Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование основных форм корпоративной интеграции и их место в международном бизнесе.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие международного бизнеса.
2. Исследовать формы корпоративной интеграции в международном бизнесе.

Содержание работы

Введение. 3
1. Международный бизнес. Интеграционные корпоративные структуры в международном бизнесе. 5
1.1. Международный бизнес. 5
1.2. Интеграционные корпоративные структуры в международном бизнесе. 8
2. Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе. 11
2.1. Международный стратегический альянс (МСА). 12
2.2. Многонациональные компании (МНК). 16
3. Существующие современные формы МСА и МНК. 19
3.1. Формы МСА. 19
3.1.1. Функциональные и неформальные соглашения. 21
3.1.2. Альянсы с долевым участием. 22
3.1.3. Совместные предприятия. 22
3.1.4. Международные альянсовые сети. 23
Одной из наиболее заметных тенденций в последнее время стало формирование организациями альянсовых сетей. 23
3.2. Формы МНК. 24
3.2.1. Финансово – промышленные группы США. 25
3.2.2. Финансово – промышленные группы Японии. 26
3.2.3. Финансово – промышленные группы России. 26
Заключение. 28
Список используемой литературы. 29
Приложения. 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 508.32 Кб (Скачать файл)

Многонациональные компании часто создают громоздкие и дорогие системы контроля своих глобальных операций и координации возникающих при этом разнообразных и зачастую противоречащих друг другу требований. По мере расширения задач координации и контроля, аппарат центральной штаб-квартиры становится все более громоздким и мощным, в то время как руководство отделений в отдельных странах становится просто передаточным звеном товаров и стратегии, разработанной в центре [4;414].

Многонациональная компания всегда является большим мегаполисом, действующим в различных странах. Поэтому национальные правительства  и парламенты в своих антимонопольных  законах регламентируют деятельность подобных компаний. Кроме того, такие  компании привлекают внимание международных  сообществ. Например, европейская организация  экономического сотрудничества разработала  кодекс поведения многонациональных  компаний, где одной из рекомендаций для них является соблюдение экономической  политики, проводимой в стране, и  невмешательства в политическую ситуацию [12;141].

Многонациональная компания, покидающая неспокойные страны, будет вынуждена, в конце концов, уйти отовсюду. Компания не должна покидать проблематичную страну, а лишь сокращать свое присутствие в ней [13;103].

Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля [15;53].

Современные многонациональные  компании имеют дочерние предприятия  в различных странах, ведут учет и составляют отчетность в соответствии с законодательством и в валюте стран пребывания. При составлении  консолидированной отчетности возникает  необходимость пересчета данных отчетности, составленной в местной  валюте, в единую валюту. Так, консолидированная  отчетность известной торговой фирмы  Маркс энд Спенсер составлена в фунтах стерлингов, хотя фирма имеет более 20 дочерних фирм в Великобритании, США, Испании, Франции, Канаде, Японии, Гонконге и других странах [15;260].

Многонациональным компаниям, возможно, придется создать несколько  подразделений по охране окружающей среды, но, поскольку это требует  затраты немалых финансовых средств, скорее всего одно такое подразделение  будет обслуживать целый регион или подрегион [16;48].

Роль многонациональных  компаний в слаборазвитых странах  проявляется в распространении  технологического и организационного прогресса, вызывая дальнейшее промышленное развитие. Однако в случае оттока капитала таких компаний, особенно из небольших  стран, перемещение его в другие страны может сильно сказаться на экономической ситуации нации. Например, многонациональные компании передвижением  своих заводов и фабрик могут  вызвать безработицу и социальное напряжение в стране, откуда они  перебазируют фирму. Кроме того, разновидность  капиталовложений, сложившаяся за десятилетия  в сельском хозяйстве и горном деле в слаборазвитых странах  не имела целей, обещающих в будущем  развитие экономики этих стран, хотя в настоящее время ситуация изменилась [12;141].

Во главе многонациональных  компаний обычно стоит руководство, имеющее определенную национальную принадлежность и осуществляющее международный  контроль. В то же время их отделения  не всегда официально признают факт национальной принадлежности, что делается с целью  создать видимость самостоятельности  на том рынке, где они действуют [17;9].

Формирование и развитие многонациональных компаний начались в Японии позднее, чем в США  и Европе. Только в последнее время  заметно увеличилось количество предприятий, открываемых японскими  корпорациями в зарубежных странах. Интернационализация производства охватывает не только развивающиеся  страны. Влияние японского управления в результате экспансии в промышленно  развитые страны значительно возросло [18].

В отличие от многонациональных  компаний, стремившихся приспособить продукты к местным условиям различных  стран, глобальные компании, добиваясь  гигантской экономии на издержках, предлагают стандартизованные продукты для  всего мира, формируя одинаковые вкусы  и традиции потребления в разных странах. Примеры глобальных компаний, чьи торговые марки известны во всем мире, а стандарт качества един для  любой страны, хорошо известны. Это  компании Coca-Cola и PepsiCo, McDonald s и Nestle, Motorola, Nokia, Sony, Samsung и др. Если в 1960 - е годы можно было с трудом набрать дюжину компаний, хотя бы частично подпадающих под понятие глобальные, то в настоящее время их насчитывается несколько сотен. Рост числа глобальных компаний, их филиалов и дочерних предприятий, разбросанных по всему миру, породил огромное количество примеров, когда выработанные в одних странах классические каноны науки управления не давали результата в других странах, когда система мотивации, блестяще зарекомендовавшая себя в одной части мира, приводила к острым социальным и управленческим конфликтам в другой [19].

3. Существующие современные формы МСА и МНК.

3.1. Формы МСА.

Основной движущей силой  возникновения МСА является интенсивная  глобальная конкуренция. Для того, чтобы не отстать от конкурентов, а даже их обогнать, фирме стоит

Чтобы не отстать от конкурентов и тем более обогнать их, фирме необходимо встать на путь постоянных инноваций, культивировать организационную гибкость в условиях растущей изменчивости внешней деловой среды, ограниченности ресурсов, рыночной неопределенности. В основе предпринимательства лежит развитие способности эффективного и гибкого использования имеющихся ресурсов и это является главным в логике МСА. Создание МСА является не случайным, в создании и быстром развитии партнерств в различных отраслях.

Подобно конкурентным силам, воздействующим на организацию, можно  выделить также потенциальные источники создания преимущества от сотрудничества, создаваемого посредством долгосрочных соглашений, основанных на отношениях доверия и приверженности партнеру. В соответствии с этим МСА можно подразделить на:

  • альянсы горизонтального типа;
  • альянсы вертикального типа;
  • альянсы по дистрибьюции;
  • родственные диверсифицированные альянсы;
  • перспективные диверсифицированные альянсы. [3;85]

МСА горизонтального  типа создаются с организациями, которые ведут деятельность на одной и той же стадии производственного процесса и/или производящими однородные товары или услуги.

МСА вертикального  типа заключаются с поставщиками комплектующих изделий или услуг для фирмы.

МСА с дистрибьюторами  или заказчиками предусматривают долгосрочное сотрудничество с дистрибьюторами или основными потребителями.

Родственные диверсифицированные  МСА создаются с организациями, производящими взаимодополняемые товары и услуги, и товары или услуги-заменители.

Перспективные диверсифицированные МСА создаются с организациями, оперирующими в первоначально несвязанных между собой отраслях, между которыми потенциально возможно (или уже происходит) размывание границ, как правило, вследствие инноваций.

3.1.1. Функциональные и неформальные соглашения.

На контрактном уровне в основе МСА лежат долгосрочные функциональные и неформальные соглашения. Смотри схему-рисунок в приложении 3.

Функциональные  соглашения представляют собой формальные соглашения без долевого участия партнеров или создания совместного предприятия. Альянсы в такой форме представляют собой проекты, решающих сотрудничать две или более компании по одному или нескольким направлениям деятельности. Новой организации не создается в рамках функциональных соглашений, а сотрудничество имеет ограниченный характер. Между сторонами происходит передача ресурсов для ведения совместной деятельности, но не происходит деление собственности или прибыли предприятия. Такие альянсы более гибкие, чем альянсы, построенные на основе СП (совместные предприятия) или долевого участия в активах: контракты могут быть относительно легко изменены, что позволяет переориентировать стратегию МСА в ответ на постоянные изменения глобальных рынков. С другой стороны, функциональные альянсы могут быть легко трансформированы в альянсы с долевым участием или СП.

Неформальные  соглашения представляют собой ассоциации по сотрудничеству, которые создаются двумя или более организациями и которые, к примеру, предусматривают негласную взаимодоговоренность между конкурентами в условиях олигополии (картельное соглашение). В отношении некоторых видов деятельности (ценообразование, продвижение товаров) подобные соглашения могут быть предметом антимонопольного разбирательства.

Организации часто должны делать выбор между самостоятельным  созданием новой технологии (продукции) и покупкой лицензии. Если лицензионные соглашения не предусматривают долгосрочной передачи технологии, продукции или опыта между партнерами, то они не являются стратегическими альянсами. Подобно простым договорам купли-продажи товаров, эти соглашения, как правило, не предполагают взаимной зависимости, совместного контроля менеджеров или долгосрочной поддержки развития производства продукции. Франчайзинг рассматривается как просто отношения, при которых фирма покупает лицензию на использование товарного знака и технологии у другой фирмы, тоже, как правило, относится к традиционным контрактам.

3.1.2. Альянсы с долевым участием.

Соглашения об участии  в активах без образования новой организации также называются соглашениями о долевом участии (включая соглашения об обмене акциями).

МСА с долевым участием представляют собой добровольные отношения  между двумя фирмами, при которых одна компания покупает долю другой фирмы, значительную для ведения совместной деятельности, но не превышающую величину контрольного пакета. Много примеров этой формы МСА можно найти в автомобилестроении и нефтедобывающей промышленности [3;88].

В альянсе с долевым участием партнеры обычно заключают несколько функциональных соглашений с тем, чтобы использовать взаимодополняющие способности партнеров.

Противники долевого участия говорят о дороговизне и риске данной организационной формы как средства познания компании-партнера. По мнению бывшего управляющего Siemens, никогда долевое участие не заменит хорошо составленного функционального соглашения [20;89].

3.1.3. Совместные предприятия.

Соглашения об участии  в активах с образованием новой  организации представляют собой  совместные предприятия (СП). СП обеспечивает совместную, собственность и контроль над использованием активов.

Совместное предприятие — довольно сложная в организационном отношении форма МСА. Возникает самостоятельная организация, чей капитал разделен между партнерами-учредителями, имеющими право на получение дивидендов в качестве компенсации пропорционально вкладам. Общее имущество партнеров предопределяет их совместную собственность на создаваемый продукт.

В некоторых случаях партнеры ограничивают свое сотрудничество выполнением  определенных функций. Например, в большинстве СП, производящих транспортные средства и комплектующие, учредители сотрудничают лишь при разработке и производстве продукции — ответственность за маркетинг и дистрибьюцию остается за самими родительскими организациями. Другие организации предпочитают объединить весь спектр функций [3;89].

Общей чертой современных СП является то, что партнеры сотрудничают по производству одного определенного продукта или в одной стране, при этом они могут выступать как конкуренты на других рынках. Отсюда следует, что СП имеют тенденцию к узкой направленности.

Некоторые компании создают  между собой две или более  отдельные организации, позволяющие каждому из партнеров сохранять дополнительные средства контроля в стране своего базирования или на основных рынках.

3.1.4. Международные альянсовые сети.

Одной из наиболее заметных тенденций в последнее  время стало формирование организациями  альянсовых сетей.

Альянсовая сеть — это объединение более чем двух организаций, которые связаны между собой формальными и неформальными соглашениями о сотрудничестве. Еще их называют «многофирменными альянсами» или «кластерами». В результате, на равных правах с одиночными фирмами и стратегическими альянсами, состоящими из двух фирм, субъектами бизнеса могут выступать альянсовые сети, которые состоят более чем из двух партнеров.

Глобализация экономики, наращивание затрат на инновации  и внедрение новых технологий, сокращение жизненного цикла выпускаемых  продуктов и переплетение технологий выступают как важные факторы, которые  ведут к тому, что организации, базирующиеся в различных странах, организуют международную алъянсовую сеть (MAC). Она создается в результате взаимодействия и обмена ресурсами участников для осуществления общей цели. MAC, в отличие от не связанных друг с другом организаций, характеризуется большей степенью взаимозависимости и взаимной стратегической ориентацией [3;90].

Постепенно MAC появились  во многих отраслях промышленности. Так, в конце 1980-х годов MAC сформировались в сфере развлечений и мультимедиа. При этом компьютерные компании объединились с компаниями-потребителями электроники, операторами кабельного телевидения, провайдерами телекоммуникаций и развлекательными компаниями для того, чтобы разрабатывать  новые проекты и услуги [3;90].

В настоящее время такие  союзы стали обычными во многих высокотехнологичных  отраслях промышленности, включая авиастроение, производство компьютеров и разработку программного обеспечения, телекоммуникации, фармацевтику. Например, каждая из MAC, созданных в области разработки компьютерной RISC-технологии, объединяет множество фирм США, Японии, Южной Кореи и других стран. В приложение 4 представлены примеры современных МАС.

Информация о работе Основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе