Основні ролі та функції менеджерів

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена теме «Основные функции и роли менеджера». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Украина претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде все, сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности…………………….4
1.1. Требования к профессиональной компетенции менеджера…………………………4
1.2. Функции менеджера и их характеристика……………………………………………9
1.3. Особенности труда менеджера и его роли в организации…………………………11
Раздел 2. Развитие управленческого процесса в практике функционирования организации американского бизнеса………………………………………………………17
2.1. Особенности американского менеджмента…………………………………………17
2.2. Сравнительный анализ функций и ролевих аспектах японского и американского менеджмента……………………………………………………………………………………22
2.3. Управленческие роли Г.Минцберга на практике…………………………………...26
Раздел 3. Трансформация функций и ролей менеджера в условиях кризиса………30
3.1. Особенности планирования в период экономического кризиса…………………..30
3.2. Трансформация функций руководителя в новых условиях………………………..35
Заключение………………………………………………………………………………….....38
Список литературы…………………………..………………………………………………40

Файлы: 1 файл

курсовик менеджмент.docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ  І  НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

ОДЕСЬКИЙ  НАЦІОНАЛЬНИЙ ЕКОНОМІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

 

кафедра менеджменту організацій та ЗЕД

КУРСОВA РОБОТА

з дисципліни «Основи менеджменту та організації праці менеджера»

       на тему: «Основні ролі та функції менеджерів»

 

Студента (ки) 3 курсу 2 групи

напряму підготовки Менеджмент

спеціальності

Фучеджи Катерини

(прізвище  та ініціали)

Керівник Ступак Світлана Миколаївна

____________________________________

(посада, вчене звання, науковий  ступінь, прізвище та ініціали)  

 

Національна шкала ________________   

Кількість балів: __________Оцінка:  ECTS _____

                                                                     Члени комісії          ________________  ___________________________

                                                                                                                                             (підпис)                        (прізвище та ініціали)

                                                                                                      ________________  ___________________________

                                                                                                                                              (підпис)                        (прізвище та ініціали)

                                                                                                                                ________________  ___________________________

                                                                                                                                              (підпис)                         (прізвище та ініціали

 

м. Одеса  – 2013 рік

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Раздел 1.     Теоретические аспекты управленческой деятельности…………………….4

1.1.       Требования к профессиональной компетенции менеджера…………………………4

1.2.       Функции менеджера и их характеристика……………………………………………9

1.3.       Особенности труда менеджера и его роли в организации…………………………11

Раздел 2.     Развитие управленческого процесса  в практике функционирования  организации американского бизнеса………………………………………………………17

2.1.       Особенности американского менеджмента…………………………………………17

2.2.       Сравнительный анализ функций и ролевих аспектах японского и американского  менеджмента……………………………………………………………………………………22

2.3.       Управленческие роли Г.Минцберга на практике…………………………………...26

Раздел 3.     Трансформация функций и ролей менеджера в условиях кризиса………30

3.1.       Особенности планирования в период экономического кризиса…………………..30

3.2.       Трансформация функций руководителя в новых условиях………………………..35

Заключение………………………………………………………………………………….....38

Список  литературы…………………………..………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение

 

Данная курсовая работа посвящена  теме «Основные функции и роли менеджера». Эта тема актуальна в  силу того, что в настоящее время  Украина претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде все, сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами  своего места и роли в системе  управления, предъявляются новые  требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и  глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние  организации во многом зависит от качества, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную  работу сотрудников и в целом  всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.

В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения  комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современные менеджеры. Чем  крупнее подразделение или отдел, который возглавляет менеджер, тем большим объемом знаний он должен обладать. Несомненно, знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Кроме того, профессиональный менеджер  понимает сущность протекающих процессов преобразования в сфере экономики, менеджмента, финансов, учитывая ситуацию на рынке труда, т.е. внимательно следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные, специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией.

 

 

 

          Раздел 1.     Теоретические аспекты управленческой деятельности

1.1.Требования к профессиональной компетенции менеджера

 

Ни одна компания не может  существовать без менеджеров- ведь только как появится фирма, сразу  же появляется и потребность в  управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому  можно сказать, что сегодня менеджер - одна из основных и наиболее востребованных профессий.

Современное понимание менеджмента  определяется как:

1.вид деятельности, процесс управления людьми в разнообразных организациях

2.область человеческого знания, особое искусство, навык управления

3.определенную категорию людей, осуществляющих работу по управлению, совокупность менеджеров отросли, предприятия, подразделения

Итак, менеджмент-это в первую очередь управление. А управление, по определению Питера Друкера, это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Поэтому менеджмент можно  определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения  эффективности ее работы. А менеджера- как работника компании, принявшего на себя  ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.

Рабочий день менеджера строго не нормирован, нередко возникают  стрессовые ситуации, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском.

Менеджеру необходимы внятная  речь, хорошая память, высокая эмоциально- волева устойчивость, развитые коммуникативные  и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, терпеливым, компетентным, иметь чувство юмора и обладать эмпатией. Менеджеру необходима хорошая  подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления.

Каждое структурное подразделение  фирмы возглавляет менеджер, основной вид деятельности которого включает в себя управление внутренними процессами в подразделении и согласование их со всеми внешними процессами.

Конечной целью деятельности любого менеджера является достижение требуемого результата всех производственных процессов, которые выполняются  в возглавляемом или структурном  подразделении. Управление людьми-работниками компании не является целью его деятельности и представляет собой только способ и средство, позволяющее менеджеру добиться нужных результатов.

При всей несхожести решаемых задач менеджер практически всегда стремится при этом ответить на одни и те же вопросы: Почему мы делаем ту или иную работу? Какими методами мы ее выполняем? Есть ли альтернативы, т.е. другие подходы к решению? Какова полезность (ценность) этой работы и  какие затраты связаны с ней? Почему растут затраты? Где и кто  делает эту работу лучше нас? Что  мешает нам улучшить результаты? Каковы наши сильные стороны и достижения? и т.д. Ответы на эти и множество  других вопросов требуют не только времени и усилий, но нередко и  огромного умственного напряжения, максимального включения и использования  аналитико-конструктивных способностей человека. Таким образом, сама специфика  решаемых задач предопределяет преимущественно  умственный, творческий характер управленческого  труда.

У менеджеров особый предмет  труда — информация, работая с  которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния  управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, яв­ляющиеся орудиями труда менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество.

Чтобы выполнять свои сложные  и ответственные функции, менеджеры  должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы:

Требования к  профессиональной компетенции менеджеров

Таблица 1.1

Специальные знания

Человеческие  качества

Понимание природы управленческого  труда и процессов управления

Владение искусством управления человеческими ресурсами организации

Знание должностных и  функциональных обязан­ностей, способов и методов достижения целей и  повышения эффективности работы

Умение налаживать внешние  связи с организациями-партнерами и органами управления [государственными, региональными и пр.)

Умение использовать современные  средства связи и информационную технологию для работы с информацией  и принятия решений

Способность к самооценке, конструктивному анализу своих  действий и непрерывному повы­шению квалификации

Умение мыслить стратегически  и управлять в реальном масштабе времени

Искусство создания атмосферы  доверия, парт­нерства, единства целей  и действий


Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессио­нальную  работу в сложнейших условиях, когда: время все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информация может быть неполной и недостоверной; принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; персонал организации  может оказаться неготовым к  изменениям. Эти и другие факторы  предопределяют требования к специальным  знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы менеджерам:

•    Они должны уметь  обосновывать и принимать решения  в ситу­ациях, для которых характерны высокая динамичность и не­определенность.

•   Они должны знать  все, что связано с внешней  средой организации и происходящими  в ней изменениями.

•   Они должны иметь  четкое представление о том, как  развивается отрасль, в которой  работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере  проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области  техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию  и услуги отрасли.

•    Менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также  способов и приемов, с помощью  которых решаются проблемы.

•   Им необходимы знания и умения по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и  использованию.

•   Они должны владеть  методами планирования и прогнозирования  работы организации и постоянно  совершенствовать свое умение в использовании  современной информационной технологии и средств коммуникации.

•   Управляя другими  людьми, менеджеры должны знать, как  наи­лучшим образом использовать собственное  время и время, имеющееся в  распоряжении организации, для получения  наивысшего результата.

 

Вторая группа требований к профессиональной компетенции  менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять  самими собой. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют  с широким кругом лиц — коллегами, подчиненными, руководителями, высшими  администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и  организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного  предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры  должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие  и уважение со стороны тех, с кем  они вступают в контакт. Это прежде всего:

 

•    высокое чувство  долга и преданность делу;

 

•   честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

 

•   умение четко выражать свои мысли и убеждать;

 

•   уважительное и  заботливое отношение к людям  вне зависимости от их положения  в организационной иерархии;

 

•   способность быстро восстанавливать свои физические и  душевные силы и критически оценивать  собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые  опытные и квалифицированные  менеджеры, но настоящие профессионалы  вырабатывают умение сохранять при  этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

Информация о работе Основні ролі та функції менеджерів