Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 19:47, курсовая работа
Изменения, которые происходят в мировой экономике в последние годы, характеризуются постоянным усилением конкурентной борьбы. При рыночных условиях деятельность организаций никак нельзя защитить от воздействия различных факторов риска, которые приводят к неустойчивому функционированию. Необходимость закрепления своих позиций на мировой и внутрироссийской арене при высоких темпах развития постиндустриального общества требует создания наиболее эффективных методов управления, характеризующихся грамотным управлением имеющихся ресурсов, повышением гибкости и адаптивности организации.
Сейчас главной причиной популярности стратегического планирования и увеличения объемов производства в российских компаниях стало развитие свободных рыночных отношений, и их регулярное совершенствование. Для этого стратегическое планирование в нашей стране должно быть направлено на долгосрочное развитие, достижение наилучших экономических показателей благодаря поэтапному совершенствованию различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур, для того чтобы обеспечить более высокое качество работы персонала.
На каждом этапе планирования имеется свое специфическое содержание для отдельных организаций. Стратегия развития предприятия определяется в результате изучения внешней среды и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом рыночных изменений. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации компании на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или планируемого положения на рынке.9
Все итоги при процессе планирования материализуются в виде системы планов предприятия – совокупности планов развития и деятельности не только компании, но и ее подразделений, сгруппированных по целям, срокам и ресурсам. Система планирования является инструментом реализации стратегии. Ее целью является направление текущей деятельности предприятия на достижение стратегических целей и организация согласованной работы всех подразделений для реализации поставленных целей.
Весь процесс планирования заключает в себе ряд принципов и правил, которые нужно учитывать при дальнейшем выполнения.
Главным принципом при рыночном планировании в условии производственной демократии является участие на ранних стадиях планирования максимального количества работников.
Другим же принципом планирования является - непрерывность. В процессе планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянное обновление процессов создания планов, постановки цели, выработки стратегий, распределения ресурсов.
В базисе процесса планирования лежат принципы координации и интеграции. Координация плановой деятельности обычно происходит по принципу «горизонтальности», то есть между работниками и подразделениями одного уровня. А интеграция происходит по принципу «вертикальности», между «верхушкой» и «основанием». В итоге процесс планирования получает необходимую целостность и единство.
Одним из самых важных принципов является принцип планирования - экономичность. Этот принцип заключается в том, что планы должны предусматривать максимизацию выполнения всех поставленных целей, то есть максимизация прибыли, при ограниченности ресурсов.
В планирование должна присутствовать гибкость. Гибкость достигается возможностью планов менять свое направление. В общем гибкость снижает опасность потери, вызываемой непредвиденными обстоятельствами.
Кроме перечисленных мной перед этим принципов планирования, в практике часто используют и другие принципы:
В зависимости от степени
централизации компании
При создании плана можно использовать три подхода учитывающих экономические возможности предприятия. Во-первых, если предприятие испытывает нехватку ресурсов, и в будущем появление новых ресурсов не предполагается, то исходя из имеющихся ресурсов, разрабатываются и ставятся такие цели, которые предприятие может реально достичь. Цели в будущем не пересматриваются, даже пре появление благоприятных возможностей, так как на их реализацию может не хватить производственных нужд. Таким подходом пользуются, в основном, малые предприятия, основной задачей которых является выживание.15
Предприятия с весомым состоянием могут позволить себе не упускать такой возможности, затратив на ее реализацию дополнительные средства, благо они располагают такой возможностью. В этом конкретно случае при составлении плана предполагается, что в дальнейшем он может быть скорректирован в соответствии с изменениями. Такой подход называется - адаптационный.
Организации с большим количеством ресурсов могут позволить себе использование оптимизационного подхода к планированию - все планы составляются исходя из поставленной задачи с учетом того, что для выгодного вложения средства и ресурсы на расчетном счету имеются.16
Под экономическим управлением нужно понимать нынешнее внутриорганизационное планирование и контроль над итогами хозяйственной деятельностью. Внутриорганизационное планирование, на этапах которого создаются предположения по отдельным альтернативам хозяйственной деятельности, может быть организовано по различным схемам, которые предполагают формирование соответствующей системы планирования в организации.
Планирование представляет собой процесс обрабатывания информации менеджером с применением разнообразных методов и инструментов. Началом этого процесса является информация о внешней и внутренней среде организации. Концом, или завершением данного действия, является плановая информация, которая отражается в планах организации. Плановая информация определяет цели и мероприятия, характеризующие будущие события.17
Содержательная интеграция плановых задач осуществляется в рамках организационной структуры. Организационная структура и система планирования, то есть организационная и плановая пирамиды, при наложении одна на другую должны совпадать по структуре и контурам. Плановая информация, которая подготавливается менеджером на всех уровнях организационной пирамиды для выполнения задач соответствующего блока и, следовательно, планы должны согласовываться одни с другими, как по горизонтали, так и по вертикали, а по некоторым объектам планирования даже по диагонали.19
При создании системы планирования в компании исходят из принципа организации, как делового центра активности. Система планирования компании состоит из отличных друг от друга подсистем:
Из всего этого можно сделать вывод, что планирование в организациях происходит поэтапно:20
Информация о работе Организация системы стратегического планирования на предприятии в условиях рынка