Организация внутрифирменного обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать процесс организации внутрифирменного обучения персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и принципы организации системы внутрифирменного обучения персонала;
2. Рассмотреть подходы, методы и программы внутрифирменного обучения персонала;
3. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт организации внутрифирменного обучения персонала;
4. Провести анализ организации внутрифирменного обучения персонала на примере МДОУ Д/с №4 с Домна.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….....3стр
1.Теоретико - методологические основы организации системы внутрифирменного обучения……………………………………….......4стр
1.1 Сущность и принципы организации системы внутрифирменного обучения персонала……………………………………………………......4стр
1.2 Подходы, методы и программы внутрифирменного обучения
персонала………………………………………………………………11стр
1.3 Отечественный и зарубежный опыт организации внутрифирменного обучения персонала………………………………………………………16стр
2. Анализ организации внутрифирменного обучения персонала на примере Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 с. Домна.........................................................................20стр
2.1 Общая характеристика и анализ организационной структуры МДОУ ДС №4 с. Домна ...............................................................................................20стр
2.2 Анализ структуры персонала и выявление потребностей в обучении.....................................................................................................23стр
2.3 Анализ форм, методов обучения и результатов реализации программ внутрифирменного обучения персонала................................................26стр
2.4 Выявление проблемы организации внутрифирменного обучения персонала...................................................................................................27стр
3 Разработка рекомендаций по организации внутрифирменного обучения персонала МДОУ ДС №4 с. Домна ...................................28стр
3.1 Рекомендации по организации внутрифирменного обучения персонала..................................................................................................28стр

Заключение………………………………………………………….......30стр
Литература................................................................................................31стр

Файлы: 1 файл

Тема 6.docx

— 295.64 Кб (Скачать файл)

показатель

2011

2012

2013

2011

2012

2013

 

Колличество

работников

 

удельный

   вес

в  %

всего

29

29

29

100

100

100

мужчины

5

4

5

17,2

13,7

17,2

женщины

24

25

24

82,7

86,2

82.7


 

 

Соотношение мужчин и женщин на протяжении трёх лет почти не изменяется . Из приведенных данных таблицы  видно, что небольшой удельный вес в структуре работников занимают мужчины. Это связано со спецификой деятельности данной организации.

Далее сгруппируем работников предприятия по возрасту.

             Таблица № 5 Качественный состав  трудовых ресурсов по возрасту

 

возраст

2011

 

2012

 

20013

 
 

Численность работников

удельный

вес в %

Численность работников

удельный

вес в %

Численность работников

удельный

вес в %

 

29

100

29

100

29

100

18-23

4

13,7

2

6,8

1

3.4

24-29

15

51,7

17

58,6

18

62

30-35

4

13,7

4

13,7

4

13,7

36-41

2

6,8

2

6,8

2

6,8

42 и старше

4

13,7

4

13,7

4

13,7


 

 

Из данных таблицы видно, что возрастная структура такова, что больший удельный вес в 2011 году составляли работники от 24 до 29 лет (51%), Эта тенденция наблюдается на протяжении трёх лет. С другой стороны, наметилась также тенденция к тому, что уменьшается доля людей моложе 23 лет.

 

В следующей таблице № 6 (образовательный уровень педагогических работников) работники сгруппированы по уровню образования.

МДОУ ДС №4 с. Домна  располагает хотя и небольшим, но достаточно квалифицированным и подготовленным педагогическим персоналом.

Развитие педагогов, повышение их квалификации тесно связано прежде всего с задачами функционирования и развития дошкольного учреждения, уровнем профессиональной компетентности каждого педагога, его интересами и потребностями. Основными функциями старшего воспитателя в управлении процессом обучения и развития педагогических кадров являются:

Анализ потребностей педагогов в обучении;

Прогноз обучения и развития педагогов;

Определение целей обучения;

Планирование обучения педагогов;

Определение места и сроков обучения;

Утверждение планов, программ обучения;

Организация работ с педагогами по самообразованию;

Оценка результатов обучения и развития педагогов.

               

               Таблица №6 образовательный уровень  педагогических работников

        Наименование

           показателя

Колличество

 человек

Доля в %

Имеющие только общее или среднее образование

0

0

Имеющие средне – специальное образование

3

27,2

Имеющие высшее профессиональное образование

8

72.7

Имеющие послевузовское профессиональное образование

0

0

Всего

11

100


 

 

В следующей таблицу № 7(образовательный уровень работников) представлен образовательный уровень всех работников коллектива

Уровень развития трудового потенциала организации и работников представлен в количественных и качественных показателях трудового потенциала. Рассмотрим количественные показатели.

 

                                     Таблица № 7 Образовательный уровень  работников

 

        Наименование

           показателя

Колличество

 человек

Доля в %

Имеющие только общее или среднее образование

12

41,3

Имеющие средне – специальное образование

8

27,5

Имеющие высшее профессиональное образование

9

31

Имеющие послевузовское профессиональное образование

0

0

Всего

29

100


 

 

Таким образом,31% имеют высшее профессиональное образование,  27,5% персонала имеет среднее профессиональное образование, остальные 41,3% являющиеся техническим персоналом, имеют только общее среднее образование и желают обучаться, как показал опрос.

Основными направлениями политики МДОУ ДС №4 с. Домна  в отношении персонала является: осуществление работы по подбору, расстановке и использованию в процессе деятельности ,  педагогов и специалистов, а также проведение мероприятий по их обучению, переобучению (специализации) и повышению квалификации (усовершенствование); формирование стабильно работающего трудового коллектива; организация системы учета кадров; создание кадрового резерва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ форм, методов  обучения и результатов реализации  программ внутрифирменного обучения  персонала

 

  Обучение персонала МДОУ ДС № 4 с. Домна начинается с планирования обучения, включающего составление перспективных планов. Планы составляются на основе заявок структурных подразделений ( методическая, психологическая, медецинская) и согласовываются с  заведующим детского сада. Задача кадрового специалиста  на этом этапе – определить необходимость обучения того или иного сотрудника и сформулировать цели и задачи процесса обучения.

Основные моменты развития персонала обозначены в информационном письме Министерства образования РФ “Подготовка и повышение квалификации персонала. Аттестация и оценка”, в котором прописаны цели, основные виды и формы обучения, методика планирования развития персонала, подробно описаны процедуры подготовки новых сотрудников, повышения квалификации персонала, порядок проведения квалификационных экзаменов, аттестации и оценки персонала, лицензирования учебных учреждений и образовательных программ.

Среди основных форм обучения используется как внешнее (с помощью курсов, консультантов, учебных заведений), так и внутреннее обучение. На мой взгляд, внутрифирменное обучение является более эффективным. В нем участвуют сотрудники службы персонала, руководитель подразделения и сами сотрудники.

 В практике внутрифирменного  обучения ДОУ используется система  индивидуального сопровождения  педагогов, в основе которой лежит  распределение их на группы  с учётом стажа педагогической  деятельности, в которой отражена  характеристика профессиональной  деятельности, психологическое сопровождение  и рекомендуемые формы методической  работы.

 Целесообразно выделить две  группы организационных форм  внутрифирменного обучения –  коллективные и индивидуальные. К первым относятся: семинары  и практикумы, научно-практические  конференции, методические комиссии, творческие микрогруппы педагогов  и т.д.; ко вторым — стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой  темой, индивидуальное самообразование  и т.д. 

Итогом  функционирования обучения становится дифференциация педагогов по степени квалификации, по отношению к работе и подбор форм методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Таким образом, эффективно организованная система внутрифирменного обучения становится важнейшим фактором в непрерывном образовании педагогов и позволяет организовать его с максимальной пользой для каждого педагогического работника  в соответствии с его запросами, целенаправленно используя все возможности  образовательного учреждения. 

