Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 01:12, курсовая работа
Мировой опыт подтверждает: малое предприятие – очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
- формирование среднего класса;
- рост доли экономически активного населения;
- создание новых рабочих мест;
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы малого предпринимательства……………………….5
1.1. Роль и значение малого предпринимательства………………………...5
1.2. Развитие малого предпринимательства в России……………………....8
1.3. Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес…………11
2. Современный уровень развития ООО «Алтай – Аристон»………………...15
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………15
2.2.Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование
предприятия………………………………………………………………..…17
2.3. Экономическая оценка факторов внешней среды…………………….19
3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы и решения………...24
3.1. Особенности текущего момента……………………………………….24
3.2. Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на
ООО «Алтай – Аристон»…………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………
Субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др. Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.
Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они – основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки [19,c.290].
В статье 6 Закона № 209 - ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.
Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.
В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.
Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др.
Статьей 17 Закона № 209 - ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.
В законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.
Законом также предусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в областях:
- подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- инноваций и промышленного производства;
- ремесленной, внешнеэкономической
и сельскохозяйственной
1.3. Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес
С 2011 г. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровне.
Итоги активизации показывают данные Федеральной службы государственной статистики, число малых предприятий на 1 января 2011 года превысило 1,1 млн., а индивидуальных предпринимателей – 3,4 млн. человек. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких лет [12,c.480].
Однако положительные тенденции развития малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и России. К общим негативным факторам можно отнести, например, снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность [2,c.583].
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие:
Во - первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования. Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних компаний не является сильно выраженной, кризис ликвидности сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов.
Во - вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штата, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
В - третьих, для малого бизнеса станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию – отгрузка продукции", поскольку из - за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.
В - четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги некоторые организации могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех из них, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг.
В - пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, они будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий [15,c.333].
Таким образом, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким прежде всего относятся:
- предприятия, производящие
недорогую продукцию массового
спроса и предоставляющие
- предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
- предприятия, не использующие
в своей работе заемные
- предприятия, имеющие постоянные
и налаженные отношения с
- предприятия, имеющие административную
поддержку и работающие по
государственному/
2. Современный уровень развития ООО «Алтай – Аристон»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Алтай – Аристон» зарегистрировано ИФНС Центрального района г. Барнаула в 2002 году.
ООО «Алтай – Аристон» - коммерческая организация, целью которой является получение прибыли путем осуществления оптово-розничной торговли. Компания «Алтай – Аристон» является профилированным предприятием по продаже оборудования для отопительных систем, и систем водоснабжения.
Кроме того, в ассортименте фирмы отечественная техника для отопления.
При реализации техники в розницу предоставляется консультация по установке и наладке оборудования, а также за дополнительную плату производится доставка, установка и наладка.
ООО «Алтай – Аристон» в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и несет всю полноту ответственности за соблюдением интересов государства, граждан, выполнения принятых на себя обязательств.
Предприятие является малым, то есть не обладает значительным количеством трудовых ресурсов, но функциональные обязанности каждой группы работников распределены достаточно четко, чтобы система функционирования предприятия могла действовать слаженно.
Главным органом управления фирмы является собрание учредителей. Оно назначает на должность директора предприятия, который является официальным главным представителем интересов фирмы и уполномоченным принимать финансово – хозяйственные решения различной сложности. Директор нанимает на работу персонал, заключает договора, несет ответственность за совершаемые сделки. Поскольку предприятие небольшое, у директора ООО «Алтай – Аристон» один заместитель. Это необходимо в связи с тем, что деятельность фирмы можно условно разделить на два вида: взаимодействие с окружающей средой (поиск клиентов, заключение договоров, их обслуживание – т. е. контакты с клиентами; взаимодействие с другими контрагентами и государственными органами – налоговой инспекцией, фондами страхования) и собственно реализация продукции.
Офис и склад отделены друг от друга не только функционально, но и территориально – офисное помещение находится в центре Барнаула, а складское – на окраине. Это связано с тем, что заказчики, приходя в офис фирмы, должны вынести благоприятное впечатление о предприятии – о его надежности, стабильности и состоятельности. Но аренда подобного помещения стоит достаточно дорого. Поэтому хранение товаров ведется в более дешевом помещении, и более приспособленном для данного вида деятельности.
Офис и склад связаны между собой единым процессом обслуживания клиентов: менеджеры и агенты офиса находят клиентов, подготавливают и заключают хозяйственные договора на продажу товаров и услуг. Затем данные о полученных заказах и необходимости их выполнения передаются на склад. После того, как товар выбран в стенах офисного помещения, необходимо ее доставить в нужное заказчику место. Бригада рабочих выезжает по заданному адресу. Производит установку и наладку оборудования. К офису также относится бухгалтерия ООО «Алтай – Аристон», которая начисляет заработную плату на всех сотрудников предприятия, ведет учет и контроль хозяйственной деятельности, отчитывается в фондах страхования, в Управлении статистики и ИФНС. Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера и бухгалтера – кассира. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Директору предприятия.
Таким образом, взаимодействие офиса и склада обеспечивает целостность фирмы и возможность ее нормального существования в условиях рынка.
2.2. Факторы внутренней среды, влияющие
на функционирование предприятия
Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять [5,c.238]. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них [23,c.97].
Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренний потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг, организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные условия для их жизнедеятельности.
Итак, методом экспертных оценок проведем анализ внутренней среды по следующим направлениям:
Производственный процесс: объем, структура, темпы реализации товаров, номенклатура товаров; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов, наличный парк оборудования и степень его использования, ресурсные мощности, техническая эффективность мощностей, местонахождение предприятия и наличие инфраструктуры; экология, контроль качества, издержки и качество технологий, патенты, торговые марки и т.п.