Организация маркетинговой деятельности предприятия АО "Рахат"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении теоретических основ и практических этапов совершенствования организации маркетинговой деятельности предприятия.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
изучение теоретических основ организации маркетинговой деятельности предприятия;
- проведение анализа маркетинговой деятельности предприятия на примере АО "Рахат";

Содержание работы

Введение………………………..………………………………………………..3-4
1. Теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Сущность и ключевые понятия маркетинговой деятельности..................5-7
1.2. Формы и разновидности организационных структур управления маркетинговой деятельностью предприятия...................................................8-13
1.3 Проблемы организации эффективной маркетинговой деятельности в условиях промышленного предприятия........................................................13-15
2. Организация маркетинговой деятельности АО "Рахат"
2.1 Общая характеристика предприятия АО "Рахат"...................................16-20
2.2 Оценка маркетинговой деятельности АО "Рахат"..................................20-26
2.3 SWOT- анализ формирования целей маркетинга АО "Рахат"………..26-32
3. Пути совершенствования организации и управления маркетинговой деятельностью АО "Рахат"
3.1 Структурная перестройка управления маркетинговой деятельностью
АО "Рахат"………………………………………………………………
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию организации маркетинговой деятельности АО "Рахат
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

предпринимательство курсовая.docx

— 242.66 Кб (Скачать файл)

«Рахат» – это и первое предприятие в Казахстане, имеющее  полную цепочку по производству шоколада – от переработки какао-бобов  до выпуска готовых изделий и  полуфабрикатов. Высокопроизводительное оборудование, не имеющее аналогов на территории Центральной Азии, позволяет  выпускать не только традиционный плиточный  шоколад, но и плитки нового европейского формата с крупными наполнителями: изюмом, орехами, воздушным рисом, а  также пористый шоколад.

На предприятии организована и действует внутренняя система  качества, базирующаяся на единой ответственности  и комплексной системе контроля качества. Эта система включает в  себя контроль за качеством сырья  и продукции на каждой стадии производства. На предприятии внедрена и действует  система менеджмента качества, сертифицированная  на соответствие стандарту СТ РК ИСО 9001 - 2001.

Продукция АО «Рахат» хорошо известна, как на отечественном рынке, так и на рынках ближнего и дальнего зарубежья. АО «Рахат» осуществляет политику максимальной доступности  своей продукции на внутреннем рынке. География продаж АО «Рахат» охватывает весь Казахстан, поскольку компания имеет системы распространения  продукции в 18 городах, включая 14 областных  центров. Распространение продукции  по г.Алматы осуществляется через крупных  оптовых покупателей, а также  через фирменные розничные магазины. В других регионах республики доступность  продукции АО «Рахат» обеспечивается созданием широкой дистрибьюторской сети (дочерние организации), которые  осуществляют продажу качественной фирменной продукции (рисунок 1).

Рисунок  1 -  Охват рынка  кондитерских изделий АО «Рахат»

Таким образом, география  продаж АО «Рахат» охватывает весь Казахстан и соседнюю Киргизию, где  у компании также имеется дочерняя торговая организация. Экспортные поставки осуществляются в страны центрально-азиатского региона, где нет высокой конкуренции, и политико-экономические условия  не препятствуют внешней торговле (Афганистан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан). В перспективе, в связи с интересом  к продукции АО «Рахат» со стороны  других республик СНГ и дальнего зарубежья, компания планирует наращивать объёмы производства и расширять  рынки сбыта посредством увеличения объёмов экспорта.

Для того чтобы сделать  продукцию фабрики более доступной  для потребителей, наглядно показать все ее достоинства и особенности, создана сеть фирменных магазинов. И сегодня наиболее полно, с характерным  корпоративным стилем обслуживания покупателей, продукция фабрики  представлена в фирменных магазинах  в южной столице, а так же в  магазинах, созданных дочерними  предприятиями. В этих предприятиях розничной торговли покупатель может  получить квалифицированные консультации о свойствах тех или иных кондитерских изделий, планируемых к выпуску  новинках, выразить свое мнение о качестве, вкусовых параметрах продукции, об оказываемых  населению торговых услугах.

Основные  экономические  показатели АО «Рахат» представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Основные экономические  показатели  АО «Рахат»  за  2008-2010 годы

Показатели

Единица измерения

Годы

Изменения  2010 г. в %

к уровню

2008

2009

2010

2008г.

2009.

1

Доход от реализации

млн.тенге

11323676

13822223

16449124

145,26

119,05

2

Обьем товарооборота

млн.тенге

10282338

11632862

14274316

138,82

122,71

3

Себестоимость продукции

млн.тенге

8584656

10966718

12714782

148,11

115,93

4

Валовой доход

млн.тенге

2739020

2949416

3734342

136,34

126,61

5

Подоходный налог 

млн.тенге

407489

446421

465574

114,25

104,3

6

Чистая прибыль 

млн.тенге

946782

1060072

1018412

107,6

96,07

7

Затраты на продвижение

в том числе:

 

тыс. тенге

 

96045

 

96518

 

99193

 

103,3

 

102,8

           

– затраты на рекламу

тыс. тенге

47448

84482

56787

119,7

67,22

– затраты на стимулирование сбыта

- другие затраты

 

тыс. тенге

тыс. тенге

 

40097

 

8500

 

30965

 

8940

 

32756

 

9650

 

103,7

 

113,5

 

105,8

 

107,94

Примечание – таблица  составлена на основе источника 


 

Как видно из таблицы 4 доход  от реализации продукции за 3 года работы стал выше на 19%. Себестоимость продукции  увеличилась на 15,9%.

За последние два года существенно улучшилось финансовое положение предприятия, за счет значительного  прироста валового дохода, который  в 2010 году против 2009 года возрос на 26,6%, а против 2008 года – на 36,3%.

В такой ситуации соответственно улучшились основные оценочные показатели деятельности АО «Рахат», что можно  видеть из данных приведенных в таблице 2.  Чистая прибыль в 2010 году по сравнению  с 2009 годом возросла на 6,07%, а к 2008 году на 7,6%. Из чего следует, что прибыльность предприятия растет.

Затраты на маркетинг увеличились  на 3,3% в 2008 году против 2010 года, в том  числе на рекламу 19,7 % и на  стимулирование  сбыта  в  целом 3,7 %.

Оценивая затраты на рекламу  можно констатировать, что они  весьма эффективны. Так затраты на рекламу возросли как мы указали  на 19,7%, в то время как темпы  роста товарооборота увеличились  в 2010 году на 38,8%, иначе говоря каждый тенге вложенный в рекламу  приносил больший объем товарооборота.

Такие показатели свидетельствуют  о динамичном развитии АО «Рахат»  и способствуют формированию инновационного фонда  для дальнейшего развития предприятия.

Благодаря упорной работе и высокому профессионализму сотрудников  компания не только успешно преодолела трудности транзитного периода, но и с 1995 года вышла на стадию стабильного  роста. Сегодня ей принадлежит 24% всего  отечественного рынка кондитерских изделий. В течение последних  пяти лет ежегодный рост продаж продукции  предприятия составляет в среднем  порядка 15-20%.

В условиях высокой конкуренции  компания заняла свою нишу на рынке, сделав ставку, прежде всего на качество и  вкусовые свойства сладостей. Высокое  качество выпускаемых кондитерских изделий стало фирменной чертой марки "Рахат". Стабильное качество и экологическая безопасность рахатовской  продукции обеспечивается благодаря  специально созданной системе комплексного контроля. Она охватывает все этапы  производства – от сырья до готовой  продукции, включая условия ее хранения и реализации.

Таким образом, АО «Рахат»  является одним из крупнейших производителей кондитерской продукции в Казахстане, которая хорошо известна как на отечественном  рынке, так и на рынках ближнего и  дальнего зарубежья. АО «Рахат» с  каждым годом увеличивает затраты  на маркетинг, которые, как мы указали, весьма эффективны. В течении последних  пяти лет ежегодный рост продаж продукции  предприятия составляет в среднем  порядка 15-20% .

                     

2.2 Анализ маркетинговой  деятельности АО «Рахат»

Период развития маркетинговой  деятельности  кондитерской фабрики  «Рахат» начинается второй половине 2000 года, которому характерна маркетинговая  ориентация. В связи с обострением  конкуренции на рынке, особенно неценовых  ее методов, появилась необходимость  в осознанном использовании маркетинговых  инструментов.

На вопрос: "Приняло  ли концепцию маркетинга как основополагающую руководство предприятия?" ответили положительно руководители служб маркетинга компаний: АО "Рахат". В них система  маркетинга уже сформирована и развивается  в направлении совершенствования. Что в дальнейшем отлично повлияет на  процесс работы кондитерской фабрики.

Специалисты конкурирующей  компании   АО «Рахат» на протяжении долгих лет считали, что их руководство  пока не приняло эту концепцию  на вооружение, и она носит вспомогательный  характер. Именно поэтому на этих предприятиях, которые в основном ориентируются  на товарную или сбытовую концепции, маркетинг находится еще на стадии становления. Во многом такой подход вызван непониманием руководством компаний роли маркетинга, а также из-за отсутствия условий, необходимых для его  принятия как концепции и образа мышления.

Анализ маркетинговой  деятельности казахстанских компаний позволил разделить их на две категории  в зависимости от степени и  качества выполнения маркетинговых  функций: рыночно-маркетингово ориентированные  и товарно-сбытовой ориентации.

        Самая  продвинутая и интегрированная  служба маркетинга из отечественных  предприятий создана в  АО "Рахат", состоящая из различных подразделений.  Интегрированная производственно-сбытовая  и маркетинговая деятельность  данного предприятия отразилась  и на его результатах - АО "Рахат"  вышло в лидеры кондитерской  отрасли Казахстана.

Таким образом, в отечественной  экономике маркетинг является самым  динамичным явлением, которое нашло  свое развитие, как в теории, так  и на практике.

       Анализ  показал, что условия для комплексной  маркетинговой деятельности в  республике еще полностью не  сформированы. В настоящее время  маркетинг в системе управления  многих предприятий находится  еще на стадии становления,  а в рыночно-ориентированных компаниях  он развивается и совершенствуется  как целенаправленная деятельность. Последнее характерно для иностранных  компаний, и предприятий, которые  приняли концепцию маркетинга  как основополагающую. В таких  компаниях проводятся маркетинговые  исследования рынков, определяются  стратегии маркетинга, разрабатываются  планы маркетинга.

      Основными  причинами, сдерживающими развитие  маркетинга, являются падение платежеспособности  потребителей, недостаток оборотных  средств, потеря традиционных  каналов сбыта, ограниченность  финансов. Следует отметить, что  руководство предприятий недостаточно  выделяют денежные средства на  финансирование маркетинговых мероприятий,  поэтому не всегда эффективны  действия работников службы маркетинга.

       За последние  два года объем ввоза кондитерских  изделий из-за рубежа увеличился  в 7,5 раза, значительно превысив  объем производства казахстанской  отечественной фабрики. По данным  статистики, если еще четыре года  назад в нашу страну из-за  рубежа поступало около 77 тысяч  тонн конфет, то в 2009 году - уже  93 тысячи, а в прошлом, по предварительным  данным, еще на 15-20% больше.

      Таким образом,  Казахстан с каждым годом все  больше и больше «заливает»  сладкий поток из зарубежья.  Уже сегодня отечественный рынок  забит иноземной продукцией более  чем на 50%. И невольно встает  вопрос - а кому это выгодно?  И почему отечественные производители  не могут выпускать вкусные  сладости по приемлемой для  потребителя цене?

      Тому есть  объективные причины. При анализе  данной проблемы выяснилось, что   отечественная кондитерская фабрика  «Рахат» может удовлетворить  только 40% потребительского спроса. А импорт по бросовым расценкам  постепенно вытесняет нашу продукцию.  Зарубежные лакомства действительно  стоят вдвое дешевле, хотя цены  на шоколад, орешки, обертки везде  одинаковые. Тем не менее, цены, завезенных из-за границы нам  сладостей в переводе на наши  деньги не ниже 285 тенге за килограмм.  А в казахстанских магазинах  их можно купить всего лишь  по 235 тенге. И это включая все  расходы на доставку и хранение.  Отсюда напрашивается вывод, что  наша фабрика работает вполсилы, отдел маркетинга, хоть он и  хорош и нацелен на потребителя,  все же недостаточно силен.  Кроме того, половинчатая загрузка  производственных мощностей приводит  к удорожанию себестоимости конфет, и они не выдерживают конкуренции  с зарубежными сладостями.

        Абсолютно  неудивительно, что отечественный  производитель забил тревогу.  Еще бы,  бизнес оказался под  угрозой! И если сейчас ситуация  не изменится, отрасль обречена  на гибель, а казахстанский потребитель,  которому после взлета цен  на импортные сладости будет  некуда деваться, серьезно призадумается,  прежде чем их покупать. Поэтому  Ассоциация кондитеров Казахстана  была вынуждена обратиться в  комитет по регулированию торговой  и туристской деятельности министерства  индустрии и торговли с просьбой  разобраться в сложившейся ситуации.

Информация о работе Организация маркетинговой деятельности предприятия АО "Рахат"