблемы общества;
- в - четвертых, сущность явления предпринимательства раскрывается в его функциях:
Экономическая функция предпринимательства заключается в том, что она обеспечивает непрерывное институциональное изменение и развитие всей экономической системы общества, постоянно обновляет инновациями среду, открывает дорогу разнообразным преобразованиям. Экономическая функция предпринимательства способствует повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению достижений научно-технического прогресса и др.
Социальная функция предпринимательства заключается в том, что она смягчает стихийное воздействие рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей. Эта функция способствует росту культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.
Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция предпринимательства, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей:
В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятая – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из – за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Предпринимательство всегда развивается в определенной исторической и социальной среде, включено в систему национальных ценностей и традиций. Крупные радикальные перемены в обществе возможны, если оно ставит перед собой масштабную цель, способную объединить и возвысить нацию, общество. Нам нужна высоко – эффективная экономика, способная дать людям высокое качество жизни.
1.2. Развитие малого предпринимательства в России
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально – экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже 20 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубокого и качественного развития.
С 2010 г. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно – аналитического отдела управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Снизилась максимальная численность работников малого предприятия. Число малых предприятий, с 2011 г., за исключением некоторых регионов, неуклонно растет. Как и следовало ожидать, распределение количества малых предприятий по территории РФ чрезвычайно неравномерное, это связано с особенностями экономического и географического положения регионов. Также наблюдается неравномерность в темпах развития, увеличения количества малых предприятий. Во многих регионах, при общей тенденции к увеличению количества малых предприятий, наблюдается снижение их количества [27, c.500].
В целом, темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики страны. Если же смотреть на количество рабочих мест приходящихся на малые предприятия, то складывается иная картина. Хотя во многих регионах, наблюдается значительный рост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский показатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от роста количества самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числом занятых на рабочих мест.
Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора, малый бизнес перейдет и в другие более привлекательные для страны сферы.