Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование основных форм корпоративной интеграции и их место в международном бизнесе.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие международного бизнеса.
2. Исследовать формы корпоративной интеграции в международном бизнесе.
Введение. 3
1. Международный бизнес. Интеграционные корпоративные структуры в международном бизнесе. 5
1.1. Международный бизнес. 5
1.2. Интеграционные корпоративные структуры в международном бизнесе. 8
2. Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе. 11
2.1. Международный стратегический альянс (МСА). 12
2.2. Многонациональные компании (МНК). 16
3. Существующие современные формы МСА и МНК. 19
3.1. Формы МСА. 19
3.1.1. Функциональные и неформальные соглашения. 21
3.1.2. Альянсы с долевым участием. 22
3.1.3. Совместные предприятия. 22
3.1.4. Международные альянсовые сети. 23
Одной из наиболее заметных тенденций в последнее время стало формирование организациями альянсовых сетей. 23
3.2. Формы МНК. 24
3.2.1. Финансово – промышленные группы США. 25
3.2.2. Финансово – промышленные группы Японии. 26
3.2.3. Финансово – промышленные группы России. 26
Заключение. 28
Список используемой литературы. 29
Приложения. 30
Все современные МНК представляют
из себя международные финансово-
Структура и характер деятельности интегрированных объединений в различных странах обнаруживают как схожие черты, так и заметные отличия.
В приложении 2, в таблице 3.1. сведены основные характеристики ФПГ различных стран, акцент сделан на формы привлечения капитала, механизм корпоративного управления и преобладающий тип интеграции предприятий, входящих в ФПГ.
В США финансово-промышленные группы формировались в условиях развитой рыночной системы, сформировавшегося рынка капитала, широкого доступа как крупных инвесторов, так и мелких вкладчиков к фондовым инструментам. Высокий уровень и темпы развития промышленности и сложившаяся конкурентная рыночная среда позволили корпорациям эффективно наращивать капитал за счет эмиссии акций. Банки же при этом играли вспомогательную роль, выступая в роли финансово-расчетных агентов и не принимая участия в управлении корпорациями. Этому немало способствовало антимонопольное законодательство США, которое первоначально препятствовало сращиванию банковского капитала с промышленным. Начиная с 1960-х-1970-х гг. в США происходит постепенное смягчение ограничений, накладываемых на роль банков при формировании ФПГ. В результате, сформировавшиеся к настоящему времени несколько сотен крупнейших МНК являются основой американской экономики, причем на долю 100 ведущих приходится от 50 до 60% ВНП [20].
В США сложилось два
основных типа МНК в форме финансово-
Корпорация Еххоn является вертикально интегрированной структурой, основные предприятия группы специализированы на различных стадиях цикла нефте- и газопереработки: разведка и добыча сырой нефти и натурального газа, международные перевозки нефти и нефтепродуктов посредством трубопроводов и танкерного флота, переработка сырой нефти и природного газа, оптово-розничная продажа продуктов нефтепереработки (различные виды топлива и масел). В то же время, одновременно с основным направлением корпорация владеет нефтехимическими предприятиями в США, Канаде и Европе, производящими полимеры и пластмассы, растворители, резины, смазки, сельскохозяйственные удобрения. Также в структуру МНК входит несколько энергетических предприятий других подотраслей, занимающихся добычей и переработкой угля, урана, горючих сланцев [21].
Основу экономики Японии на сегодняшний день составляют шесть крупнейших ФПГ: Mitsubishi, Sumitomo, Mitsui, Fuji, Dai-ichi Kangyo и Sanwa. Совокупный объем продаж шести групп-гигантов составляет около 15% ВНП страны.
Японские ФПГ представляют
собой неиерархические
Производственные предприятия также связаны взаимным участием в капитале друг друга, а также специфическим финансированием с участием головного банка группы («кэйрецу-финансирование»). Структура взаимного участия японской ФПГ представлен в приложении 5. Такая корпоративная структура японских ФПГ сложилась в процессе реконструкции экономики по окончании Второй мировой войны, при этом приоритетное развитие получила банковская система.
Процессы финансово-
Участниками процесса создания
ФПГ являются промышленные предприятия,
финансовые структуры и государство,
реализующие свои цели и интересы:
– государство рассчитывает преодолеть
негативные тенденции развития экономики
и повысить ее эффективность; – предприятия
желают повысить свои способности к
выживанию в новых условиях и
конкурентоспособность своей
Российские финансово-
Возникшие групповые структуры отличаются иерархическим типом построения. Большая часть групп сформировалась вокруг промышленных или торговых предприятий, такие ФПГ отличает вертикальная интеграция в рамках одной отрасли.
Другие ФПГ были образованы банками в результате приобретения крупных пакетов акций на залоговых и денежных аукционах, такие группы оказываются горизонтально интегрированными объединениями, либо конгломератами, включающими в себя предприятия несвязанных между собой отраслей.
В данной курсовой работе предполагалось
рассмотреть международный
Рассмотрев понятие
Примерное определение международного бизнеса можно сформулировать так: «Международный бизнес — это деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах».
Исследовав основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе, я выяснила, что таких форм существует немалое количество. В своей работе, я дала определение существующим формам, но более подробно рассмотрела только две: международные стратегические альянсы и многонациональные компании.
Я рассмотрела международные стратегические альянсы с видами формальных и неформальных соглашений, лежащих в их основе, формам организации стратегических альянсов, а также более углубленно излагаются особенности механизма их формирования, а так же дала общие представления о многонациональных компаниях и финансово-промышленных группах, осветила их фундаментальное значение в современном международном бизнесе.
Приложение 1.
Страновый бизнес |
Международный бизнес |
1.Цель – извлечение прибыли посредством использования конкурентных преимуществ в системе «НИОКР – производство – продажи – сервис» в условиях данной страны и ее рынков |
1. Цель - извлечение прибыли посредством использования (в интересах получения конкурентных преимуществ) возможностей разных стран и регионов и работы на рынках различных стран и регионов. |
Отличие международного менеджмента — широта возможностей | |
2. Средства: расширение рынков, использование более выгодных ресурсов, использование законодательных, политических и социальных возможностей внутри страны |
2. Средства: расширение рынков, использование более выгодных ресурсов, использование законодательных, политических и социальных возможностей в ряде стран, а также с использованием |
Не наблюдается принципиальных отличий | |
3. Объем, рост и сложность бизнеса варьируется в зависимости от охвата им разных этапов системы «НИОКР – производство – продажи – сервис» и от диверсификации бизнеса внутри страны |
3. Объем, рост и сложность международного бизнеса варьируются в зависимости от: числа стран пребывания; глубины вовлечения каждой страны в систему «НИОКР – производство – продажи – сервис» фирмы |
Не наблюдается принципиальных отличий | |
4. Бизнес работает во внутристрановой (мононациональной) культурной среде, и национальная культурная составляющая не играет роли в бизнесе |
4. Международный бизнес работает в разных культурных средах, и его эффективность в большей или меньшей мере зависит от национальной культурной составляющей |
Принципиальное отличие международного менеджмента — возможность эффективного использования «культурного фактора» практически в любой сфере управления. | |
5.Бизнес имеет возможность использовать все лучшее внутри страны: ограничение возможностей возможностями страны |
5. Международный бизнес имеет возможность использовать мировую глобализацию: не ограниченные страновыми границами возможности |
Принципиально важен тот факт, что бизнес-менеджмент, став международным, преодолевает ограничения уровня развития страны | |
6. Бизнес как система, ориентированная на извлечение прибыли из использования знаний |
6. Бизнес как система, ориентированная на извлечение прибыли из использования знаний |
Не наблюдается принципиальных отличий |
Таблица составлена автором, на основе таблицы из источника 3 в списке литературы.
Приложение 2.
Страна |
Источник |
Механизм трансформации капитала |
Тип акционерной структуры |
Ядро ФПГ |
Тип головной холдинговой компании |
США |
Независимые частные инвесторы |
Фондовый рынок |
Иерархия |
Банк |
Банковская ХК |
Промышленная корпорация |
Смешанная либо чистая ХК | ||||
Германия |
Независимые частные инвесторы |
Банковская система |
Иерархия с элементами перекрестного участия |
Банк |
Банковская ХК |
Промышленная корпорация |
Смешанная либо чистая ХК | ||||
Япония |
Государство |
Банковская система |
Этархия |
Банк |
Отсутствует |
Южная Корея |
Семейный капитал |
Прямые инвестиции |
Иерархия |
Торгово-промышленные компании |
Смешанная ХК |
Россия |
Государство |
Ваучерная приватизация, инвестиционные конкурсы. |
Иерархия |
Промышленное либо торговое предприятие |
Смешанная ХК |
Залоговые аукционы |
Иерархия |
Банк |
Чистая ХК |
[3; таблица 3.1]
Приложение 3.
Классификация межфирменных соглашений.
Рисунок 3.3. [3;87]
Приложение 4.
Примеры современных MAC
а) Структура сети Sun б) Структура сети Hewiett -Packard
Рисунок 3.5. [3;91]
Приложение 5.
Структура взаимного участия японской финансово-промышленной группы.
Рисунок 3.2. [3;71]
Информация о работе Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе