Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 17:35, курсовая работа
Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и эмпирического исследования проанализировать деятельность службы управления персоналом и рассмотреть сочетание стратегии управления персоналом с общей стратегией предприятия.
На основе поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
Исследовать деятельность службы управления персоналом в ООО «БЭТ».
Разработать проектно-практические рекомендации по повышению эффективности деятельности службы управления персоналом в ООО «БЭТ».
Средний возраст рассчитывается на основании возрастных категорий и количества сотрудников в них находящихся (Табл. 6), если речь идет по категориям (руководители, специалисты, то весь возраст категории суммируется и делится на имеющуюся в данной категории численность).
Таблица 6
Возрастной состав персонала ООО «БЭТ»
за 2012-2014гг.
№ п/п |
Возрастная категория |
Единица измерения |
Динамика по годам | ||
2012 |
2013 |
2014 | |||
1. |
До 30 лет |
Чел. |
241 |
296 |
328 |
2. |
31-40 лет |
Чел. |
575 |
413 |
416 |
3. |
41-50 лет |
Чел. |
323 |
336 |
387 |
4. |
Свыше 50 лет |
Чел. |
123 |
211 |
143 |
На приведенном ниже графике мы можем увидеть, что произошло омолаживание коллектива, т.к. 56% составляют сотрудники от 20 до 37, увеличилась на 6% возрастная категория до 30 лет, осталось всего 11% сотрудников в возрасте после 50 (рис. 4).
Рис. 4. Динамика возрастного состава персонала ООО «БЭТ» за 2012-2014гг.
В силу психологических особенностей данного возраста (20-35 лет), необходима очень сильная мотивационная система, чтобы, поняв амбиции работника, специалисты по персоналу смогли бы помочь ему разработать план для достижения своей цели, соотнеся ее с целями организации.
По предприятию показатель текучести кадров достаточно высок, по профессиям текучесть самая высокая, при низкой заполняемости вакансий. Ежегодно составляются информационные записки о движениях кадров в подразделениях, в которых указываются коэффициенты движения кадров и их обновления.14
Основные причины увольнения персонала:
- не устраивает заработная плата – 29%;
- отсутствие системы обучения и повышения квалификации – 14%;
- отдаленность места жительства – 14%;
- тяжелые условия труда – 11%.
Нужно отметить, что в основном увольняются те работники, стаж которых до 1 года. Это говорит о сложностях с системой адаптации и проблемах с обучением и развитием сотрудников, об отсутствии системы стимулирования.
С обновлением стратегии развития компании, а также внедрении системы менеджмента качества возникла необходимость в подразделении, которое призвано вести свою работу с основным ресурсом организации – персоналом, в организационной структуре оно носит название «Служба по работе с персоналом».
С приходом нового Директора по персоналу идет разработка новой кадровой политики, поэтому многие вопросы, касающиеся персонала, находятся в стадии обсуждения или в стадии разработки.
Состояние и перспективы развития кадрового потенциала: на сегодняшний день служба по работе с персоналом разрабатывает множество программ, направленных на подготовку, переподготовку, повышение квалификации персонала, также существует система оплаты за обучение персонала, заключаются договора с различными ПТУ для привлечения молодых специалистов, разрабатывается мотивационный пакет.
Служба по работе с персоналом
относится к административно-
Рис. 5 Структура Службы по работе с персоналом
Таблица 7
Квалификационный состав Службы по работе с персоналом
Должность |
Образование |
Стаж работы на данном предприятии |
Директор СРП |
2 высших профессиональных (педагогическое, психологическое) |
С 02.02.2013 (2 года) |
Начальник ОК |
средне-профессиональное |
С 18.03.2009 (3,11 года) |
Инспектор ОК |
средне-профессиональное |
С 28.01.2012 (3 года) |
Инспектор ОК |
средне-профессиональное |
С 11.04.2014 (11 месяцев) |
Инспектор ОК |
Высшее профессиональное (педагогическое) |
С 15.04.2014 (11 месяцев) |
Инспектор ОК |
Высшее профессиональное (педагогическое) |
С 19.09.2012 (2,5 года) |
Специалист по воинскому учету |
Высшее профессиональное (педагогическое) |
С 12.04.2014 (10 месяцев) |
Психолог-аналитик |
2 высших профессиональных (педагогическое, психологическое) |
С 07.09.2012 (2,5 года) |
Менеджер по персоналу |
Высшее профессиональное (педагогическое) |
С 01.09.2013 (1,5 года) |
Менеджер по персоналу |
средне-профессиональное |
С 21.11.2013 (1,3 года) |
Поскольку Служба по работе с персоналом формируется заново, Положение о подразделении находится в стадии разработки и все права и обязанности сотрудников указаны в их должностных инструкциях. Разделение обязанностей у данных работников следующее:
Отдел по работе с персоналом – начальник занимается составлением отчетов в различных формах, для анализа динамики в работе службы; менеджеры по персоналу занимаются подбором и отбором персонала; психолог-аналитик проводит и анализирует тесты, ведет беседы при увольнении, принимает участие в адаптации сотрудников, вместе с начальником отдела разрабатывает программу введения в должность.
Отдел кадров – у каждого инспектора свое направление: один занимается приемом и увольнением сотрудников (приказы, оформление и т.д.), другой – табелем и отпусками, третий отвечает за работу с пенсионным фондом, четвертый за обучение, пятый за воинский учет, начальник же проводит аналитику по всем этим показателям и, естественно, контролирует правильность выполнения каждым сотрудником своих обязанностей.
В таблице 8 представлено разделение труда сотрудников, занимающихся персоналом, по функциям, где О – организует, А – анализирует, П – передает, получает информацию, И – исполняет, Р – руководит, С – согласовывает.
Таблица 8
Таблица функционального разделения труда
Наименование функции |
Исполнители | |||
Менеджер по персоналу |
Ген. Дир-р |
Инсп-р по кадрам |
Директор СРП | |
1. Подбор и расстановка кадров |
О, А, П, И |
Р |
С, П | |
2. Оформление приема, перевода, увольнения работников |
И, О, П |
С, Р | ||
3. Изучение причин текучести кадров |
А, И, П |
П |
Р | |
4. Осуществление контроля за использованием персонала |
А, С |
Р |
Р | |
5. Ведение учета личных дел |
И, О, П |
Р | ||
6. Осуществление работы
по профессиональному |
А, П |
Р, С |
О |
О, И |
7. Осуществление трудовой мотивации |
А, П |
Р |
О, С | |
8. Создание резерва кадров и его обучение |
О, И |
П |
Р |
Как видно из таблицы, самыми трудоемкими являются подбор и расстановка персонала, а также осуществление работы по профессиональному продвижению. В данных функциях задействованы все уровни управления.
Между функциями менеджера по персоналу и инспектора по кадрам существует определенная взаимозависимость. Отдел кадров в основном собирает и систематизирует информацию, также ведет все направления учета (воинский, пенсионный, соц. страх и т.д.), а менеджер по персоналу совместно с директором СРП на основании полученной информации, разрабатывает новые положения и программы, а также проводит процедуры оценки, адаптации, различные диагностики личностных и профессиональных качеств, предоставляет отчеты генеральному директору. 15
В начале 2007г. на ООО «БЭТ» была разработана и введена периодическая аттестация для руководителей всех уровней с целью: определения уровня подготовки руководителя к организации работы подразделения с точки зрения управленческих качеств, определения дальнейшей программы развития и обучения руководителей, внедрение системы постоянного роста и совершенствования управленческих навыков у руководителей подразделений. (Приложение 2)Для проведения оценки исполнителей предусмотрена процедура менее сложная.
Используя данные проведенного анализа существующих видов оценки на ООО «БЭТ», можно сделать следующий вывод.
В последнее время заключаются договора с профтехучилищами (это касается в первую очередь рабочих профессий, на которые имеется постоянный спрос). Училища предоставляют производству «новые» рабочие руки, а организация оплачивает повышение квалификации данных работников или получение ими высшего образования, но с условием, что они отработают не менее 3-х лет.
Оценка эффективности управления системы персоналом предусматривает расчет показателей, приведенный в таблице 9. На основании полученных показателей, возможно определить основные направления для развития в кадровом менеджменте.
Таблица 9
Эффективность деятельности кадровой службы
Показатель |
Значение показателя до реализации кадровой политики |
Значение показателя после реализации кадровой политики |
Отклонение (%), D |
1. Объем услуг, руб. |
Qо = 355 915 000 |
Q1 = 389 623 000 |
(Q1/Qо)*100 = (389623000/355915000) = 109,5 (9,5) |
2. Среднегодовая численность персонала, чел. |
Численность на начало года – 1306 чел. Численность на конец года – 1256 чел Среднегодовая численность персонала: (1306+1256)/2 = 1281 Чо = 1281 |
Численность на начало года – 1018 чел. Численность на конец года – 1274 чел. Среднегодовая численность: (1118+1274)/2 =1196 Ч1 = 1196 |
(Ч1/Чо)*100 = (1196/1281)*100 = 93,4 (-6,6) |
Продолжение таблицы 9
3. Производительность труда, тыс. руб. |
Wo = 28337000 |
W1 = 30582000 |
(Wо/W1)*100 = (30582000/28337000)*100 = 107,9 (7,9) | |
4. Размер фонда оплаты труда, руб. |
Фо = 35403000 |
Ф1 = 43121000 |
(Ф1/Фо)*100 = (43121000/35403000)*100 = 121,8 (21,8) | |
5. Среднегодовая зарплата 1 работника, руб. |
Зо = Фо/Чо 35403000/1281 = = 27637 |
З1 = Ф1/Ч1 = 43121000/1196= = 36054 |
(З1/Зо)*100 = (36054/27637)*100 = 130,4 (30,4) | |
6. Социальные выплаты и льготы |
So = 2024108 |
S1 = 3723075 |
(S1/Sо)*100 = (3723075/2024108)*100 = 183,9 (83,9) | |
7. Средства материального стимулирования |
Мо = Фо +Sо = =35403000+2024108= = 37427108 |
М1 = Ф1 +S1 = =43121000+3723075= = 46844075 |
(М1/Мо)*100 = (46844075/37427108)*100 = = 125,2 (25,2) | |
8. Прибыль |
Ро = 35197000 |
Р1 = 42998000 |
(Р1/ Ро)*100 = (42998000/35197000)*100 = = 122,16 (22,16) | |
9. Относительная экономия за счет численности персонала, руб. |
Эп = (Ч1-Чо*DQ)*З1 = = (1196-1281*0,095)*36054 = -291136 | |||
10.Коэффициент опережения
темпов роста |
Коп = Iw/Iз = 1,079/1,304 = 0,83 | |||
11. Относительная экономия за счет отдачи затрат на персонал, руб. |
Эз = Ф1-Фо*DQ = 43121000-35403000*0,095 = 733210 | |||
12. Прирост выпуска продукции
за счет роста |
Vпр = Эп + Эз = - 291136 + 733210 = 442074 | |||
13. Эффективность использования
средств материального |
Эо = Qо/Мо = =355915000/37427108 = = 9,5 |
Э1 = Q1/М1 = = 389623000/46844075 = 8,32 |
(Э1/Э0)*100 = 8,32/9,5 = 87,57 (-12,43) |
На основе данных табл. 9 можно сделать следующие выводы: объем услуг незначительно, но вырос;среднесписочная численность персонала снизилась, штат предприятия недоукомплектован работниками; несмотря на высокую текучесть кадров и снижение численности персонала производительность труда выросла;фонд оплаты труда увеличился (но это скорее связано с уровнем жизни в стране, минимальными зарплатами, инфляцией, а не кадровой политикой);значительно вырос размер социальных льгот и выплат, а также средств материального стимулирования;темпы роста зарплаты опережают темпы роста производительности труда, так как меньшее количество работников, даже за более высокую плату не могут выполнять тот объем работ (выпуск продукции), который в состоянии выполнять полностью укомплектованный коллектив. 16
Информация о работе Организация труда персонала на предприятии