Организация системы стратегического планирования на предприятии в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Изменения, которые происходят в мировой экономике в последние годы, характеризуются постоянным усилением конкурентной борьбы. При рыночных условиях деятельность организаций никак нельзя защитить от воздействия различных факторов риска, которые приводят к неустойчивому функционированию. Необходимость закрепления своих позиций на мировой и внутрироссийской арене при высоких темпах развития постиндустриального общества требует создания наиболее эффективных методов управления, характеризующихся грамотным управлением имеющихся ресурсов, повышением гибкости и адаптивности организации.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 232.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Организация системы стратегического планирования на предприятии в условиях рынка

 

Выполнил: студент М-405 группы  4 курса

Соболев Роман Константинович

 

Руководитель: Профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента

Мазалов Николай Евгеньевич

___________________

(оценка, дата, подпись)

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

Оглавление

 

 

 

 

Введение

Изменения, которые происходят в мировой экономике в последние годы, характеризуются постоянным усилением конкурентной борьбы. При рыночных условиях деятельность организаций никак нельзя защитить от воздействия различных факторов риска, которые приводят к неустойчивому функционированию. Необходимость закрепления своих позиций на мировой и внутрироссийской арене  при высоких темпах развития постиндустриального общества требует создания наиболее эффективных методов управления, характеризующихся грамотным управлением имеющихся ресурсов, повышением гибкости и адаптивности организации. В данной ситуацие особо остро встает научная задача обеспечения устойчивости организации, при помощи совершенствования предприятиями внутриорганизационного планирования.

Проанализируя произошедние в последнее время экономические реформы можно сделать вывод, что эффективная работа организации в большинстве своем зависит от состояния внутриорганизационного планирования. Разработать организационные и экономические механизмы управления организацией при условиях рыночной экономики без создания четкопостроенной системы внутриорганизационного планирования невозможно. Но создание такой системы - очень сложный процесс, требующий больших  ресурсных затрат, соответствующих навыков и умения от работников организации, особенно менеджеров, которые вынуждены решать ряд сложившихся методологических и организационно-технических проблем, связанных с глобальной перестройкой всех элементов внутриорганизационного планирования.

Практика показывает, что предприятия, которые планируют свое дальнейшее развитие, работают более продуктивно, чем те предприятия, которые не занимаються планированием своей деятельности. Сбалансированный внутриорганизационный план предоставляет организации весьма ощутимые блага: сбалансированную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, высокую трудовую мораль работников организации, Устремления со стороны персонала организации к инновациям, уменьшение издержек производства. На предприятие, использующем стратегическое планирование, прослеживается тенденция увеличение отношения доли прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности организации.

При сложившихся условиях на мировом рынке руководители организаций осознают важность планирования управленческой деятельности в организации. Проблемы обычно возникают по вопросам: планировать или нет, и как это лучше сделать.

Актуальность моей курсовой работы в первую очередь заключается в необходимости улучшение работы предприятия и организации стратегического планирования объекта исследования при современных условиях хозяйствующей среды. В современной экономике одной из главных задач формирования эффективной системы управления хозяйствующих субъектов является их дальнейшее развитие при помощи стратегического планирования. Очень часто бывает, что недооцененность стратегического плана организации может привести к резкому снижению конкурентоспособности фирмы, ее разбалансированности созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом отрицательно повлиять на конечные результаты ее работы.

Объектом данной работы является компания АСО «Промстрой» -Ассоциация строительных организаций, занимающаяся строительно-монтажными работами в городе Кемерово.

Предметом курсовой работы является организация системы внутриорганизационного и стратегического планирования на предприятии.

Главные цели курсовой работы заключаются в:

  • Определение дальнейшего пути развития и совершенствование методов  стратегического планирования в данной компании;
  • Определение потенциала компании на сегодняшний день;
  • Попытка использовать в организации новые механизмы  работы с помощи системы стратегического планирования.

Задачами исследований становятся:

  1. Теоретическое исследование  вопроса организации планирования;
  2. Изучение системы действующего планирования на исследуемом предприятии;
  3. Разработка предложений по совершенствованию планирования.

Во второй части моей работы производиться анализ исследуемой  хозяйственной  деятельности  АСО «Промстрой».

В третьей части рассматривается характер деятельности компании и особенности ее стратегического планирования, производиться разработка мер по совершенствованию планирования деятельности АСО «Промстрой», а именно предложения по исправлению найденных проблем и нахождения пути эффективного управления в данной компании.

В заключении подводиться итог по всей проделанной мной исследовательской работе, упоминаются рекомендации и меры по улучшению  планирования в компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации системы планирования на предприятии в условиях рынка

1.1. Экономическая сущность  планирования, виды и типы планов  на предприятии

Планирование, это тот метод управления в экономике, которые очень хорошо разрабатывался ученными еще в советское время. В  данном направление у наших соотечественников был накоплен огромный положительный опыт, но в начале 90-х годов на советском пространстве процесс реформирования сопровождался отрицательным отношением к самой идеи  планирования. Через некоторое время к этой идее стали возвращаться как возможной на существование.

Увеличение рыночных отношений привели не только к использованию новых на территории нашей страны  экономических категорий, но и появлению новых подходов к планированию. Прежде всего, необходимость составления различных планов определяется огромным количеством причин. Исследователями было выделено два основных:

  • Неопределенность будущего;
  • Координирующая роль плана.1

Конечно же, если бы будущее организации было бы более предсказуемо, то не было бы нужды в составление планов, совершенствование методов их составления и структурирования. Можно сделать вывод, что главная цель составления плана – это не определение точных показателей, так как это сделать почти невозможно, а выявления по каждому из главных направлений некоторого пути.

Основным смыслом координирующей  роли плана будет являться то, что наличие хорошо составленных, сгруппированных целевых установок дисциплинирует как будущую, так и настоящую деятельность, позволяет хозяйствующим субъектам работать без помарок. Эта роль хорошо прослеживается в крупных компаниях, у которых присутствует сложная структура управления.

Значение планирования тяжело переоценить, так как именно план является тем ориентиром, к которому стремиться организация, и параллельно является критерием оценки успешности ее деятельности.  Организация, может ставить перед собой огромное количество задач, причем эти задачи в кратковременной и в долговременной перспективе могут очень сильно разниться. В современной литературе можно очень часто встретить утверждение связанные с тем, что  основной целью любого бизнеса является максимальное извлечение прибыли. Но если задуматься, то станет понятно, что главной целью любой экономической деятельности является, повышение благосостояния собственников действующей организации. Благосостояние - это не просто богатство, выраженное в деньгах, а  в большей степени улучшение качества жизни. Данная задача может быть достигнута не только за счет увеличения объемов потребления огромного количества материальных благ, но и за счет улучшения экологии в городе, возможности получения определенных социальных благ.

Планирование - это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов предприятия в целом, ее подразделений, подсистем, отделов, служб и работников.

Планирование как процесс включает:

  • Создание целей и задач;
  • Разработку стратегий, программ и планов достижения целей;
  • Доведение плана до тех, кто его должен выполнить и до тех, кто несет непосредственную ответственность по его реализацию.2

План - это основа организационной деятельности, без которой нельзя обеспечить согласованность работы предприятия, контролировать процессы, стимулировать труд работников и.т.д.

Другой, немаловажной ролью планирования является то, что это непрерывный процесс разработки и использования нового пути и способа совершенствования работы за счет вычленения возможностей окружающей среды и сильных сторон предприятия, новых условий и факторов.

Большое количество целей на предприятии создает необходимость в разработке системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их выполнение. Благодаря данной системе планово на предприятии создается система целей и задач, которые должны быть выполнены в соответствии со стратегией развития предприятия. Происходит распределение всех видов ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей и задач.

Классификация направленности всех планов предприятия происходит по двум критериям:

  1. По времени выполнения плана;
  2. По уровням организационного планирования.

Стратегический план составляется сразу на двух уровнях:

  • Для предприятия в целом;
  • Для бизнеса организации. 3

Оперативные планы составляют все функциональные подсистемы организации. В такой работе задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев компании - от самого вышнего до самого низшего. Это обеспечивает конкретность в стратегических и тактических задачах, а также улучшает процесс доведение этих задач до исполнителей.4

В нынешней экономике стратегическое планирование является предметом активной разработки современных методов управления.

Стратегическое планирование - это логическая последовательность нескольких этапов, включающих совокупность процедур. 
По своему характеру их можно объединить в две группы:

  1. Стратегический анализ;
  2. Стратегическое проектирование.5

Нужно подчеркнуть, что последовательность выполнения конкретной процедуры зависит от стадии жизненного цикла организации, от наличия предшествующего стратегического плана.

Предметом стратегического планирования является изучение возможного использования на практике программ и планов объективных законов, помогающих определить развитие рыночной экономики, помогающий разработать методики решения огромного количества проблем стратегического планирования.

Объектом стратегического планирования является:

  • Деятельность хозяйствующих субъектов;
  • Деятельность всей национальной экономики страны.

Данные объекты стратегического планирования исследуются с позиций их дальнейшего состояния в ближайший и долгосрочный период времени.

В настоящее время гибкость организации на рынке стала одним из важнейших показателей для выживания в конкурентной борьбе.

На мой взгляд, гибкость развития организации - это возможность предприятия на основе его хорошей устойчивости грамотно реагировать на внешние воздействия окружающей среды.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главной особенностью восстановления производственного потенциала и обеспечения на этой основе эффективности и конкурентоспособности производства является достижение гибкости организации.

Важнейшей проблемой является создание всех необходимых условий для наиболее  эффективного развития организации на основе гибкой модели, с использованием базисных элементов, инструментов и методов (Приложение 1).

Выполняют же процессом планированием менеджеры всех рангов, которые занимаются планированием распределения ресурсов, а так же планируют работу всех сотрудников фирмы в отличие от всех прочих работников, которые планируют только свою деятельность.

Сейчас существует огромное количество определений стратегии, но все они объединяются в понятие стратегии, как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, являющихся основой выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние организации.6

Стратегия - это главная программа действий, благодаря которой происходит выявление приоритетных проблем, а также ресурсов для достижения главной цели. Стратегия формулирует самые важные цели и наиболее важные направления по их достижению таким образом, что организация получает единое направление движения.

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели предприятия, что оно и ее члены должны делать для их выполнения.

Основными причинами развития планирования в рыночных условиях являются: самостоятельность хозяйствующих субъектов, высокие темпы развитие конкуренции, появление проблем связанных со сбытом продукции, усиление давления процессов глобализации и другие причины.

Информация о работе Организация системы стратегического планирования на предприятии в условиях рынка