Организация риск-менеджмента в банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ формирования и совершенствования риск-менеджмента в банковском секторе на основе нормативно-правовых актов, научной и периодической литературы, статистической информации.
В рамках работы будет рассмотрено следующее:
 определение понятия риск-менеджмента, типичных банковских рисков, политики управления ими;
 приведены способы расчёта и оценки основных видов риска;

Содержание работы

Введение 3
1. Риск-менеджмент – часть банковского менеджмента 4
1.1. Сущность, предпосылки и содержание риск-менеджмента 4
1.2. Основные виды рисков в банковской деятельности 8
1.3. Организация риск-менеджмента в банке 9
2. Анализ политики управления рисками в коммерческом банке 15
2.1. Инструменты политики управления рисками 15
2.2 Расчёт и оценка кредитного риска 17
2.2.1. Кредитный риск банковского сектора России в 2010 году 18
2.3. Расчёт и оценка рыночного риска 21
2.3.1. Рыночный риск банковского сектора России в 2010 году 22
2.4. Расчёт и оценка риска ликвидности 25
2.4.1. Риск ликвидности банковского сектора России в 2010 году 26
3. Современное состояние и перспективы развития управления рисками 24
3.1. Проблемы управления рисками и перспективы развития риск-менеджмента 24

Заключение 31
Библиографический список 32

Файлы: 1 файл

риск менеджмент в коммерчексом банке.docx

— 660.33 Кб (Скачать файл)

Высшее руководство банка:

  • ежедневно получает всю информацию о рисках;
  • по отдельным направлениям деятельности банка разрабатывает стратегии и процедуры по управлению риском;
  • реализует стратегию ограничения риска.
    1. Адекватные стратегии, процедуры и лимиты:
  • составляется с учётом типов рисков;
  • с их помощью осуществляется идентификация, измерение, мониторинг и контроль рисков, связанных с наиболее рисковым видами деятельности;
  • соответствуют уровню опыта и компетенции руководства, целям кредитной организации и общей финансовой стабильности.
    1. Адекватные системы управления риском и информации:
  • идентификация и измерение рисков проводится с помощью управленческих информационных систем;
  • отчёты управленческих информационных систем должны отражать все крупные риски, быть достоверными и своевременными;
  • отчёты должны составляться с учётом конкретных рисков;
  • документирование ключевых положений , источников данных и процедур.
    1. Всесторонние механизмы внутреннего контроля:
  • адекватное разделение обязанностей;
  • независимые проверки;
  • чёткое разграничение структуры полномочий и ответственности;
  • достоверность отчётности;
  • адекватные процедуры по соблюдению законодательства;
  • тестирование и анализ информационных систем.

Важным аспектом в управлении банковскими рисками является четкая систематизация внутренней нормативной  базы, иными словами, регламентирующие деятельность банка документы должны иметь строгую иерархию.

Под внутренним нормативным  документом понимается утверждаемый органами управления Банка в рамках установленной  компетенции письменный официальный  документ установленной формы, который  устанавливает, изменяет или прекращает общеобязательные правила поведения, рассчитан на многократное применение и подлежит обязательному исполнению всеми должностными лицами и сотрудниками банка.

Рассмотрим, что должен представлять собой каждый из упомянутых выше документов.

«Политика управления рисками  в коммерческом банке» является главным, «верхним» документом, в котором  отражается виденье руководства  банка процесса управления банковскими  рисками, дается классификация рисков для данного банка, определяются основные цели и задачи риск-менеджмента. Данный документ утверждает процедуру  разработки и утверждения политики управления банковскими рисками, описывает общие принципы организации и функционирования системы управления банковскими рисками. Действие «Политики управления рисками в коммерческом банке» должно распространяться на все активные и пассивные операции банка, на все иные виды деятельности банка и являться обязательным для исполнения всеми подразделениями и работниками банка.

