Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:27, курсовая работа
Цель работы: разработка системы обучения в ООО «Рога и копыта».
Задачами курсовой работы станет комплексное изучение факторов внешней и внутренней сред предприятия, обоснование необходимости внедрения системы обучения, определение методов системы предполагаемого обучения, а так же расчет эффективности от внедрения предложенных вариантов.
Введение
1. Понятия и виды систем обучения
1.1 Цели обучения персонала
1.2 Методы и методики проведения обучения
1.3 Результат обучения - саморазвивающаяся организация
2. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.1 Описание предприятия
2.2 Финансовое положение
2.3 Планы и задачи предприятия
3. Создание системы обучения персонала на предприятии
3.1 Общие рекомендации по построению системы обучения
3.2 Разработка построения системы обучения в ООО «Рога и копыта»
Заключение
Литература
4. Практическая работа. Представляет собой практическое освоение обучающимися, каких-либо операций и отработку навыков выполнения этих операций. Примером такой работы может быть работа по освоению компьютерных программ в учебном классе или на выезде у потенциального клиента (для менеджеров по продажам программного обеспечения) в присутствии и под руководством непосредственного руководителя либо более опытного менеджера по продажам. Также хорошим примером практических занятий являются звонки в режиме телеконференции. Этот способ используется для постановки навыков общения по телефону в период испытательного срока у менеджеров по продажам и заключается в том, что менеджер получает возможность прослушивать профессиональные переговоры по телефону, которые проводит его непосредственный руководитель (или менеджер, эффективно владеющий этими навыками) в режиме on-line (реального времени), а также, будучи прослушанным, сразу узнать об ошибках, которые он сам допускает при переговорах.
5. Самостоятельная подготовка. Заключается в изучении методических материалов и литературы. Больше всего она подходит для освоения обширных теоретических вопросов и концепций и должна особенно широко использоваться на ранних этапах обучения. Обычно самостоятельную подготовку организуют по следующей схеме. [1]
а. Обучающийся получает список вопросов для изучения и соответствующие литературу и методические материалы.
б. Для изучения отводится определенное время.
в. Результаты проверяются контрольными вопросами.
Развитие персональных компьютеров позволяет преодолеть недостатки этой формы обучения. Компьютеризированное обучение с использованием средств мультимедиа обеспечивает более высокую степень усвояемости материала (30%) и более высокий процент запоминания, чем традиционные методы. Правда, стоимость такой разработки стоит для организации очень и очень дорого.
6. Наставничество. Инструктаж. Разъяснение и демонстрация приемов работы на рабочем месте, которое проводится человеком, давно (или успешно) выполняющим данные функции. Это недорогой и очень эффективный метод развития простых навыков, поэтому широко используется в современных организациях.
Все методы могут быть разделены на две большие группы - обучение на рабочем месте и обучение вне рабочего места. Основные методы на рабочем месте: практические занятия и наставничество; вне рабочего места: лекции, семинары, тренинги. [11]
Таблица 1- Формы обучения персонала
Форма обучения |
Преимущества |
Недостатки |
Лекция |
Можно дать большой объем информации большой аудитории |
Нет обратной связи. Слушатели пассивны |
Семинары |
Возможно провести обсуждение и анализ ситуаций - активная роль слушателей |
Ограниченность аудитории. Вероятность возникновения "спутанности" мнений участников |
Тренинги |
Наиболее приближены к реальной ситуации. Возможность продемонстрировать участникам, к каким результатам приведут их поведение и принятые решения. Очень эффективны для усвоения практических, управленческих и поведенческих навыков |
Ограниченность аудитории. Специфические требования к преподавателям. Дорогостоящие |
Самостоятельная подготовка |
Индивидуальный характер (темп, время). Не требуется помещения, преподавателя и др. ресурсов |
Ограниченность аудитории. Нет обратной связи (контроля) |
Практические занятия |
"Разбор полетов"
прямо на месте, высокая |
Ограниченность аудитории. Нет возможности ошибаться |
Наставничество |
Постоянная поддержка и помощь советами |
Особая подготовка и склад характера наставника |
1.3 Результат обучения - саморазвивающаяся организация
Сегодня и российские компании
начали осознавать, что эффективное
обучение должно стать постоянным и
целенаправленным процессом. Не секрет,
что бизнес в России отличается от
бизнеса в развитых странах, поэтому
точно копировать методики и разработки
иностранных фирм не совсем правильно.
Внедрение чего-то инородного (пусть
даже очень эффективного) всегда связано
с разрушением уже
По мнению Питера Сенджа, существует пять "дисциплин", в которых должен практиковаться каждый сотрудник организации, чтобы она стала по-настоящему обучающейся:
1. осознание мыслительных карт и характеристик усвоения информации людьми;
2. поощрение коллективного обучения;
3. приобретение и поощрение личного мастерства;
4. развитие умения видеть перспективы, созидать лучшее будущее;
5. развитие способности системного мышления.
Пять "дисциплин" создавали особую среду, корпоративную культуру обучающейся организации. Каким образом?
1. Осознание мыслительных карт и характеристик усвоения информации людьми.
Самый мощный ресурс любой
организации - люди. Найти двух абсолютно
одинаковых людей практически невозможно.
Все мы разные. Каждый обладает своими
убеждениями и ценностями, индивидуально
воспринимает мир и происходящие
в нем события, по-своему думает,
усваивает и осмысливает
2. Поощрение коллективного обучения
Сюда относятся не только уже ставшие привычными тренинги, но и новые методы организации командного взаимодействия. В компании Уолта Диснея было принято проводить коллективные обсуждения проектов на всех стадиях их реализации. "В процесс должны быть включены все, начиная от простого дворника и кончая заместителем директора", - считал Дисней. Безусловно, это способствовало образованию команды единомышленников. Однако такой подход давал и ряд других очень важных эффектов именно в плане коллективного обучения. Дело в том, что сотрудники разных профессий и уровней управления обладают разными способами мышления, а соответственно, и реагирования в сложных ситуациях. Так, творческий склад ума дизайнеров, копирайтеров позволяет им генерировать множество вариантов выхода, хотя далеко не все из них оказываются приемлемыми. Логики, к которым относятся программисты, финансисты, специалисты по бизнес-процессам, умеют медленно, но верно искать единственно правильный путь, рискуя, однако, упустить драгоценное время. В ходе обсуждения создается ситуация неявного обучения, когда дизайнер вынужден учиться логическому расчету у программиста, а программист - гибкому подходу у дизайнера.
Тренинг - еще один успешно
зарекомендовавший себя вид коллективного
обучения. В последнее время особенной
популярностью пользуются VIP-тренинги,
которые могут проводиться
Вторая "дисциплина" позволяет организации взять на вооружение эффективные методики, разработанные как отечественными, так и западными специалистами, обеспечив компании планомерное развитие.
3. Приобретение и поощрение личного мастерства
Сюда относятся материальные
и нематериальные стимулы, побуждающие
персонал к профессиональному росту.
Это могут быть премии за удачную
инициативу (как в организации
Диснея), благодарности, беспроцентные
кредиты на покупку жилья, дополнительные
дни, присоединяемые к отпуску, частичная
и полная оплата обучения, карьерный
рост (путем выделения и
4. Развитие умения видеть перспективы, созидать лучшее будущее
Каждый сотрудник должен уметь оценивать, на каком этапе профессионального развития он находится сейчас, куда нужно стремиться, какие ресурсы для этого необходимы. Топ-менеджеры делают это в рамках всей организации. Четвертая "дисциплина" позволяет им работать над достижением краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Это развивает целеустремленность и создает критерии оценки поведения с той точки зрения, насколько определенное действие или решение продвигает сотрудников и организацию в целом к желаемому результату. Объективность, взвешенный подход приходят на смену суждениям "хорошо - плохо", "правильно - неправильно". Консервативные оценки "плохо" или "неправильно" приводят к ужесточению мер негативного стимулирования (выговоры, вычеты из зарплаты и т.д.), что не располагает персонал к лояльности. Более продуктивным является иной подход: пусть сотрудник принял неправильное решение - ему объяснят, что оно не приведет организацию к желаемой цели, и попросят самостоятельно найти другой вариант, который будет выгоден и для него, и для всей компании. В этом случае сотрудник включается в процесс самокоррекции и у него формируется поведенческая гибкость.
5. Развитие способности системного мышления
Любую организацию можно
представить как группу людей, объединенных
общей целью. Эти люди создают
систему, состоящую из разнообразных
функций и ролей, служащих процветанию
компании и обусловливающих ее успех.
Структура эффективной
Почему этими сложными
категориями должен владеть каждый
сотрудник, мы разберем на примере работы
отдела рекламы и маркетинга. Допустим,
отдел предпринимает шаги по внедрению
на рынок нового продукта. Коррекцию
своих шагов маркетологи
Все пять "дисциплин" помогают более эффективно вести бизнес, открывают новые перспективы роста и развития компании. Существуют два пути перехода компании в разряд обучающейся и развивающейся системы. В первом случае руководитель проходит тренинги по построению работы обучающейся организации и по окончании их выполняет роль Уолта Диснея, но уже для своей компании. Во втором случае в компанию приглашается консультант, который совместно с сотрудниками формирует и реализует программу перевода организации на новые принципы работы. Сам Дисней о результатах, полученных в его обучающейся компании, говорил: "Мы можем браться за такие дела, о которых год назад не смели бы и помыслить. Я берусь утверждать, что в этом нет ничего гениального или даже просто выдающегося. Это лишь способ построения любого здорового бизнеса - много пота, разумный подход и любовь к своему делу".
2. Краткая характеристика деятельности общества
2.1 Описание общества
2.2 Финансовое положение
2.3 Планы и задачи общества
3. Создание системы обучения персонала на предприятии
3.1 Общие рекомендации по построению системы обучения
Прежде чем строить какую-либо обучающую систему, необходимо выявить потребности компании. Как правило, они вытекают из ее стратегии и должны быть подчинены целям и задачам, которые она решает на данном этапе.
1. Потребуется налаживать партнерские связи с новыми предприятиями. Стало быть, надо обучить высшее руководство методам проведения переговоров.
2. Если требуется улучшить свою конкурентоспособность и чем-то выделиться на рынке, то необходимо обучить специалистов управлению качеством или внедрению новых технологий.
3. Если цель - снизить ценовую политику, то необходимо обучать финансистов методам менее затратного бюджетирования.
У всех растущих компаний обычно есть бизнес-план, предусматривающий поэтапное развитие фирмы. Все цели и задачи прописаны в этом документе на несколько лет вперед. Ориентируясь на этот документ, можно разработать программу обучения кадров на длительную перспективу:
1. Для начала следует
составить новые должностные
инструкции, описав в них задачи,
возложенные на сотрудников
2. Оценить существующие
кадровые ресурсы и понять, насколько
полно люди, работающие в компании,
соответствуют новым
Информация о работе Организация системы корпоративного обучения персонала