Организация управления организационной культурой на проектируемом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение организационной культуры, проблем ее формирования:
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику современной концепции организационной культуры через раскрытие сущности понятия «организационной культуры» и рассмотрения организационной культуры как системы корпоративных правил, а также её структуры;
2. Осуществить проектирование ООО «Витал»
3. Проанализировать факторы, в целом влияющие на проектируемую организацию, а также влияющие на формирование организационной культуры в ООО «Витал»;
4.Разработать рекомендации по организации управления организационной культурой в ООО «Витал» и их внедрению.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика современной концепции организационной культуры…….6
1.1. Понятие организационной культуры………………………………………..6
1.2. Организационная культура как система корпоративных правил………....8
1.3. Структура организационной культуры……………………………………10
2.Анализ факторов, влияющих на формирование организации управления организационной культурой в ООО «Витал»…..........................14
2.1. Анализ факторов, влияющих на проектируемую организацию…………14
2.2. Проектирование ООО «Витал»…………………………………………….17
2.3. Факторы, влияющие на формирование организационной культуры в ООО «Витал»……………………………...19
3.Разработка рекомендаций по организации управления организационной культурой в ООО «Витал»……………...23
3.1. Рекомендации по организации управления организационной культурой в ООО «Витал»……………………….23
3.2. Мероприятия по внедрению организации управления организационной культурой в ООО «Витал»………………………26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_teme_organizatsia_upravleniaorgani.docx

— 82.69 Кб (Скачать файл)

Организационно-управленческая структура (функциональная) компании «Витал» представлена ниже.

Организационная структура  компании «Витал»

 

2.3. Факторы, влияющие  на формирование организационной  культуры в ООО «Витал»

 

На формирование и развитие организационной культуры ООО «Витал» влияет множество разнообразных факторов. Все их можно с достаточной степенью условности разделить на три группы: личностно-поведенческие факторы, структурно-нормативные факторы, внешние факторы

1. Личностно-поведенческие  факторы – это аспекты и  характеристики поведения руководителя  и членов организации, влияющие  на формирование системы ценностей  и внешние проявления организационной  культуры.10

Личность лидера. Лидер  организации, в силу статуса и  выполняемой роли – эталон поведения. Остальные осознанно или подсознательно подстраиваются под него и, тем самым, формируют и поддерживают устойчивые поведенческие модели. Отношение  к работе и стиль поведения  руководителя, его реакция на критические  ситуации (спокойная, истерическая, агрессивная), особенности построения и выполнения режима рабочего дня, внешние манеры и многое другое существенно влияют на формирование и закрепление различных  элементов оргкультуры.

Управленческие акценты  – это аспекты деятельности, на которых концентрируется внимание руководства, то, о чем часто говорится  как об имеющем важнейшее значение для фирмы. Например, внимание акцентируется на деньгах, прибыли, затратах или на качестве продукта и максимальном удовлетворении потребителей. Это основа для создания новых норм и критериальной базы поведения людей.

Индивидуально-поведенческие  и профессиональные характеристики работников. Из всей совокупности таких  характеристик наибольшее влияние  на организационную культуру оказывает общий уровень развития работников, их профессиональная компетентность и образование.

2. Структурно-нормативные  факторы – это факторы, обусловленные  структурой, целями и сложившейся  нормативной практикой. Они, влияя  на организационную культуру, закрепляются  в сознании работников и, таким  образом, сами становятся ее  элементами.

Миссия, цели и стратегия  организации. Проблемы взаимовлияния  стратегии и организационной  культуры подробно рассматриваются  в стратегическом менеджменте.

Структура организации. В  формализованных и иерархичных  структурах формируется так называемая бюрократическая культура, в гибких структурах – более демократичная  культура. Закрепляясь, структура становится элементом и хорошим показателем  сложившейся организационной культуры. Физическая структура (расположение помещений) и внутренний дизайн также влияют на организационную культуру. Создавая определенное настроение, формируя и  поддерживая стиль общения, этот фактор в конечном итоге оказывает  влияние на формирование и закрепление  представлений сотрудников о  ценностях фирмы.11

Коммуникационные каналы и организационные процедуры  – это степень официальной  регламентации, документооборот, количество издаваемых распоряжений и поводы, по которым они издаются, отчеты и планы, формы и циркуляры. Они  влияют на формирование поведения и  поведенческих аспектов культуры организации.

История фирмы. Так же, как  и история страны или цивилизации  оказывает воздействие на культуру общества или нации, так же корпоративная  история оказывает воздействие  на организационную культуру.

Принципы стимулирования. Осознав, по каким принципам происходят поощрения и наказания, сотрудники быстро формируют у себя представление  о том, что такое хорошо, а что  такое плохо. При этом они становятся носителями культуры и закрепляют ее.

Принципы отбора, продвижения  и увольнения. В силу различного восприятия тех или иных действий руководство может по-разному  оценивать их и, соответственно, принимать  решения. Скажем, критериальной базой продвижения по службе может быть льстивость и желание угодить начальству (вне зависимости от компетентности), а может, наоборот, способность обосновано и аргументировано возразить шефу, отстояв свою точку зрения на путь развития организации или ситуации.

3. Внешние факторы –  это, прежде всего, экономико-политические  условия, в которых действует  организация. В большинстве государств (даже в экономически развитых) существует так называемая теневая экономика. Это совершенно особая культура, связанная с необходимостью «оптимизации» налогообложения (проще – ухода от налогов), увода прибыли, взаимодействия с криминальными «крышами» и т.д. Все это накладывает сильный отпечаток на ценностную и идеологическую подсистемы организационной культуры. Высокая инфляция, неравенство конкурентных условий и доступа к ресурсам, сильное влияние государства на экономику и рынок тоже способствуют формированию особой организационной культуры. Особенности деятельности законодательных и правоохранительных органов – еще один фактор, способный существенно изменять организационную культуру.12

Коррупция, а точнее –  отношение к ней людей, также  важный внешний фактор формирования организационной культуры. Если, как, например, в России и ряде стран  бывшего СССР, люди считают взятки чиновникам, милиции, врачам, учителям неизбежными и приемлемыми, то это, естественно, накладывает сильный отпечаток на идеолого-ценностную подсистему организационной культуры.

К внешним можно отнести факторы, связанные с конкурентной и потребительской средой. Например, агрессивная политика конкурентов будет провоцировать компанию на поиск путей противодействия, которые будут не менее агрессивными и жесткими, формируя, таким образом, полувоенную культуру. Степень платежеспособности клиентов данной организации, их собственный образовательный и культурный уровень также неизбежно будут способствовать формированию соответствующей культуры в организации.

Особая группа факторов, оказывающих зачастую определяющее влияние на организационную культуру – это национальные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Рекомендации  по организации управления организационной  культурой  в ООО «Витал»

 

Имеются сильные и слабые стороны культуры организации, а  именно:

• Сильные стороны:

• Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев будет    способствовать лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогут разобраться в специфике работы;

• Традицию отмечать День Рождения компании;

• Наличие униформы (делового стиля одежды);

• Проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу;

• Общественные связи со средствами массовой информации;

• Закреплённые письменно правила поведения.

• Слабые стороны:

• Легенд и мифов о компании;

• Конкурсов профессионального мастерства;

• Символики предприятия, выпуска различной продукции с этой символикой: ручек, календарей больших и малых форматов, папок, бланков и др.

Также мы предположили, что  культура компании, согласно типологии  С. Ханди, соответствует «культуре власти». Исходя из слабых и сильных сторон, а также типа организационной культуры компании, предлагаются некоторые конкретные мероприятия и методы по совершенствованию организационной культуры:

• Организация конкурсов профессионального мастерства среди работников компании, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение “человека года” компании. Главное здесь - система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи;13

• Установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в компании определённое число лет;

• Широкое внедрение организационной символики. Опыт лучших организаций показывает, что широкое внедрение организационной символики (в упаковке готовой продукции, в рекламных материалах, в оформлении предприятия, рабочей одежде, сувенирной продукции) положительно отражается на отношении персонала к компании, повышает приверженность работников своей организации и чувство гордости за свою организацию .

• Поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов;

• Заявления, призывы, декларации руководства. Нельзя забывать, что для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения большое значение имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: «Мы должны стать первыми!», «Высочайшее качество - это залог нашей победы над конкурентами», «В нашей организации работают лучшие специалисты!», «Этот год станет переломным для нашей компании».

• Система стимулирования. Принципы построения системы стимулирования и ее основная направленность должны поддерживать именно то поведение, именно то отношение к делу, те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение содержание и основная направленность культивируемой и поддерживаемой руководством организационной культуры.

Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и  другие мероприятия. Главное, чтобы  все они были направлены на формирование уважения к компании, с которой связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в ней долго и плодотворно.

Также хотелось бы отметить рекомендации, данные Виханским О.С и Наумовым А.И. [2006] в своем учебнике по менеджменту. Они могут помочь менеджерам повысить эффективность управления культурой в организации. Это:

• Обращайте особое внимание на нематериальные, внешне не воспринимаемые аспекты организационного окружения. Глубоко укоренившиеся в людях предположения и ценностные ориентации могут требовать длительных и трудных изменений в системе и структуре управления. Культура — это тот путь, который помогает понять организационное «Зазеркалье».

• Скептически относитесь к предложениям, призывающим к быстрой трансплантации или трансформации культур.

• Старайтесь понять значимость важных организационных символов (название компании, логотип, лозунги).

• Прислушивайтесь к историям, рассказываемым в организации, анализируйте, кто их герои и что эти истории отражают в культуре организации.

• Периодически вводите организационные обряды для передачи с их помощью базовых идеалов и усиления культуры.

• Проводите в жизнь абстрактные идеалы непосредственным прямым образом в своей повседневной деятельности. От менеджера требуется понимание того, каких идеалов он должен придерживаться и какими действиями следует передать эти идеалы вниз по уровням организации.

Управляя культурой, следует  иметь в виду, что она может  служить своего рода «клеем», скрепляющим  части организации. Вместе с тем  необходимо помнить, что если части  плохие, то даже лучший в мире «клей» не сделает целое достаточно крепким. Унификация ценностей и ежедневная работа менеджеров по их «внедрению» в жизнь могут привести организацию к успеху.14

Таким образом, мы предложили рекомендации по усовершенствованию организационной  культуры компании «Минасян Младший». Очевидно, что управление организационной культурой не является простым делом. Ценностные ориентации должны быть не только заявлены, но и стать неотъемлемой частью внутренней жизни высшего руководства и передаваться на нижние уровни организации во всех своих деталях.

 

3.2. Мероприятия  по внедрению организации управления  организационной культурой в  ООО «Витал»

 

Реалии жизни требуют  проведения изменений в культуре организации. Осуществление этих изменений  базируется на мировоззрении и политики дирекции ООО «Витал», а также на их твердой воле действительно реализовать задуманное. При наличии твердой воли к проведению намеченных изменений можно и нужно начинать процесс, но не всегда легко найти правильное решение, так как последствия могут быть трудно предсказуемы. Право осуществлять те или иные изменения в культуре зависит прежде всего от финансовых последствий и риска, с которым это связано для предприятия. Политика и цели руководства предприятия должны быть направлены в первую очередь на сохранение предприятия и получение прибыли.

Основой управления процессом  изменения культуры является хорошее  знание руководством того, что могут  и хотят сотрудники. Это должно достигаться регулярными беседами по вопросам выполнения служебных обязанностей. Цели, суть и политика изменений  должны быть хорошо продуманы и доведены до сведения всех участников. Основными  характеристиками программного планирования изменения культуры организации являются:

-комплексная постановка целей;

-сжатый период времени и ограниченный объем;

-одноразовый характер;

различные функции, ответственность  и компетентность. Дирекция должна своевременно информировать совет предприятия о достигнутых результатах. При разработке наиболее важных мероприятий следует до их объявления проводить обсуждение тактики на уровне дирекции.

Цель изменений - поиск, определение, интерпретация, формулировка реально  осуществимых и приемлемых решений. При наличии целей их можно  использовать в качестве ориентиров для составления планов. План делится  на фазы, этапы и контрольные вехи. Для каждого раздела плана  разрабатываются действия по времени, средства достижения целей и сроки  исполнения. Действия руководства на этом этапе можно сравнить с плывущей уткой: спокойствие на поверхности  и невидимая работа под водой.

Организация процесса изменения  культуры должна проходить в установленных  рамках, определенных стратегической целью. Кто что должен делать, когда, кто несет ответственность, каков  бюджет, каковы другие средства и т.д. Для управления изменениями на каждом направлении необходимо назначить  руководителя, который по своим знаниям, способностям, опыту и авторитету в состоянии обеспечить достижение поставленных целей в указанные  сроки, и с помощью выделенных средств.15

Информация о работе Организация управления организационной культурой на проектируемом предприятии