Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование основных форм корпоративной интеграции и их место в международном бизнесе.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие международного бизнеса.
2. Исследовать формы корпоративной интеграции в международном бизнесе.

Содержание работы

Введение. 3
1. Международный бизнес. Интеграционные корпоративные структуры в международном бизнесе. 5
1.1. Международный бизнес. 5
1.2. Интеграционные корпоративные структуры в международном бизнесе. 8
2. Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе. 11
2.1. Международный стратегический альянс (МСА). 12
2.2. Многонациональные компании (МНК). 16
3. Существующие современные формы МСА и МНК. 19
3.1. Формы МСА. 19
3.1.1. Функциональные и неформальные соглашения. 21
3.1.2. Альянсы с долевым участием. 22
3.1.3. Совместные предприятия. 22
3.1.4. Международные альянсовые сети. 23
Одной из наиболее заметных тенденций в последнее время стало формирование организациями альянсовых сетей. 23
3.2. Формы МНК. 24
3.2.1. Финансово – промышленные группы США. 25
3.2.2. Финансово – промышленные группы Японии. 26
3.2.3. Финансово – промышленные группы России. 26
Заключение. 28
Список используемой литературы. 29
Приложения. 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 508.32 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим эти факторы, которые, в отличие от фона (косвенных), являются прямыми экономическими.

  • Бурный рост информационных технологий связан с активным развитием компьютерной техники, Интернет-сети и телекоммуникаций. Все это привело к резкой интенсификации обмена знаниями по самому широкому кругу вопросов.
  • Преодоление таможенных барьеров как второй фактор интеграции связан со становлением международного рынка товаров и услуг. Правительства подавляющего большинства стран последовательно снижают таможенные препятствия по отношению к инвестициям и торговле.
  • Рост значения Всемирной торговой организации выступает третьим экономическим фактором международной интеграции. Международные соглашения создают организационную и правовую основу для сотрудничества, способствуют тенденциям к производственной унификации и технологическому взаимопроникновению национальных экономик.

С помощью международной интеграции компании достигают следующие цели:

  1. Доступ к новым рынкам, главным образом через своих зарубежных партнеров.
  2. Доступ к новым ресурсам в странах-партнерах. Виды ресурсов могут быть самыми разнообразными – трудовые, природные, финансовые, технологические, информационные, материальные, организационные и др.
  3. Достижение конкурентных преимуществ на новом рынке.
  4. Рост производства за счет снижения затрат, увеличения экономики и повышения прибыли.
  5. Снижение рисков путем приобретения новых устойчивых форм деятельности.

Следовательно, международная интеграция выступает стратегической целью и путем обретения устойчивости компаний в бурном мире бизнеса.

При глобализации возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, и происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке.

На региональном и межгосударственном уровнях интеграционные процессы постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях.

Интеграционная хозяйственная деятельность получает мощный импульс развития на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание, либо за рыночное лидерство. Создание корпоративных структур различной степени интегрированности и установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран — одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия.

Фирмы, сотрудничая между собой, все чаще образуют стратегические альянсы. С середины 1980-х гг. их число в мире ежегодно возрастало более чем на 25%. 6% всех доходов, получаемых 1000 крупнейших корпораций США, приходится на альянсы, что в четыре раза превысило показатель 1987 г [2; 54-65].

В последнее десятилетие проявилось стремление к более глубокой интеграции в мощном всплеске сделок по слиянию фирм и банков в США, Европе и Азии, причем с точки зрения, как количества слияний, так и их объема. К числу наиболее известных примеров можно отнести недавние объединения банковских групп Citibank и Travellers, телекоммуникационных компаний WorldCom и MCI, автогигантов Daimler и Chrysler, нефтяных компаний British Petroleum и Атосо. Важной особенностью таких сделок и соглашений является их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация.

2. Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе.

В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, достаточно гибкие формы международной корпорации, к числу которых относятся:

Многонациональная компания (МНК) –  наиболее «жесткая» форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/ или других способах корпоративного контроля.

Международный стратегический альянс (МСА) – долговременное соглашение между фирмами разных стран о сотрудничестве при сохранении их полной самостоятельности.

Совместное  предприятие (СП) – фирма, созданная путем объединения капиталов из двух и более стран.

Холдинг (холдинговая компания – ХК) – это сообщество нескольких фирм, в том числе разнородных, но имеющих общих собственников (хозяев).

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это объединение нескольких фирм, включая производственные и финансовые, имеющих общих руководителей и собственников.

Кроме корпоративных объединений  имеются иные формы интеграции в международном бизнесе.

Лицензионный  договор — передача использования авторского права, патента, товарного знака от одной фирмы к другой;

Сопроизводство — изготовление комплексного изделия или его компонентов различными фирмами;

Контракт-менеджмент — передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента;

Франчайзинг — выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки;

В разделах этой главы будут  рассматриваться основные формы  организации международного бизнеса  – интегрированным корпоративным  структурам, реализующим стратегические цели бизнеса. В разделе 2.1 рассмотрим международные стратегические альянсы, под которыми понимаются соглашения двух или более компаний-участников, предусматривающие совместное принятие решений, а также управление и координацию стратегически важных направлений международной деловой активности каждого из партнеров для реализации совместных целей. А в разделе 2.2 перейдем к рассмотрению более интегрированных форм международной кооперации, основанных на механизме акционерного участия, — многонациональным компаниям. Большинство таких компаний на деле представляют собой финансово-промышленные объединения фирм различных отраслей экономики.

2.1. Международный стратегический альянс (МСА).

Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, предусматривающее совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.

Международный стратегический альянс (МСА) позволяет фирмам, сохраняя при этом свою независимость, использовать ряд преимуществ корпоративных структур.

В широком смысле к МСА  относятся функциональные соглашения (например, по совместным НИОКР, развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения об участии в активах как с созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия).

 Следовательно, МСА являются функциональными структурами, основанными на формальном или неформальном договоре. Организации-учредители осуществляют совместное управление и контроль за совместной деятельностью.

Международный стратегический альянс отличает:

  • происхождение партнеров из двух различных стран;
  • стратегическая значимость для каждого партнера.

Международные стратегические альянсы исторически предшествовали национальным. Наряду с этим, на пути к созданию общего рынка в странах Европейского Союза возникла гибридная форма международных и национальных альянсов. Ведущие национальные фирмы Европы вступили в консорциумы, чтобы совместно реагировать на вызов, брошенный конкурентами из США и Японии. Примером внутриевропейского межфирменного сотрудничества явился ряд совместных научно-технических программ, в том числе ESPRIT (информационные технологии), BRITE (новые материалы), RACE (телекоммуникации) [8].

Согласно исследованию, проведенному американским экономистом Дж. Мюрреем на основе базы данных «Wall Street Journal», в 1989-1992 годах фирмами США были образованы 778 стратегических альянсов, из которых 61% были международными; то есть были созданы между американскими и иностранными фирмами. При классификации по странам и регионам примерно 57% из общего числа альянсов составляли соглашения между американскими фирмами, с одной стороны, и западноевропейскими либо японскими, с другой (примерно в равной пропорции). Самый неожиданный и «выдающийся», по словам Мюррея, феномен конца 1980-х — начала 1990-х гг. — рост числа МСА с участием российских фирм: за исследуемый период примерно 10% всех МСА, созданных американскими фирмами, приходилось на союзы с участием российских партнеров [3;60].

Стратегическая значимость альянса для участников достигается  за счет межорганизационных соглашений, которые:

  • компенсируют слабые стороны или создают конкурентные преимущества участников;
  • соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров;
  • имеют целенаправленные «рациональные цели для связей одной фирмы с другой»[8;82].

С точки зрения мотивации  создания союзов фирм, в прошлом, зачастую были ограниченными. В качестве цели могло ставиться достижение определенных объемов продаж на рынках отдельных товаров. Начиная с 1980-х гг. при создании альянсов компании все чаще ставят перед собой более глубоко идущие цели. Путем сотрудничества фирма-участник может внедриться на новые рынки, получить доступ к новым технологиям, обеспечить экономию за счет «эффекта масштаба», преодолеть государственные и инвестиционные барьеры.

МСА стали жизненно важным элементом организационной структуры  компаний, устойчивое преимущество которых в возрастающей степени зависит не только от способности оптимального использования внутренних ресурсов для реализации стратегических целей, но и от характера отношений с партнерами, являющимися настоящими или потенциальными конкурентами.

Вне зависимости от формы  и структуры всем альянсам присуща  определенная интеграция между партнерами — в меньшей степени, чем при поглощении или слиянии, но в большей, чем при простых отношениях купли-продажи. Именно на этой стороне альянсов акцентирует внимание М. Портер, определяя их как «долгосрочные соглашения между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния фирм» [9;86].

Международные межорганизационные соглашения, для того чтобы их можно было классифицировать как МСА, должны обладать такими свойствами:

    • На создание ценности должна быть направлена комбинация ресурсов партнеров, общая величина которой превышала бы ценность, созданную при раздельном использовании ресурсов.
    • После формирования альянса, две или более организации, объединенные для реализации согласованных целей, остаются независимыми.
    • Фирмы-партнеры совместно делят выгоды от функционирования альянса и осуществляют совместный контроль.
    • Оказание постоянной поддержки организациями-партнерами одному или нескольким стратегическим направлениям деятельности альянса.

Ни один из партнеров по альянсу не может контролировать процесс принятия стратегических решений по широкому кругу проблем бизнеса другим партнером (партнерами). В противном случае альянс перерастает в более интегрированную форму кооперации — финансово-промышленную группу с доминирующей ролью головной компании.

МСА играют заметную роль в жизнедеятельности ключевых отраслей мировой экономики. Это наглядно видно на примере распределения по отраслям МСА, базирующихся в США [9]:

  • производство компьютеров — 7,3%;
  • фармацевтика — 6,8%;
  • добывающая промышленность — 5,9%;
  • автомобилестроение — 5,4%;
  • продукты питания и напитки — 4,6%;
  • аэрокосмическая промышленность — 4,1%;
  • металлургия — 4,0%;
  • телекоммуникации — 8,0%;
  • индустрия развлечений — 6,2%;
  • финансы — 5,3%;
  • производство программных продуктов — 2,6%;
  • электроэнергетика, газо- и водоснабжение — 1,9%.

В производстве компьютеров, фармацевтике, автомобилестроении, аэрокосмической  промышленности и сфере развлечений  относительно высокая концентрация МСА объясняется тем, что компании ищут сотрудничества, для того чтобы  снизить, характерных для этих отраслей, высоких издержек по входу в отрасль, высоких тарифных и/или нетарифных барьеров, значительных технологических  и операционных рисков.

2.2. Многонациональные компании (МНК).

У многонациональных компании есть немало определений. Ниже приведены  некоторые из них.

Многонациональная компания (МНК) является одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса. Такая компания использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами [10].

Давид Е. Лилиенталь определяет многонациональные корпорации (МНК) как «корпорации, являющиеся национальными по капиталу, но интернациональными по сфере своей деятельности, осуществляемой за рубежом в соответствии с местными законами и особенностями».

Несколько другое определение, основывающееся на характеристике общих результатов деятельности компании, дает Яир Ахарони: «Компания называется многонациональной, если она осуществляет свою деятельность в более чем одной стране и во все более расширяющихся объемах».

Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля[11;53].

Информация о работе Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе