Организация системы стратегического планирования на предприятии в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Изменения, которые происходят в мировой экономике в последние годы, характеризуются постоянным усилением конкурентной борьбы. При рыночных условиях деятельность организаций никак нельзя защитить от воздействия различных факторов риска, которые приводят к неустойчивому функционированию. Необходимость закрепления своих позиций на мировой и внутрироссийской арене при высоких темпах развития постиндустриального общества требует создания наиболее эффективных методов управления, характеризующихся грамотным управлением имеющихся ресурсов, повышением гибкости и адаптивности организации.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 232.39 Кб (Скачать файл)

Фундаментом же стратегического планирования является стратегическое решение.

К числу стратегических решений можно отнести - реконструкцию организации, инновации, изменения организационно-правовой формы,  изменение структуры производства и управления на объекте, выход на новые рынки сбыта, слияние предприятий.

Сейчас главной причиной популярности стратегического планирования и увеличения объемов производства в российских компаниях стало развитие свободных рыночных отношений, и их регулярное совершенствование. Для этого стратегическое планирование в нашей стране должно быть направлено на долгосрочное развитие, достижение наилучших экономических показателей благодаря поэтапному совершенствованию различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур, для того чтобы обеспечить более высокое качество работы персонала.

В стратегическом планировании одну из основных ролей играет государственное регулирование экономических отношений. С точки зрения теории планирования любая производственная система обладает определенным потенциалом экономического развития и роста.

Как показывает мировой опыт, в государствах, где очень хорошо развивается рыночная экономика, появляются различные теории государственного воздействия на стратегическое планирование долгосрочных проектов организаций. Такие как: экономика предложения на американских фирмах, экономика сотрудничества в скандинавских странах, экономика промышленного развития в японских компаниях, экономика спроса в развивающихся странах... Все они являются отличными макроэкономическими регуляторами совершенствования стратегического планирования, включая и отечественные предприятия.7

Стратегический план дает хороший путь развития организации, определяет основные виды ее деятельности, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность.8

Данная схема стратегического планирования может применяться на всех российских предприятиях, больших и малых, занимающихся производством товаров и услуг и.т.д. (Приложение 2).

На каждом этапе планирования имеется свое специфическое содержание для отдельных организаций. Стратегия развития предприятия определяется в результате изучения внешней среды и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом рыночных изменений. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации компании на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или планируемого положения на рынке.9

Помимо базовой схемы,  в американской практике можно выделить следующие особенности, которые, на мой взгляд, нужно учитывать и в наших организациях:

  1. Планы обычно содержат только одну стратегию предстоящих действий.

  1. В планах оцениваются все положительные и отрицательные  стороны организации пре проведение анализа благоприятного и негативного воздействия со стороны окружающей среды.

  1. Планы включают данные прогнозов и предположений, которые в деталях обычно не разрабатываются.

  1. В большинстве своем оценка риска также не производится, но при прогнозировании она присутствует.

  1. Все планы производятся на основе ожидаемых результатов, которые отражают главные показатели финансовой деятельности компании.

  1. В прогнозе отражаются данные о требуемых инвестициях, ожидаемых доходах и расходах.

  1. В плане дается оценка диверсификации, происходящей в результате возможных слияний и поглощений компании.10

Таким образом, в долгосрочном плане отражается главным образом общая стратегия компании, и описываются модели будущего позиционирования организации. В качестве базовой стратегии развития компании в настоящее время может быть использована так называемая модель-7С, которая характеризует механизмы взаимодействия таких важнейших социально-экономических факторов, как структура, система, сотрудники, стиль, совместные ценности и совокупность способностей (Приложение 3).

Данная модель определяет стратегическое планирование как процесс создания формальных схем и систем показателей, и как механизм творческого взаимодействия и взаимного согласия между персоналом всех категорий.11

От сюда следует, что основной задачей стратегического планирования как в российских организациях, так и в зарубежных, является обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии дальнейшего развития. При современном подходе планирования принято выделять шесть основных сфер деятельности, в границах которых каждая организация определяет свои главные цели:12

  • Расположение организации на рынке
  • Инновационная деятельность
  • Уровень производительности
  • Наличие производственных ресурсов
  • Система менеджмента
  • Профессиональные качества работников.

Далее продемонстрирована оценка основных целей по данным социологического опроса топ-менеджеров различных зарубежных компаний (Приложение 4). Приведенные данные показывают, что и в зарубежных, и в отечественных организациях при рыночных отношениях получение прибыли стало самой важной целью.

Она служит важным условием для выполнения всех других целей, которые выдвигаются в первую очередь при разных периодах деятельности организации. Вместе с тем доход организации не должен собой явиться пеленой, заслоняющей многие другие цели развития компании. Г. Форд подметил, что когда во главе организационных целей встает получение прибыли, а не производство полезных вещей, мы можем наблюдать извращенность ее  деятельности.13

1.2 Организация системы  планирования деятельности на  предприятии

Все итоги при процессе планирования материализуются в виде системы планов предприятия – совокупности планов развития и деятельности не только компании, но и ее подразделений, сгруппированных по целям, срокам и ресурсам. Система планирования является инструментом реализации стратегии. Ее целью является направление текущей деятельности предприятия на достижение стратегических целей и организация согласованной работы всех подразделений для реализации поставленных целей.

Весь процесс планирования заключает в себе ряд принципов и правил, которые нужно учитывать при дальнейшем выполнения.

Главным принципом при рыночном планировании в условии производственной демократии является участие на ранних стадиях планирования максимального количества работников.

Другим же принципом планирования является - непрерывность. В процессе планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянное обновление процессов создания планов, постановки цели, выработки стратегий, распределения ресурсов.

В базисе процесса планирования лежат принципы координации и  интеграции. Координация плановой деятельности обычно происходит по принципу «горизонтальности», то есть между работниками и подразделениями одного уровня. А интеграция происходит по принципу «вертикальности», между «верхушкой» и «основанием». В  итоге процесс планирования получает необходимую целостность и единство.

Одним из самых важных принципов является принцип планирования - экономичность. Этот принцип заключается в том, что планы должны предусматривать максимизацию выполнения всех поставленных целей, то есть максимизация прибыли, при ограниченности ресурсов.

В планирование должна присутствовать гибкость. Гибкость достигается возможностью планов менять свое направление. В общем гибкость снижает опасность потери, вызываемой непредвиденными обстоятельствами.

Кроме перечисленных мной перед этим принципов планирования, в практике часто используют и другие принципы:

  • Пропорциональности;
  • Методологического единения планов;
  • Оптимальности.

 В зависимости от степени  централизации компании существует  три варианта организации процесса  составления планов.  В условиях  высокой централизации плановый  орган организации единолично  принимает большинство решений, которые касаются планирования  деятельности не только предприятия  в целом, но и отдельных его  подразделений. Если же уровень  централизации будет средним, то  плановый орган принимает только  основополагающие решения, которые  впоследствии децентрализуются  плановыми органами подразделений. В децентрализованных предприятиях  плановым органом определяются  цели, лимиты ресурсов, а также  единая форма планов, которые  составляют уже сами подразделения.14

При создании плана можно использовать три подхода учитывающих экономические возможности предприятия. Во-первых, если предприятие испытывает нехватку ресурсов, и в будущем появление новых ресурсов не предполагается, то исходя из  имеющихся ресурсов, разрабатываются и ставятся такие цели, которые предприятие может реально достичь. Цели в будущем не пересматриваются, даже пре появление благоприятных возможностей, так как на их реализацию может не хватить производственных нужд. Таким подходом пользуются, в основном, малые предприятия, основной задачей которых является выживание.15

Предприятия с весомым состоянием могут позволить себе не упускать такой возможности, затратив на ее реализацию дополнительные средства, благо они располагают такой возможностью. В этом конкретно  случае при составлении плана предполагается, что в дальнейшем он может быть скорректирован в соответствии с изменениями. Такой подход называется - адаптационный.

Организации с большим количеством ресурсов могут позволить себе использование оптимизационного подхода к планированию - все планы составляются исходя из поставленной задачи с учетом того,  что для выгодного вложения средства и ресурсы на расчетном счету имеются.16

Под экономическим управлением нужно понимать нынешнее внутриорганизационное планирование и контроль над итогами хозяйственной деятельностью. Внутриорганизационное планирование, на этапах которого создаются предположения по отдельным альтернативам хозяйственной деятельности, может быть организовано по различным схемам, которые предполагают формирование соответствующей системы планирования в организации.

Планирование представляет собой процесс обрабатывания информации менеджером с применением разнообразных методов и инструментов. Началом этого процесса является информация о внешней и внутренней среде организации. Концом, или завершением данного действия, является плановая информация, которая отражается в планах организации. Плановая информация определяет цели и мероприятия, характеризующие будущие события.17

Согласно системному подходу система планов предприятия должна отвечать определенным требованиям: целенаправленности, целостности, полноты и.т.д. Помимо этого, система планирования должна быть гибкой и эффективной при использовании.18

Содержательная интеграция плановых задач осуществляется в рамках организационной структуры. Организационная структура и система планирования, то есть организационная и плановая пирамиды, при наложении одна на другую должны совпадать по структуре и контурам. Плановая информация, которая подготавливается менеджером на всех уровнях организационной пирамиды для выполнения задач соответствующего блока и, следовательно, планы должны согласовываться одни с другими, как по горизонтали, так и по вертикали, а по некоторым объектам планирования даже по диагонали.19

При создании системы планирования в компании исходят из принципа организации, как делового центра активности. Система планирования компании состоит из отличных друг от друга подсистем:

  • Планирование цели, предметом которой могут являться материальные, стоимостные и социальные цели (генеральные цели);
  • Планирование потенциала, охватывающее планирование по видам, объектам и структуре потенциала;
  • Планирование процессов и объектов, необходимых для выполнения поставленной задачи;
  • Плановые расчеты, которые являются количественным выражением планирования.

Из всего этого можно сделать вывод, что планирование в организациях происходит поэтапно:20

  1. Организация проводит исследования внешней и внутренней среды компании. Определяются главные составляющие организационной среды, выделяются из общего количества главные показатели для предприятия, проводится сбор и анализ этих показателей, составляется будущую картину развития, производится оценка реального положения компании.
  2. Организация устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности.
  3. Организация сравнивает поставленные задачи  и результаты по исследованию факторов внешней и внутренней среды, определяет разрыв между ними, затем при помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
  4. Производятся выбор одной созданных стратегий, а затем происходит процесс ее проработка.
  5. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
  6. Готовится среднесрочный план и программа развития.
  7. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования организация разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

Информация о работе Организация системы стратегического планирования на предприятии в условиях рынка