Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование основных форм корпоративной интеграции и их место в международном бизнесе.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие международного бизнеса.
2. Исследовать формы корпоративной интеграции в международном бизнесе.
Введение. 3
1. Международный бизнес. Интеграционные корпоративные структуры в международном бизнесе. 5
1.1. Международный бизнес. 5
1.2. Интеграционные корпоративные структуры в международном бизнесе. 8
2. Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе. 11
2.1. Международный стратегический альянс (МСА). 12
2.2. Многонациональные компании (МНК). 16
3. Существующие современные формы МСА и МНК. 19
3.1. Формы МСА. 19
3.1.1. Функциональные и неформальные соглашения. 21
3.1.2. Альянсы с долевым участием. 22
3.1.3. Совместные предприятия. 22
3.1.4. Международные альянсовые сети. 23
Одной из наиболее заметных тенденций в последнее время стало формирование организациями альянсовых сетей. 23
3.2. Формы МНК. 24
3.2.1. Финансово – промышленные группы США. 25
3.2.2. Финансово – промышленные группы Японии. 26
3.2.3. Финансово – промышленные группы России. 26
Заключение. 28
Список используемой литературы. 29
Приложения. 30
Рассмотрим эти факторы, которые, в отличие от фона (косвенных), являются прямыми экономическими.
С помощью международной интеграции компании достигают следующие цели:
Следовательно, международная интеграция выступает стратегической целью и путем обретения устойчивости компаний в бурном мире бизнеса.
При глобализации возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, и происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке.
На региональном и межгосударственном уровнях интеграционные процессы постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях.
Интеграционная хозяйственная деятельность получает мощный импульс развития на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание, либо за рыночное лидерство. Создание корпоративных структур различной степени интегрированности и установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран — одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия.
Фирмы, сотрудничая между собой, все чаще образуют стратегические альянсы. С середины 1980-х гг. их число в мире ежегодно возрастало более чем на 25%. 6% всех доходов, получаемых 1000 крупнейших корпораций США, приходится на альянсы, что в четыре раза превысило показатель 1987 г [2; 54-65].
В последнее десятилетие проявилось стремление к более глубокой интеграции в мощном всплеске сделок по слиянию фирм и банков в США, Европе и Азии, причем с точки зрения, как количества слияний, так и их объема. К числу наиболее известных примеров можно отнести недавние объединения банковских групп Citibank и Travellers, телекоммуникационных компаний WorldCom и MCI, автогигантов Daimler и Chrysler, нефтяных компаний British Petroleum и Атосо. Важной особенностью таких сделок и соглашений является их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация.
В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, достаточно гибкие формы международной корпорации, к числу которых относятся:
Многонациональная компания (МНК) – наиболее «жесткая» форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/ или других способах корпоративного контроля.
Международный стратегический альянс (МСА) – долговременное соглашение между фирмами разных стран о сотрудничестве при сохранении их полной самостоятельности.
Совместное предприятие (СП) – фирма, созданная путем объединения капиталов из двух и более стран.
Холдинг (холдинговая компания – ХК) – это сообщество нескольких фирм, в том числе разнородных, но имеющих общих собственников (хозяев).
Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это объединение нескольких фирм, включая производственные и финансовые, имеющих общих руководителей и собственников.
Кроме корпоративных объединений имеются иные формы интеграции в международном бизнесе.
Лицензионный договор — передача использования авторского права, патента, товарного знака от одной фирмы к другой;
Сопроизводство — изготовление комплексного изделия или его компонентов различными фирмами;
Контракт-менеджмент — передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;
Франчайзинг — выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;
В разделах этой главы будут
рассматриваться основные формы
организации международного бизнеса
– интегрированным
Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, предусматривающее совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.
Международный стратегический альянс (МСА) позволяет фирмам, сохраняя при этом свою независимость, использовать ряд преимуществ корпоративных структур.
В широком смысле к МСА относятся функциональные соглашения (например, по совместным НИОКР, развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах как с созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия).
Следовательно, МСА являются функциональными структурами, основанными на формальном или неформальном договоре. Организации-учредители осуществляют совместное управление и контроль за совместной деятельностью.
Международный стратегический альянс отличает:
Международные стратегические альянсы исторически предшествовали национальным. Наряду с этим, на пути к созданию общего рынка в странах Европейского Союза возникла гибридная форма международных и национальных альянсов. Ведущие национальные фирмы Европы вступили в консорциумы, чтобы совместно реагировать на вызов, брошенный конкурентами из США и Японии. Примером внутриевропейского межфирменного сотрудничества явился ряд совместных научно-технических программ, в том числе ESPRIT (информационные технологии), BRITE (новые материалы), RACE (телекоммуникации) [8].
Согласно исследованию, проведенному американским экономистом Дж. Мюрреем на основе базы данных «Wall Street Journal», в 1989-1992 годах фирмами США были образованы 778 стратегических альянсов, из которых 61% были международными; то есть были созданы между американскими и иностранными фирмами. При классификации по странам и регионам примерно 57% из общего числа альянсов составляли соглашения между американскими фирмами, с одной стороны, и западноевропейскими либо японскими, с другой (примерно в равной пропорции). Самый неожиданный и «выдающийся», по словам Мюррея, феномен конца 1980-х — начала 1990-х гг. — рост числа МСА с участием российских фирм: за исследуемый период примерно 10% всех МСА, созданных американскими фирмами, приходилось на союзы с участием российских партнеров [3;60].
Стратегическая значимость альянса для участников достигается за счет межорганизационных соглашений, которые:
С точки зрения мотивации создания союзов фирм, в прошлом, зачастую были ограниченными. В качестве цели могло ставиться достижение определенных объемов продаж на рынках отдельных товаров. Начиная с 1980-х гг. при создании альянсов компании все чаще ставят перед собой более глубоко идущие цели. Путем сотрудничества фирма-участник может внедриться на новые рынки, получить доступ к новым технологиям, обеспечить экономию за счет «эффекта масштаба», преодолеть государственные и инвестиционные барьеры.
МСА стали жизненно важным
элементом организационной
Вне зависимости от формы и структуры всем альянсам присуща определенная интеграция между партнерами — в меньшей степени, чем при поглощении или слиянии, но в большей, чем при простых отношениях купли-продажи. Именно на этой стороне альянсов акцентирует внимание М. Портер, определяя их как «долгосрочные соглашения между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния фирм» [9;86].
Международные межорганизационные соглашения, для того чтобы их можно было классифицировать как МСА, должны обладать такими свойствами:
Ни один из партнеров по альянсу не может контролировать процесс принятия стратегических решений по широкому кругу проблем бизнеса другим партнером (партнерами). В противном случае альянс перерастает в более интегрированную форму кооперации — финансово-промышленную группу с доминирующей ролью головной компании.
МСА играют заметную роль в жизнедеятельности ключевых отраслей мировой экономики. Это наглядно видно на примере распределения по отраслям МСА, базирующихся в США [9]:
В производстве компьютеров, фармацевтике, автомобилестроении, аэрокосмической промышленности и сфере развлечений относительно высокая концентрация МСА объясняется тем, что компании ищут сотрудничества, для того чтобы снизить, характерных для этих отраслей, высоких издержек по входу в отрасль, высоких тарифных и/или нетарифных барьеров, значительных технологических и операционных рисков.
У многонациональных компании есть немало определений. Ниже приведены некоторые из них.
Многонациональная компания (МНК) является одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса. Такая компания использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами [10].
Давид Е. Лилиенталь определяет многонациональные корпорации (МНК) как «корпорации, являющиеся национальными по капиталу, но интернациональными по сфере своей деятельности, осуществляемой за рубежом в соответствии с местными законами и особенностями».
Несколько другое определение, основывающееся на характеристике общих результатов деятельности компании, дает Яир Ахарони: «Компания называется многонациональной, если она осуществляет свою деятельность в более чем одной стране и во все более расширяющихся объемах».
Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля[11;53].
Информация о работе Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе