Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование основных форм корпоративной интеграции и их место в международном бизнесе.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие международного бизнеса.
2. Исследовать формы корпоративной интеграции в международном бизнесе.

Содержание работы

Введение. 3
1. Международный бизнес. Интеграционные корпоративные структуры в международном бизнесе. 5
1.1. Международный бизнес. 5
1.2. Интеграционные корпоративные структуры в международном бизнесе. 8
2. Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе. 11
2.1. Международный стратегический альянс (МСА). 12
2.2. Многонациональные компании (МНК). 16
3. Существующие современные формы МСА и МНК. 19
3.1. Формы МСА. 19
3.1.1. Функциональные и неформальные соглашения. 21
3.1.2. Альянсы с долевым участием. 22
3.1.3. Совместные предприятия. 22
3.1.4. Международные альянсовые сети. 23
Одной из наиболее заметных тенденций в последнее время стало формирование организациями альянсовых сетей. 23
3.2. Формы МНК. 24
3.2.1. Финансово – промышленные группы США. 25
3.2.2. Финансово – промышленные группы Японии. 26
3.2.3. Финансово – промышленные группы России. 26
Заключение. 28
Список используемой литературы. 29
Приложения. 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 508.32 Кб (Скачать файл)

3.2. Формы МНК.

Все современные МНК представляют из себя международные финансово-промышленные объединения, которые включают в свою структуру головную компанию финансовой или производственной ориентации и многочисленные дочерние и ассоциированные фирмы (подразделения), которые работают в сфере промышленности, логистики, торговли и маркетинга, финансов, НИОКР и т. д., расположенные как в основной стране базирования МНК, так и за границей. Подобную форму интегрированной корпоративной структуры называют финансово-промышленной группой (ФПГ).

Структура и характер деятельности интегрированных объединений в  различных странах обнаруживают как схожие черты, так и заметные отличия.

В приложении 2, в таблице 3.1. сведены основные характеристики ФПГ различных стран, акцент сделан на формы привлечения капитала, механизм корпоративного управления и преобладающий тип интеграции предприятий, входящих в ФПГ.

3.2.1. Финансово – промышленные группы США.

В США финансово-промышленные группы формировались в условиях развитой рыночной системы, сформировавшегося рынка капитала, широкого доступа как крупных инвесторов, так и мелких вкладчиков к фондовым инструментам. Высокий уровень и темпы развития промышленности и сложившаяся конкурентная рыночная среда позволили корпорациям эффективно наращивать капитал за счет эмиссии акций. Банки же при этом играли вспомогательную роль, выступая в роли финансово-расчетных агентов и не принимая участия в управлении корпорациями. Этому немало способствовало антимонопольное законодательство США, которое первоначально препятствовало сращиванию банковского капитала с промышленным. Начиная с 1960-х-1970-х гг. в США происходит постепенное смягчение ограничений, накладываемых на роль банков при формировании ФПГ. В результате, сформировавшиеся к настоящему времени несколько сотен крупнейших МНК являются основой американской экономики, причем на долю 100 ведущих приходится от 50 до 60% ВНП [20].

В США сложилось два  основных типа МНК в форме финансово-промышленных групп:

  • МНК, сформированные вокруг промышленной корпорации.
  • МНК, сформированные вокруг банка.

Корпорация Еххоn является вертикально интегрированной структурой, основные предприятия группы специализированы на различных стадиях цикла нефте- и газопереработки: разведка и добыча сырой нефти и натурального газа, международные перевозки нефти и нефтепродуктов посредством трубопроводов и танкерного флота, переработка сырой нефти и природного газа, оптово-розничная продажа продуктов нефтепереработки (различные виды топлива и масел). В то же время, одновременно с основным направлением корпорация владеет нефтехимическими предприятиями в США, Канаде и Европе, производящими полимеры и пластмассы, растворители, резины, смазки, сельскохозяйственные удобрения. Также в структуру МНК входит несколько энергетических предприятий других подотраслей, занимающихся добычей и переработкой угля, урана, горючих сланцев [21].

3.2.2. Финансово – промышленные группы Японии.

Основу экономики Японии на сегодняшний день составляют шесть крупнейших ФПГ: Mitsubishi, Sumitomo, Mitsui, Fuji, Dai-ichi Kangyo и Sanwa. Совокупный объем продаж шести групп-гигантов составляет около 15% ВНП страны.

Японские ФПГ представляют собой неиерархические структуры  с широким распространением перекрестного владения акциями (взаимное участие). Основным звеном японской группы компаний, ядром, вокруг которого сформирована вся структура, является один из основных банков. Группа также включает в себя крупную торговую компанию («торговый дом»), страховое общество, инвестиционную компанию и одно или несколько вертикально интегрированных промышленных объединений [18].

Производственные предприятия  также связаны взаимным участием в капитале друг друга, а также специфическим финансированием с участием головного банка группы («кэйрецу-финансирование»). Структура взаимного участия японской ФПГ представлен в приложении 5. Такая корпоративная структура японских ФПГ сложилась в процессе реконструкции экономики по окончании Второй мировой войны, при этом приоритетное развитие получила банковская система.

3.2.3. Финансово – промышленные группы России.

Процессы финансово-промышленной интеграции (или интеграции финансового  и промышленного капитала) в России начали осуществляться в 1992-1993 годах  и продолжают достаточно активно  развиваться. Наиболее распространенной формой финансово-промышленной интеграции является создание финансово-промышленных групп (ФПГ).

Участниками процесса создания ФПГ являются промышленные предприятия, финансовые структуры и государство, реализующие свои цели и интересы: – государство рассчитывает преодолеть негативные тенденции развития экономики  и повысить ее эффективность; – предприятия  желают повысить свои способности к  выживанию в новых условиях и  конкурентоспособность своей продукции; – представители финансового  капитала (финансовые институты) хотят  повысить эффективность использования  финансовых ресурсов путем диверсификации их использования.

Российские финансово-промышленные группы находятся в начальной  стадии формирования и не все из них могут быть отнесены к категории МНК. Создание ФПГ шло путем приватизации и акционирования государственных предприятий, ранее составлявших основу экономики бывшего Советского Союза.

Возникшие групповые структуры  отличаются иерархическим типом  построения. Большая часть групп сформировалась вокруг промышленных или торговых предприятий, такие ФПГ отличает вертикальная интеграция в рамках одной отрасли.

Другие ФПГ были образованы банками в результате приобретения крупных пакетов акций на залоговых и денежных аукционах, такие группы оказываются горизонтально интегрированными объединениями, либо конгломератами, включающими в себя предприятия несвязанных между собой отраслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной курсовой работе предполагалось рассмотреть международный бизнес и исследовать основные формы  корпоративной интеграции в международном  бизнесе.

Рассмотрев понятие международного бизнеса я выяснила, что международный бизнес на рубеже XX-XXI вв. стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение практически, по сути дела, невозможно.

Примерное определение международного бизнеса можно сформулировать так: «Международный бизнес — это деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах».

Исследовав основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе, я выяснила, что таких форм существует немалое количество. В своей работе, я дала определение существующим формам, но более подробно рассмотрела только две: международные стратегические альянсы и многонациональные компании.

Я рассмотрела международные  стратегические альянсы с видами формальных и неформальных соглашений, лежащих в их основе, формам организации стратегических альянсов, а также более углубленно излагаются особенности механизма их формирования, а так же дала общие представления о многонациональных компаниях и финансово-промышленных группах, осветила их фундаментальное значение в современном международном бизнесе.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Ж.-П.Серван-Шрайбер. Ремесло предпринимателя. Пер. с франц. М.: Экономика, 1994
  2. Long Ranger Planning ,V.27, № 4,1994.
  3. Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия ≪Учебники для вузов≫).
  4. М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.:Дело,1995.704с.
  5. Мировая экономика и международный бизнес : учебное пособие / И. А. Филиппова. – Ульяновск : УлГТУ, 2008. – 168 с.
  6. Володько В.Ф. Международный менеджмент. Учебное пособие /В.Ф.Володько; БНТУ.- Минск: Амалфея, 2007
  7. Подробнее см.: Проблемы теории и практики управления.№4,1996; Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО), №8-9,1994; МэиМО,№2,1996.
  8. Multinational Strategic Alliances / Ed. by R. Culpun. –N.J., 1993.
  9. М. Портер. Международная конкуренция - М.: Международные отношения, 1993.
  10. Джон Д. Дэниелс, Ли Х. Радеба. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ., 6-е изд. – М.: Дело Лтд,1994.
  11. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.
  12. Экономика для инженера. В 2-х частях. Часть 1. Введение в экономическую Э40 теорию. Микроэкономика. Учебник / О.А. Басаргина, М.Г. Ермолаева, B.C. Коляго и др.; Под ред. Ю.А. Комарницкого, А.К. Сапора. — М.: Высшая школа, Доброе слово, 2001. 359 с.
  13. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. Котлер Ф. М.: 2010. — 211 с
  14. Герчикова И.Н.  Г41 Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501 с.
  15. Бухгалтерская (финансовая) отчетность : Учебное пособие по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / С. И. Пучкова . – М. : ФБК-ПРЕСС, 2001 . – 272 с.
  16. Системные основы экологического менеджмента : Учебное пособие для вузов по направлению "Экология и природопользование" и специальности "Природопользование", "Биоэкология" / В. И. Чернышов ; Ред. Ю. П. Козлов . – М. : РУДН, 2001 . – 341 с.
  17. Маркетинг. Под ред. Эриашвили Н.Д.  2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2001. — 623 с.
  18. Монден Я., Сибакава Р., Такаянага С., Нагао Т. (Ред.). Как работают японские предприятия: Пер. с англ. 1989. 264 с.
  19. Мильнер Б.З.  Теория организации: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – м.: ИНФРА-М, 2004. – 648 с.
  20. Е. В. Ленский, В. А. Цветков. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная интеграция: реальность и перспективы. — M.: АФПИ еженедельника ≪Экономика и жизнь≫, 1998.
  21. Arthur A. Thompson Jr., A..J. Strickland. Strategic Management: Concepts and Cases. 4-th ed. - Piano (TX): Business Publications, Inc., 1987.
  22. ГАЗЕТА «МОЯ ГАЗЕТА» ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ В РОССИИ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Ноябрь 27, 1996. №31

 

Приложения.

Приложение 1.

Страновый бизнес

Международный бизнес

1.Цель – извлечение прибыли посредством использования конкурентных преимуществ в системе «НИОКР – производство – продажи – сервис» в условиях данной страны и ее рынков

1. Цель - извлечение прибыли посредством использования (в интересах получения конкурентных преимуществ) возможностей разных стран и регионов и работы на рынках различных стран и регионов.

Отличие международного менеджмента — широта возможностей

2. Средства: расширение рынков, использование более выгодных ресурсов, использование законодательных, политических и социальных возможностей внутри страны

2. Средства: расширение рынков, использование более выгодных ресурсов, использование законодательных, политических и социальных возможностей в ряде стран, а также с

использованием межгосударственного  взаимодействия

Не наблюдается  принципиальных отличий

3. Объем, рост и сложность бизнеса варьируется в зависимости от охвата им разных этапов системы «НИОКР – производство – продажи – сервис» и от

диверсификации бизнеса  внутри страны

3. Объем, рост и сложность международного бизнеса варьируются в

зависимости от: числа стран  пребывания;

глубины вовлечения каждой страны в систему «НИОКР – производство – 

продажи – сервис» фирмы

Не наблюдается  принципиальных отличий

4. Бизнес работает во внутристрановой

(мононациональной) культурной  среде, и

национальная культурная составляющая не играет роли в бизнесе

4. Международный бизнес работает в разных культурных средах, и его эффективность в большей или меньшей

мере зависит от национальной культурной

составляющей

Принципиальное  отличие международного менеджмента  — возможность эффективного использования  «культурного фактора» практически  в любой сфере управления.

5.Бизнес имеет возможность использовать все лучшее внутри страны: ограничение

возможностей возможностями  страны

5. Международный бизнес имеет возможность использовать мировую глобализацию: не ограниченные страновыми границами возможности

Принципиально важен  тот факт, что бизнес-менеджмент, став международным, преодолевает ограничения  уровня развития страны

6. Бизнес как система, ориентированная на извлечение прибыли из использования знаний

6. Бизнес как система, ориентированная на извлечение прибыли из использования знаний

Не наблюдается  принципиальных отличий


Таблица составлена автором, на основе таблицы из источника 3 в  списке литературы.

Приложение 2.

Страна

Источник

Механизм трансформации  капитала

Тип акционерной  структуры

Ядро ФПГ

Тип головной холдинговой  компании

США

Независимые частные инвесторы

Фондовый рынок

Иерархия

Банк

Банковская ХК

Промышленная корпорация

Смешанная либо чистая ХК

Германия

Независимые частные инвесторы

Банковская система

Иерархия с элементами перекрестного участия

Банк

Банковская ХК

Промышленная корпорация

Смешанная либо чистая ХК

Япония

Государство

Банковская система

Этархия

Банк

Отсутствует

Южная Корея

Семейный капитал

Прямые инвестиции

Иерархия

Торгово-промышленные компании

Смешанная ХК

Россия

Государство

Ваучерная приватизация, инвестиционные конкурсы.

Иерархия

Промышленное либо торговое предприятие

Смешанная ХК

Залоговые аукционы

Иерархия

Банк

Чистая ХК


[3; таблица 3.1]

Приложение 3.

Классификация межфирменных соглашений.

Рисунок 3.3. [3;87]

Приложение 4.

Примеры современных MAC

а) Структура сети Sun       б) Структура сети Hewiett -Packard

 Рисунок 3.5. [3;91]


 

Приложение 5.

Структура взаимного участия  японской финансово-промышленной группы.

 Рисунок 3.2. [3;71]

 

 


Информация о работе Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе