Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 20:20, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе теоретических основ обучения персонала и совершенствовании методического инструментария по управлению профессионально-техническим уровнем работников промышленного предприятия в целях экономической безопасности.
Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
Рассмотреть теоретические вопросы по теме курсовой. Выявить взаимосвязь и особенности влияния обучения персонала на конкурентоспособность промышленного предприятия.
Та работа, которую ведет многие организации для повышения эффективности, невозможна без использования нового, современного оборудования, без внедрения более эффективных технологий, приемов работы и методов управления. Технологические изменения и постановка новых организационных целей могут радикально менять содержание труда самых различных категорий работников – от высшего руководства до рядового персонала. Это требует дополнительных знаний, развития новых навыков, пересмотра старых подходов к работе. В таких условиях обучение персонала становится совершенно необходимым.
Многие руководители уже начинают понимать значение обучения для реализации стратегических целей предприятия. Как иллюстрацию можно привести слова директора Металлургического завода в г.Серове: «Мы обучаемся только командой. Вообще обучение состоит как бы из трех частей. Есть базовое образование в вузах или техникумах, вторая часть – это дополнительное бизнес-образование. И третье, чтобы система была устойчивая, – это внутрифирменное образование, подгонка под конкретные вещи. Для нас сейчас это главное. Мы прошли ту стадию, когда человек где-то научился, приезжает, бьется лбом о стену непонимания и либо ломается, либо забывает эти знания. Нет. Мы должны все вместе вырасти» [26].
Обучение персонала, кроме всего прочего, играет важную роль в донесении до работников основного смысла и необходимости проводимых изменений, в разъяснении их сути, чтобы добиться поддержки нововведений не только со стороны линейного руководства и руководителей среднего звена, но и снизу, со стороны рядовых членов организации.
Обучение и повышение квалификации персонала не должно быть делом только кадровой службы. Все члены организации, особенно руководители высшего и среднего уровня, должны понимать цели и задачи подготовки персонала и иметь представление о его значении для развития организации. Руководители, которые жалеют денег на обучение и переподготовку сотрудников, сталкиваются с тем, что их планы по реорганизации и развитию организации серьезно страдают из-за слабой подготовленности персонала. Ни переманивание чужих специалистов, ни введение жестких дисциплинарных мер, ни новейшие системы оплаты труда не способны компенсировать эту «экономию». Обучение персонала нельзя рассматривать как деятельность, имеющую лишь вспомогательное значение для выживания и процветания организации, поскольку определяющим условием экономического здоровья организации является ее способность быстро адаптироваться к внешним и внутренним переменам [26].
ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» один из самых старейших на Урале и в России заводов по производству сортового и калиброванного проката из качественных и высококачественных марок стали.
В состав ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» входят: турьинский рудник, аглофабрика, доменный цех, мартеновский цех, стан 850 крупносортного цеха, станы 450 и 320 сортопрокатного цеха, калибровочный цех с двумя отделениями [26].
Технологическая схема производства представлена в Приложении 1.
Номенклатура сталей завода в настоящее время состоит из более 150 углеродистых и легированных марок. Основной товарной продукцией завода является литейный и предельный чугун, горячекатаный сортовой прокат. Завод является основным поставщиком бурового пустотелого проката и единственным поставщиком пустотелого проката для валов электродвигателей погружных насосов.
Основными потребителями металла являются машиностроительные, трубные, автомобилестроительные, тракторные и авиационные заводы. Продукция завода, несмотря на острую конкуренцию, сумела пробиться на мировой рынок. Сегодня более 40% продукции завода экспортируется в Англию, Бельгию, Германию, Италию, Корею, Тайвань и другие страны.
В 1996 году по решению экспертного Совета по вопросам экономики на базе методик Комиссии ООН по промышленному развитию и аттестационного комитета «Лидер Российской экономики» на основе инструкций Международного Валютного фонда заводу был выдан Сертификат Российской Федерации. Сертификат удостоверяет, что ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова» входит в состав пяти тысяч ведущих предприятий, имеющих статус «Лидер Российской экономики». В этом же году заводу был присужден «Международный приз за качество».
Продукция, выпускаемая ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова», соответствует высоким технико-экономическим требованием, конкурентоспособна на мировом рынке. Накоплен опыт выпуска продукции по международным стандартам DIN (Германия), NBN (Бельгия), AFNOR (Франция), BS (Великобритания), JIS (Япония), SS (Швеция), UNI (Италия), UNE (Испания), AISI/SAE/FSTM (США). Вся выпускаемая продукция завода имеет международный сертификат качества AD-WO / TRD 100 фирмы «TUV Berlin Brandenburg».
С целью повышения качества, освоения новых видов продукции и разработки новых технологий предприятие постоянно сотрудничает с ведущими научно-исследовательскими институтами и учебными заведениями. Среди них – «Уралмеханприбор», институт металлургии Уральского отделения Российской Академии наук, Уральский институт металлов, «Уралгипромез». Это позволяет постоянно совершенствовать технологию и удовлетворять требования потребителей.
Организационная структура. Во главе всего ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» стоит генеральный директор. Он руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективность использования имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. В утвержденной им структуре основными его заместителями выступают: главный инженер (подведомственными ему являются зам. главного инженера по производству, по новой технике и технологии, зам. главного инженера по экологии, зам. главного инженера по охране труда, зам. главного инженера по качеству), директор по общим вопросам (аспектам его деятельности являются вопросы, связанные с социальной сферой и с персоналом), коммерческий директор, директор по строительству и реконструкции, директор по безопасности и режиму.
В Приложении 2 приведена полная организационная структура предприятия.
Основные вопросы управления финансами завода распределены между директором по экономике и финансам и главным бухгалтером.
Проведем расчет показателей для оценки уровня экономических показателей металлургического завода.
К основным технико-экономическим показателям следует отнести следующие: объем товарной продукции; выручка от реализации; себестоимость продукции; прибыль чистая.
Динамика данных экономических показателей, взятых из бухгалтерской отчетности, представлена в сводной табл.1.
Таблица 1
Динамика основных технико-экономических показателей ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» с 2009 по 2011 гг., тыс.руб. [26]
Показатель |
Период |
Абс. отклон. |
Абс. отклон. |
Относ. отклон. |
Относ. отклон. | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2010 г./2009 г. |
2011 г./2010 г. |
2010 г./2009 г. |
2011 г./2010 г. | |
Объем товарной продукции |
3267650 |
3387000 |
6920300 |
119350 |
3533300 |
1,037 |
2,043 |
Выручка от продаж |
1804126 |
2873427 |
6756281 |
1069301 |
3882854 |
1,595 |
2,351 |
Себестоимость продукции |
1439136 |
1989065 |
5007435 |
549929 |
3018370 |
1,382 |
2,517 |
Чистая прибыль |
85820 |
407002 |
329428 |
321182 |
-77574 |
4,74 |
0,809 |
Из таблицы видно, что в результате финансово-хозяйственной деятельности исследуемого экономического субъекта в 2010 году объем товарной продукции увеличился на 3,7% по отношению к предыдущему периоду, а в 2011 году он удвоился и составил на 104,3% больше, по сравнению с 2010 годом. Выручка от реализации возросла на 59,5% по отношению к 2009 году, а в 2009 году она возросла на 135,1%, по сравнению с 2010 годом.
Анализ выпуска и реализации продукции. Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и ценовых темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. В табл. 2 приведены относительные показатели объема выпуска и реализации продукции за 3 года.
Таблица 2
Относительные показатели объема выпуска и реализации продукции в 2009-2011 гг., % [26]
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Продукция в % к выпуску базисного периода |
1 |
1,037 |
2,117 |
Объем реализации в % к базисному периоду |
1 |
1,595 |
2,351 |
Данные о численности и обобщенные данные об образовании и о составе сотрудников (работников) предприятия, а также об изменении численности сотрудников (работников) предприятия за 2009-2011 годы приведены в Приложении 3.
Планы обучения рабочих на производстве не всегда увязываются с планами подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях, во многих случаях они составляются только на основе текущих заявок цехов, без учета потребности в перспективе [19, c. 45].
Повышение квалификации рабочих – важнейший резерв роста производительности труда, поэтому разработка плана производственно-технического обучения кадров должна начинаться с составления проектов планов повышения квалификации рабочих и плана по труду. Так как основные факторы роста производительности труда тесно связаны с разработкой и осуществлением мероприятий по повышению квалификации рабочих и их переподготовки.
Заводские цехи определяют: сколько им нужно подготовить рабочих или повысить квалификацию, дают заявку в отдел кадров, далее эту заявку направляют в учебно-курсовой комбинат.
План подготовки новых рабочих разрабатывается после составления плана повышения квалификации личного состава рабочих на основе данных о дополнительной потребности в квалифицированных кадрах. Планирование подготовки новых рабочих должно опираться на научные прогнозы по внедрению техники технологии, по организации производства и труда на предприятиях.
На предприятии объемы производства и другие показатели составляются на основе системы балансовых расчетов. Необходимо принимать эти расчеты при определении потребности в рабочей силе и путей подготовки кадров.
Подготовка работников по видам обучения представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика подготовки персонала по видам обучения, [6]
Виды подготовки персонала |
Годы | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Инструкторов производственного обучения |
185 |
165 |
155 |
607 |
1009 | |
Курсы бригадиров |
242 |
177 |
164 |
229 |
199 |
Продолжение таблицы 3
Виды подготовки персонала |
Годы | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Курсы охраны труда |
1694 |
1343 |
774 |
397 |
498 | |
Курсы целевого назначения |
2155 |
2894 |
2231 |
2856 |
2867 | |
Обучение 2-ой профессии |
2685 |
2140 |
1854 |
2125 |
2659 | |
Переподготовка |
3108 |
2670 |
1466 |
1289 |
2290 | |
Подготовка новых рабочих |
20 |
30 |
22 |
30 |
30 | |
Подготовлено: преподавателей |
102 |
73 |
45 |
175 |
259 | |
Производственно-технические курсы |
1832 |
1235 |
1247 |
1538 |
1521 | |
Итого |
12023 |
10727 |
7958 |
9246 |
11332 |
Информация о работе Организация непрерывного обучения персонала в производстве