Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 10:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организационной культуры, проблем ее формирования:
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику современной концепции организационной культуры через раскрытие сущности понятия «организационной культуры» и рассмотрения организационной культуры как системы корпоративных правил, а также её структуры;
2. Осуществить проектирование ООО «Витал»
3. Проанализировать факторы, в целом влияющие на проектируемую организацию, а также влияющие на формирование организационной культуры в ООО «Витал»;
4.Разработать рекомендации по организации управления организационной культурой в ООО «Витал» и их внедрению.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика современной концепции организационной культуры…….6
1.1. Понятие организационной культуры………………………………………..6
1.2. Организационная культура как система корпоративных правил………....8
1.3. Структура организационной культуры……………………………………10
2.Анализ факторов, влияющих на формирование организации управления организационной культурой в ООО «Витал»…..........................14
2.1. Анализ факторов, влияющих на проектируемую организацию…………14
2.2. Проектирование ООО «Витал»…………………………………………….17
2.3. Факторы, влияющие на формирование организационной культуры в ООО «Витал»……………………………...19
3.Разработка рекомендаций по организации управления организационной культурой в ООО «Витал»……………...23
3.1. Рекомендации по организации управления организационной культурой в ООО «Витал»……………………….23
3.2. Мероприятия по внедрению организации управления организационной культурой в ООО «Витал»………………………26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Организационно-управленческая структура (функциональная) компании «Витал» представлена ниже.
Организационная структура компании «Витал»
2.3. Факторы, влияющие
на формирование
На формирование и развитие организационной культуры ООО «Витал» влияет множество разнообразных факторов. Все их можно с достаточной степенью условности разделить на три группы: личностно-поведенческие факторы, структурно-нормативные факторы, внешние факторы
1. Личностно-поведенческие
факторы – это аспекты и
характеристики поведения
Личность лидера. Лидер
организации, в силу статуса и
выполняемой роли – эталон поведения.
Остальные осознанно или
Управленческие акценты
– это аспекты деятельности, на
которых концентрируется
Индивидуально-поведенческие и профессиональные характеристики работников. Из всей совокупности таких характеристик наибольшее влияние на организационную культуру оказывает общий уровень развития работников, их профессиональная компетентность и образование.
2. Структурно-нормативные
факторы – это факторы,
Миссия, цели и стратегия организации. Проблемы взаимовлияния стратегии и организационной культуры подробно рассматриваются в стратегическом менеджменте.
Структура организации. В
формализованных и иерархичных
структурах формируется так называемая
бюрократическая культура, в гибких
структурах – более демократичная
культура. Закрепляясь, структура становится
элементом и хорошим
Коммуникационные каналы и организационные процедуры – это степень официальной регламентации, документооборот, количество издаваемых распоряжений и поводы, по которым они издаются, отчеты и планы, формы и циркуляры. Они влияют на формирование поведения и поведенческих аспектов культуры организации.
История фирмы. Так же, как и история страны или цивилизации оказывает воздействие на культуру общества или нации, так же корпоративная история оказывает воздействие на организационную культуру.
Принципы стимулирования. Осознав, по каким принципам происходят поощрения и наказания, сотрудники быстро формируют у себя представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. При этом они становятся носителями культуры и закрепляют ее.
Принципы отбора, продвижения и увольнения. В силу различного восприятия тех или иных действий руководство может по-разному оценивать их и, соответственно, принимать решения. Скажем, критериальной базой продвижения по службе может быть льстивость и желание угодить начальству (вне зависимости от компетентности), а может, наоборот, способность обосновано и аргументировано возразить шефу, отстояв свою точку зрения на путь развития организации или ситуации.
3. Внешние факторы –
это, прежде всего, экономико-
Коррупция, а точнее – отношение к ней людей, также важный внешний фактор формирования организационной культуры. Если, как, например, в России и ряде стран бывшего СССР, люди считают взятки чиновникам, милиции, врачам, учителям неизбежными и приемлемыми, то это, естественно, накладывает сильный отпечаток на идеолого-ценностную подсистему организационной культуры.
К внешним можно отнести факторы, связанные с конкурентной и потребительской средой. Например, агрессивная политика конкурентов будет провоцировать компанию на поиск путей противодействия, которые будут не менее агрессивными и жесткими, формируя, таким образом, полувоенную культуру. Степень платежеспособности клиентов данной организации, их собственный образовательный и культурный уровень также неизбежно будут способствовать формированию соответствующей культуры в организации.
Особая группа факторов, оказывающих зачастую определяющее влияние на организационную культуру – это национальные особенности.
3.1. Рекомендации
по организации управления
Имеются сильные и слабые стороны культуры организации, а именно:
• Сильные стороны:
• Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев будет способствовать лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогут разобраться в специфике работы;
• Традицию отмечать День Рождения компании;
• Наличие униформы (делового стиля одежды);
• Проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу;
• Общественные связи со средствами массовой информации;
• Закреплённые письменно правила поведения.
• Слабые стороны:
• Легенд и мифов о компании;
• Конкурсов профессионального мастерства;
• Символики предприятия, выпуска различной продукции с этой символикой: ручек, календарей больших и малых форматов, папок, бланков и др.
Также мы предположили, что культура компании, согласно типологии С. Ханди, соответствует «культуре власти». Исходя из слабых и сильных сторон, а также типа организационной культуры компании, предлагаются некоторые конкретные мероприятия и методы по совершенствованию организационной культуры:
• Организация конкурсов профессионального мастерства среди работников компании, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение “человека года” компании. Главное здесь - система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи;13
• Установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в компании определённое число лет;
• Широкое внедрение организационной символики. Опыт лучших организаций показывает, что широкое внедрение организационной символики (в упаковке готовой продукции, в рекламных материалах, в оформлении предприятия, рабочей одежде, сувенирной продукции) положительно отражается на отношении персонала к компании, повышает приверженность работников своей организации и чувство гордости за свою организацию .
• Поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов;
• Заявления, призывы, декларации руководства. Нельзя забывать, что для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения большое значение имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: «Мы должны стать первыми!», «Высочайшее качество - это залог нашей победы над конкурентами», «В нашей организации работают лучшие специалисты!», «Этот год станет переломным для нашей компании».
• Система стимулирования. Принципы построения системы стимулирования и ее основная направленность должны поддерживать именно то поведение, именно то отношение к делу, те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение содержание и основная направленность культивируемой и поддерживаемой руководством организационной культуры.
Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к компании, с которой связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в ней долго и плодотворно.
Также хотелось бы отметить рекомендации, данные Виханским О.С и Наумовым А.И. [2006] в своем учебнике по менеджменту. Они могут помочь менеджерам повысить эффективность управления культурой в организации. Это:
• Обращайте особое внимание на нематериальные, внешне не воспринимаемые аспекты организационного окружения. Глубоко укоренившиеся в людях предположения и ценностные ориентации могут требовать длительных и трудных изменений в системе и структуре управления. Культура — это тот путь, который помогает понять организационное «Зазеркалье».
• Скептически относитесь к предложениям, призывающим к быстрой трансплантации или трансформации культур.
• Старайтесь понять значимость важных организационных символов (название компании, логотип, лозунги).
• Прислушивайтесь к историям, рассказываемым в организации, анализируйте, кто их герои и что эти истории отражают в культуре организации.
• Периодически вводите организационные обряды для передачи с их помощью базовых идеалов и усиления культуры.
• Проводите в жизнь абстрактные идеалы непосредственным прямым образом в своей повседневной деятельности. От менеджера требуется понимание того, каких идеалов он должен придерживаться и какими действиями следует передать эти идеалы вниз по уровням организации.
Управляя культурой, следует иметь в виду, что она может служить своего рода «клеем», скрепляющим части организации. Вместе с тем необходимо помнить, что если части плохие, то даже лучший в мире «клей» не сделает целое достаточно крепким. Унификация ценностей и ежедневная работа менеджеров по их «внедрению» в жизнь могут привести организацию к успеху.14
Таким образом, мы предложили рекомендации по усовершенствованию организационной культуры компании «Минасян Младший». Очевидно, что управление организационной культурой не является простым делом. Ценностные ориентации должны быть не только заявлены, но и стать неотъемлемой частью внутренней жизни высшего руководства и передаваться на нижние уровни организации во всех своих деталях.
3.2. Мероприятия
по внедрению организации
Реалии жизни требуют проведения изменений в культуре организации. Осуществление этих изменений базируется на мировоззрении и политики дирекции ООО «Витал», а также на их твердой воле действительно реализовать задуманное. При наличии твердой воли к проведению намеченных изменений можно и нужно начинать процесс, но не всегда легко найти правильное решение, так как последствия могут быть трудно предсказуемы. Право осуществлять те или иные изменения в культуре зависит прежде всего от финансовых последствий и риска, с которым это связано для предприятия. Политика и цели руководства предприятия должны быть направлены в первую очередь на сохранение предприятия и получение прибыли.
Основой управления процессом
изменения культуры является хорошее
знание руководством того, что могут
и хотят сотрудники. Это должно
достигаться регулярными
-комплексная постановка целей;
-сжатый период времени и ограниченный объем;
-одноразовый характер;
различные функции, ответственность и компетентность. Дирекция должна своевременно информировать совет предприятия о достигнутых результатах. При разработке наиболее важных мероприятий следует до их объявления проводить обсуждение тактики на уровне дирекции.
Цель изменений - поиск, определение, интерпретация, формулировка реально осуществимых и приемлемых решений. При наличии целей их можно использовать в качестве ориентиров для составления планов. План делится на фазы, этапы и контрольные вехи. Для каждого раздела плана разрабатываются действия по времени, средства достижения целей и сроки исполнения. Действия руководства на этом этапе можно сравнить с плывущей уткой: спокойствие на поверхности и невидимая работа под водой.
Организация процесса изменения культуры должна проходить в установленных рамках, определенных стратегической целью. Кто что должен делать, когда, кто несет ответственность, каков бюджет, каковы другие средства и т.д. Для управления изменениями на каждом направлении необходимо назначить руководителя, который по своим знаниям, способностям, опыту и авторитету в состоянии обеспечить достижение поставленных целей в указанные сроки, и с помощью выделенных средств.15
Информация о работе Организация управления организационной культурой на проектируемом предприятии