Основні ролі та функції менеджерів

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена теме «Основные функции и роли менеджера». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Украина претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде все, сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности…………………….4
1.1. Требования к профессиональной компетенции менеджера…………………………4
1.2. Функции менеджера и их характеристика……………………………………………9
1.3. Особенности труда менеджера и его роли в организации…………………………11
Раздел 2. Развитие управленческого процесса в практике функционирования организации американского бизнеса………………………………………………………17
2.1. Особенности американского менеджмента…………………………………………17
2.2. Сравнительный анализ функций и ролевих аспектах японского и американского менеджмента……………………………………………………………………………………22
2.3. Управленческие роли Г.Минцберга на практике…………………………………...26
Раздел 3. Трансформация функций и ролей менеджера в условиях кризиса………30
3.1. Особенности планирования в период экономического кризиса…………………..30
3.2. Трансформация функций руководителя в новых условиях………………………..35
Заключение………………………………………………………………………………….....38
Список литературы…………………………..………………………………………………40

Файлы: 1 файл

курсовик менеджмент.docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.2. Функции менеджера и их характеристика

 

« Управлять –  значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать»

Анри Файоль

Существует применимый к  любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. В настоящее время  в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Можно лишь сказать, что нет единого мнения по вопросу о том, что это за управленческие функции. Большинство  экспертов в области управления принимают следующее определение.

 УПРАВЛЕНИЕ - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Управление как таковое  является и стимулирующим элементом  социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И, наконец, именно управление в большей степени, чем  что-либо другое, объясняет самый  значимый феномен нашего века: взрыв  образования. Чем больше имеется  высокообразованных людей, тем в  большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие  образование выше средне школьного, во всех развитых странах мира в  Соединенных Штатах эта цифра  составляет более 90% - проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых  организаций и не смогут жить и  зарабатывать себе на жизнь вне организаций».

В современном  понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных  функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

 Таким образом, планирование, организация, мотивация и контроль  представляют собой четыре основные  функции менеджера. 

 Рассмотрим каждую  из них несколько подробнее. 

ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

4. Где мы находимся  в настоящее время?

5. Куда хотим двигаться?

6. Как мы собираемся  сделать это?

Посредством планирования руководство  стремится установить основные направления  усилий и принятия решений, которые  обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство  обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации  не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации  прекращают существование после  достижения цели, ради которой они  первоначально создавались, многие стремятся продлить существование  как можно дольше. Поэтому они  заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде  или ошибок в суждениях, события  могут разворачиваться не так, как  это предвидело руководство при  выработке планов. Поэтому планы  необходимо пересматривать, чтобы они  согласовывались с реальностью.

ОРГАНИЗАЦИЯ. Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

МОТИВАЦИЯ. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

 Исследования в области  поведенческих наук продемонстрировали  несостоятельность чисто экономического  подхода. Руководители узнали, что  мотивация, т.е. создание внутреннего  побуждения к действиям, является  результатом сложной совокупности  потребностей, которые постоянно  меняются.

 В настоящее время  мы понимаем, что для того, чтобы  мотивировать своих работников  эффективно руководителю следует  определить, каковы же на самом  деле эти потребности, и обеспечить  способ для работников удовлетворять  эти потребности через хорошую  работу.

КОНТРОЛЬ. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля: Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.[6]

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности труда менеджера и его роли в организации

 

Менеджеру принадлежит ведущее  место в выполнении задач управления. Он отвечает за работу конкретного  подразделения или организации  в целом, имеет в своем подчинении конкретный коллектив работников, наделенный правами и полномочиями. Он выбирает оптимальные варианты управленческих решений и организует их решения.

Процесс организации работы менеджера осуществляется на той  же основе, что и организация труда  всего коллектива. Организация труда  базируется на общественных законах (закон  разделения труда, закон кооперации труда, закон перемены труда и  проч.) и субъективных организационных  принципах (принцип ритмичности, принцип  пропорциональности, принцип непрерывности  и др.).. Но в методах организаций  управленческого труда есть и  особенности, вытекающие из специфики  процессов управления организацией. Они обусловлены выделением управленческого  труда от труда исполнительного, который является формой проявления разделения труда в обществе.

Труд менеджера участвует  в создании материальных ценностей  косвенно и напрямую, через организацию  труда других работников. А предметом  труда менеджера и специалиста  являются не материальные элементы производства, рабочих, а информация.[2]

Содержанием организации  труда менеджера является научно обоснованные решения таких вопросов, как распределение и кооперация труда работников в масштабе подразделения  или предприятия в целом, выбор  рациональной системы и методов  работы, подбор и расстановка персонала, организация рабочих мест и создание эффективной производственной среды  для работников, использование средств  механизации управленческих работ. Их конкретное решение определяется методами и стилем руководства менеджера, его общеобразовательным и профессионально-квалификационным уровнем, совершенствование которого является одной из важнейшей задачей.

Организация труда менеджера  напрямую связана с использованием им своего рабочего времени на выполнение отдельных трудовых процессов. Осуществляя  руководство работой организации  менеджеру необходимо:

 

– систематически участвовать  в решении производственных задач;

 – решать вопросы,  которые предусмотрены должностными  полномочиями;

 – регулярно общаться  с людьми, получать от них и  передавать им необходимую управленческую  информацию.

 

Всю работу по организации  рабочего места менеджера и других работников, а также их ротации, продвижению  и финансовым вопросам может взять  на себя компания, предлагающая такую  услугу, как аутстаффинг персонала. В этом случае, менеджер или любой  другой работник будет находиться и  числиться в штате другой компании, а фактическое место его работы останется прежним.

Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры  играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами, тоже не идентичны.

Организация не может существовать без менеджеров, и для этого  существует ряд причин:

- менеджеры обеспечивают  выполнение организацией его  основного предназначения;

- менеджеры проектируют  и устанавливают взаимодействие  между отдельными операциями  действиями, выполняемыми в организации;

- менеджеры разрабатывают  стратегии поведения организации  в изменяющемся окружении;

- менеджеры обеспечивают  служение организации интересам  тех лиц и учреждений, которые  контролируют организацию;

- менеджеры являются основным  информационным звеном связи  организации с окружением;

- менеджеры несут формальную  ответственность за результаты  деятельности организации;

- менеджеры официально  представляют организацию в церемониальных  мероприятиях.[1]

Являясь субъектом осуществления  управленческой деятельности, менеджеры  играют ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три  ключевые роли.                                                                                                                                        Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п.

Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и  внешней среде, распространяет ее в  виде фактов и нормативных установок  и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации.

В-третьих, менеджер выступает  в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации  на достижение целей, координирующего  их усилия и, наконец, выступающего в  качестве представителя организации. Менеджер должен быть менеджером, за которым  люди готовы идти, идеям которого они  готовы верить.

В зависимости от позиции  менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых  функций данные роли могут быть присущи  им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно  принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

Раздел 2. Развитие управленческого процесса  в практике функционирования  организации американского бизнеса

2.1. Особенности американского менеджмента

 

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления

Информация о работе Основні ролі та функції менеджерів