Политика управления банковскими  рисками в зависимости от специфики  банковской деятельности кредитной  организации может меняться. Однако общая структура этого документа  должна быть стандартизирована и  рекомендована органами надзора  всем кредитным организациям страны. Основными частями политики должны являться: стратегия риск-менеджмента, методология риск-менеджмента, организация  риск-менеджмента. Основные моменты  стратегии риск-менеджмента —  это цели, задачи и функции этого  бизнес-процесса, принципы, на которых  он строится, результирующие критерии и шкала их оценки, оценка согласованности  банковской стратегии и стратегии  риск-менеджмента, определение приоритетов  риск-менеджмента. Методология риск-менеджмента  включает описание выделенных этапов, детальное описание методов, используемых на этих этапах, увязанную со стратегическими  целями классификацию рисков банка. Основными моментами раздела  «организация риск-менеджмента» являются: описание целей, задач и функций  подразделения риск-менеджмента, его  структуры и распределения функций, делегирование полномочий и распределение  ответственности, регламентация стадий бизнес-процесса «риск-менеджмент», порядок  взаимодействия подразделения риск-менеджмента  с другими подразделениями банка.

В положении об управлении конкретным банковским риском описывается  и регламентируется процесс управления этим риском, даются определения специализированных терминов, декларируются цели Положения. Также отображаются принципы управления банковским риском, права и обязательства  комитетов и подразделений коммерческого  банка, основные методы идентификации  и оценки риска, структура лимитов. Реализация утвержденного положения  является одной из основных функций  управления риск-менеджмента. По существу данный документ является паспортом  этого бизнес-процесса, отражающим его идеальное представление, и  вместе с описанием бизнес-процесса формирует исчерпывающую информационную базу, необходимую для построения, запуска и функционирования этого  бизнес-процесса. Данный документ должен содержать все методики и регламенты, относящиеся к данному бизнес-процессу.

Важным аспектом создания внутренней нормативной базы по управлению банковскими рисками является полное соответствие действующему законодательству, а также методическим рекомендациям  и нормативным актам Банка  России.

 

Структура подразделения  риск-менеджмента.

В каждом банке структура  подразделения риск-менеджмента  отражает его специфику. Тем не менее  можно выделить три основных типа структуры: первый основывается на наиболее общей классификации рисков, второй основывается на методологии риск-менеджмента, третий основывается на принятой в  банке модели бизнес-процесса.

В первом случае подразделение  риск-менеджмента разделяется на отделы (управления), соответствующие  принятой в банке классификации  рисков: отдел кредитных рисков, отдел рыночных рисков, отдел операционных рисков или отдел корпоративных  рисков, отдел финансовых рисков, отдел  операционных рисков.

Во втором случае структура  подразделения риск-менеджмента  будет отражать принятую в банке  методологию риск-менеджмента: отдел  идентификации и оценки, отдел  управленческого воздействия (регулирования), отдел контроля.

В третьем случае структура  подразделения риск-менеджмента  будет совпадать с принятой в  банке структурой бизнес-процесса «риск-менеджмент": отдел анализа, отдел разработки и внедрения технологий, отдел  реализации, отдел контроля.

У каждого и перечисленных  подходов к построению подразделения  риск-менеджмента есть свои плюсы  и минусы. Наиболее популярным является первый вариант. Главным его плюсом является простота восприятия, главным  минусом — необходимость воссоздания  методологии риск-менеджмента и  организации подбизнес-процесса в  рамках каждого отдела, на что порой  просто не хватает ресурсов. Главным  минусом второго и третьего подходов является необходимость в универсальных  специалистах, одинаково хорошо разбирающихся  в различных видах банковских рисков, на которых существует устойчивый дефицит на рынке труда.

Взаимодействие структурных подразделений коммерческого банка в процессе управления банковскими рисками.

Поскольку кредитный риск характерен наиболее значимому виду деятельности коммерческих банков —  кредитованию, то с полной уверенностью можно утверждать, что процесс  управления кредитным риском как  в управленческом, так и в нормативном  аспектах находится на стыке двух направлений деятельности коммерческого  банка: управление кредитным процессом  и риск-менеджментом (рис. 1.2).

Механизм  нахождения компромисса между риск-менеджментом и кредитованием

 




 

Оптимальным путем нахождения компромисса между данными процессами представляется определение очередности  приоритетов на этапе выработки  стратегии банка. Так, приоритетом  системного банка, функционирующего за счет миллиардного привлечения средств, в том числе физических лиц, безусловно, должна быть высокая надежность и  минимальный уровень риска. Для  банка, развивающего кредитование в  большей части за счет собственных  средств, приоритетом может быть максимизация прибыли при соблюдении приемлемого уровня риска.

В процесс управления риском ликвидности и процентным риском вовлечено уже большее количество подразделений. Так, основными игроками здесь являются казначейство банка, подразделение риск-менеджмента  и подразделения фронт-офиса. Роль казначейства в данном процессе двояка, с одной стороны, одной из главных  функций казначейства является обеспечение  мгновенной и текущей ликвидности  банка, с другой — получение доходов  от операций на денежном рынке. Логика управления риском ликвидности и  процентным риском заключается в  соблюдении баланса между активами и пассивами разной срочности, недопущении  перекосов в одну или другую сторону. Такая логика обусловливает доминирующую роль риск-менеджмента в этом процессе.

Взаимодействие подразделений  банка в процессе управления рисками, порожденными действием рыночных факторов риска, заключается в аналитической  оценке качества открытых рисковых позиций  и количественной оценке возможных  последствий проявлений этих рисков.

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ политики  управления рисками в коммерческом  банке

2.1. Инструменты  политики управления рисками

Деятельность каждого  коммерческого банка должна опираться  на «Политику управления банковскими  рисками в коммерческом банке». Этот документ является обязательным для  применения всеми подразделениями  и работниками банка.

Цели и задачи политики управления банковскими рисками  достигаются при соблюдении определённых принципов (Приложение №4) следующими инструментами3:

  • система лимитов;
  • система полномочий и принятия решений;
  • система управления рисками;
  • коммуникационная политика (в том числе информационная система);
  • комплекс мероприятий в кризисных ситуациях;
  • система контроля.

Одним из инструментов Политики управления банковскими рисками  является эффективно функционирующая  система лимитов, которая призвана устанавливать определенные ограничения на принятие  Банком чрезмерных рисков. Превышение соответствующих лимитов не допускается, кроме как по решению Правления Банка.

Целями системы лимитов  признаются "физическое" ограничение принятия Банком чрезмерных рисков и недопущение "перетекания" негативных проблем одного из направлений деятельности на весь Банк.

Задачей системы лимитов  являются обеспечение формирования структуры активов и пассивов Банка адекватной характеру и масштабам бизнеса Банка.

Система полномочий и принятия решений призвана обеспечить надлежащее функционирование системы управления рисками, придавая ей требуемую гибкость в сочетании с устойчивостью на каждом уровне управления.

Для обеспечения надлежащего  управления банковскими рисками  и получения достаточно объективной  информации о состоянии и размере  рисков выстраивается определенная система параметров управления этими рисками.

Основной целью системы  параметров управления банковскими  рисками является обеспечение принятия надлежащего управленческого решения в отношении определенного вида бизнеса направления деятельности Банка по снижению влияния соответствующего риска в целом на Банк.

Задачами являются: 1) получение оперативных и объективных сведений о состоянии и размерах определенных банковских рисков; 2) прогнозирование состояния соответствующих рисков на определенные периоды в будущем; 3) предотвращение достижения определенными рисками критически значительных для Банка размеров;

Основными целями коммуникационной политики являются: формирование достоверной информации о Банке; формирование положительного образа Банка, не допускающего нарушений действующего законодательства Российской Федерации, стандартов профессиональной деятельности, принятия чрезмерных рисков; формирование адекватной информации - информации, достаточной для принятия надлежащего управленческого решения.

Наличие  и эффективное  функционирование системы контроля базируется на следующих принципах: всесторонность внутреннего контроля, контрольные процедуры охватывают все организационные структуры и

подразделения Банка, многоуровневый характер внутреннего контроля. Система  контроля управления банковскими рисками  является основным элементом Системы  внутреннего контроля Банка.

В целях управления определенными  банковскими рисками в нештатных

Информация о работе Организация риск-менеджмента в банках