 

2.4 Выявление проблемы  организации внутрифирменного обучения   персонала

    

   На данный момент  масштаб и сложность изменений, происходящих в дошкольных образовательных учреждениях  в условиях внедрения Федеральных государственных требований, требуют нового подхода к повышению профессионального мастерства педагога, которое возможно лишь в специально организованной образовательной среде, обеспечивающей и инициирующей такой рост. Механизмом, который позволяет повысить профессиональное мастерство педагога, может стать реализация идеи внутрифирменного обучения кадров.

Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Отправной точкой в выборе стратегии внутрифирменного обучения персонала  по внедрению  ФГТ становится  мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, анкетирования педагогов, данные бесед с воспитателями и наблюдений.         Всё это позволяет сопоставить истинные и только представляющиеся таковыми факторы, выявить ряд проблем в освоении и реализации ФГТ. Наиболее часто встречающиеся противоречия можно сформулировать следующим образом:

1. часть педагогов ДОУ  не готовы к изменениям, проявляют  «протест» или занимают пассивную  позицию;

2. недостаточна профессиональная  компетентность педагогов в вопросах  ФГТ; имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки  различных форм организации работы  с детьми соответствуют разделам  программы, а не образовательным  областям;

3. уровень мотивационной  готовности педагогов к инновационным  изменениям не обеспечивает системное  использование ими соответствующих  индивидуальным, возрастным, психофизиологическим  особенностям развития воспитанников  методов обучения и воспитания;

4. нет глубинного понимания  педагогами положений, заложенных  в Федеральных государственных  требованиях;

5. наблюдаются трудности  в проектировании образовательного  процесса: сложно осуществить перестройку  от «вида деятельности» к «образовательной  области» и т.п.

Таким образом можно сделать вывод, что сущность процесса внутрифирменного обучения состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе профессионального становления педагога. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством внутрифирменного обучения, составления и реализации индивидуальных образовательных планов.

В учреждении не уделяется достаточно внимания выявлению потребности в обучении работников обслуживающего персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3  Рекомендаций по организации внутрифирменного обучения персонала МДОУ ДС №4 с. Домна.

 

   На оснований выявленных  проблем был разработан план  мероприятии по обеспечению введения  федеральных государственных требований  к структуре основной общеобразовательной  программы МДОУ ДС №4 с. Домна 

(таблица № 8).

                                                                                                                 Таблица№8

 План мероприятий по  обеспечению введения федеральных  государственных требований на 2013 -2014 год.

Направления деятельности  

                    Мероприятия

Сроки

Ответственные

Создание нормативного и методического обеспечения введения ФГТ в ДОУ

Разработка и утверждение плана мероприятий по внедрению ФГТ.

 

май

2013

Старший воспитатель

 

Согласование основной общеобразовательной программы ДОУ на муниципальном уровне. 

 

август 2013

Заведующая ДОУ

Организационная деятельность по реализации ФГТ в ДОУ

Семинар для воспитателей МДОУ ДС №4 с. Домна: «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Особенности разработки с учетом Федеральных государственных требований». 

 

сентябрь

2013

Заведующая ДОУ Старший воспитатель

 

Практикум для воспитателей ДОУ «Планирование организации непосредственно образовательной деятельности в ДОУ»

 

ноябрь

2013

Старший воспитатель

 

Практикум для воспитателей ДОУ «Система мониторинга уровня развития ребенка в соответствии с  Федеральными государственными требованиями»

 

декабрь

2013

Старший воспитатель

 

Практикум для воспитателей и  специалистов ДОУ

 

1.«Интеграция образовательных  областей основной общеобразовательной  программы ДОУ»;

 

2.«Региональный компонент  при осуществлении образовательного  процесса в дошкольном учреждении».

в течение  2011 года 

Старший воспитатель

Контроль планирования в соответствии с ФГТ

Соответствие содержания дошкольного образования федеральным государственным требованиям.

 

апрель

2014

Старший воспитатель

Информация о работе Организация внутрифирменного обучения персонала