Основные этапы реализации управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 23:29, реферат

Описание работы

Процесс принятия решений представляет собой эпицентр государственного управления, наглядно демонстрирующий не только назначение, но и специфику данного типа урегулирования общественных отношений.

Содержание работы

Введение
1. Реализация управленческих решений
1.1 Сущность принятия государственных решений
1.2 Стадии реализации управленческих решений
1.3 Виды ответственности при реализации управленческих решений
2. Малое и среднее предпринимательство города Нижневартовска
2.1 Значение малого предпринимательства для экономики муниципального образования
2.2 Меры поддержки и развития малого предпринимательства в Нижневартовске
2.3 Анализ результатов деятельности по поддержке малого и среднего бизнеса в Нижневартовске
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

Основные этапы реализации управленческого решения.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Разработка плана действий. Решение принято. Однако не менее  важная задача — добиться его успешной реализации.

Для этого необходимо выработать план действий, поскольку от выбранного состава действий, последовательности их осуществления, намеченных сроков и, пожалуй, самого главного — ресурсов, обеспечивающих осуществление действий, исполнителей, которым предстоит эти действия осуществить, зависит очень многое.

Нередко можно услышать разговоры о том, что планирование характерно для социализма и сковывает  инициативу предпринимателя, банкира, менеджера. Однако опыт наиболее развитых и процветающих стран, обладающих основным промышленным потенциалом, показал, что планирования в них не меньше, а больше, чем при социалистической экономике.

При этом следует отметить, что план — это не раз и навсегда заданная догма. Могут резко измениться внешние условия, могут быть изменены законы о налогообложении, может по тем или иным причинам измениться спрос.

Возможны изменения  и внутри организации. Если в плане не найдет отражения изменение условий, в которых должны осуществляться запланированные действия, иными словами, если при планировании не будет действовать механизм обратной связи, то успех организации сомнителен.

Ход реализации плана  должен постоянно отслеживаться, наметившиеся изменения условий или отклонения при выполнении плана должны анализироваться.

План, в случае если это  целесообразно, должен корректироваться. Использование современных технологий поддержки управленческих решений позволяет организации и ее руководителю более эффективно осуществлять процесс планирования.

Планирование в современной  науке об управлении включено в число основных функций управления.

Обычно эффективность  системы управления определяется через  результаты функционирования управляемого объекта, а они в свою очередь – по степени достижения поставленной цели.

При оценке непосредственных результатов деятельности управляющей  системы необходимо исходить из того, что управление может рассматриваться как своеобразное производство, продуктом труда в котором является управленческое решение. Поэтому вполне обоснованно считать, что эффективность принимаемых решений может служить средством измерения эффективности деятельности всего аппарата управления.

Таким образом, оценивая эффективность принимаемых решений, можно следить за эффективностью управляющей системы. Понятие эффективности управленческого решения (в отличие от его качества) не может быть рассмотрено изолированно от его реализации. Дело в том, что эффективность решения заключается не столько в его абсолютной правильности, сколько в том, что, будучи последовательно и в срок реализовано, оно, благодаря своей правильности, достигнет поставленной цели.

Следовательно, эффективность  управленческих решений обусловливается  как качеством самих решений, так и качеством их осуществления.

Эффективность управленческих решений определяется, как уже  отмечено выше, действием множества  факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях процесса реализации решений.

Но в целом можно  считать, что основными из них являются: компетентность и опыт работы принимающего решения; степень информированности ЛПР; уровень коллегиальности в процессе разработки решения; факторы, удельный вес контролируемых решений; степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших решение, в его реализации; мотивация исполнителей; характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.

Довольно частые сбои в процессе обмена информацией также  являются ограничителем механизма  иерархического контроля.

На руководителе лежит обязанность контроля за выполнением принятых ранее решений, не только включенных в план, но и оперативных, текущих. Частично контроль осуществляется в ходе совещаний и визирования документов. Но этого недостаточно. При планировании собственной работы руководителю следует предусмотреть регулярные проверки деятельности своих подчиненных, причем не только членов своей команды, но и всех остальных.

Могут применяться как официальные отчеты и аттестации, так и неформальные беседы. Большое значение в управлении имеет выборочный контроль. В задачах контроля качества продукции выборочный контроль применяется, когда контроль является разрушающим, либо по экономическим соображениям.

Современным видом контроля является контроллинг. Контроллинг (от многозначного термина control (англ.) – руководство, регулирование, управление, контроль) – новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

Оценка результатов  реализации. Реализованный план управленческих воздействий или его фрагмент, представляющий интерес, должны быть подвергнуты тщательному анализу с целью оценки эффективности принятых

управленческих решений  и их реализации. Такой анализ должен определить: слабые и сильные места  принятых решений и планов их реализации; дополнительные возможности и перспективы, открывающиеся в результате происшедших изменений; дополнительные риски, которым может быть подвергнуто достижение намеченных целей.

Эффективный управляющий  должен сделать соответствующие выводы и учесть их при принятии последующих решений. Безусловно, лучше учиться не на собственных ошибках. Но если собственные ошибки уже сделаны, то не научиться на них, не сделать соответствующих выводов вдвойне неразумно.

Анализ результатов  управленческих воздействий помимо «науки на будущее» может послужить  основанием для новой оценки возможностей организации, причем необязательно в сторону их уменьшения.

Если результаты анализа  заставляют серьезно задуматься о возможном  развитии ситуации и возникают сомнения в правильности поставленных целей, то возможно переосмысление и изменение  стратегии.

Таким образом стадия реализации решений состоит из следующих процедур: разработка плана реализации решений; управление реализаций; контроль выполнения решения; оценка результатов реализации.

 

1.3 Виды ответственности при реализации управленческих решений

 

Один из главных вопросов при реализации решений – вопрос об ответственности руководителя, который возникает в случае причинения вреда социуму, учреждению. При выборе альтернатив необходимо учитывать меру ответственности по каждой. Для этого необходимо определить вид и степень ответственности как перед людьми в организации, так и вне ее.

Ответственность – это  принуждение к соблюдению и исполнению определенных требований, норм, правил и необходимость отдавать отчет кому-либо за свои действия (в том числе и себе – личная ответственность).

Подотчетность – это  способ осуществления ответственности. Подотчетность определяется видом, методами и процедурами контроля, под которым находится специалист или руководитель и его решения.

Многообразие сфер деятельности государственного служащего сформировало следующую классификацию ответственности:

• Профессиональная ответственность  отражается в должностных инструкциях. Типовая должностная инструкция руководителя или специалиста включает четыре раздела: общие положения, обязанности, права и ответственность. В качестве профессиональной ответственности могут применяться меры юридической, дисциплинарной и экономической ответственности. В настоящее время все большее распространение находит страхование экономически рискованной профессиональной ответственности (например, страхование профессиональной ответственности).

• Юридическая ответственность  касается тех видов ответственности, в которых закреплены регламенты, входящие в состав государственных законов и норм государственного регулирования. Юридическая ответственность имеет уголовный и гражданский характер.

• Уголовная ответственность  возникает в случае совершения преступления и заключается в применении к  виновному государственного принуждения в виде наказания, определяемого приговором суда.

• Гражданская ответственность  возникает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств и заключается в применении к правонарушителю установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него экономически невыгодные последствия имущественного характера: компенсация убытков, уплата неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.

Условиями возникновения юридической  ответственности являются:

– совершение противоправного действия;

– наличие вреда;

– причинно-следственная связь между противоправными действиями и вредом;

– доказанная вина причинителя вреда.

Основной метод юридической  ответственности – право обращения  в суд в связи с решениями  и действиями руководителя (специалиста). Система подотчетности судам действует на трех основных уровнях:

1) решение может быть обжаловано  потому, что закон или указ, на  котором оно было основано, признан  нарушающим Конституцию;

2) суды имеют право определять, соответствует ли закону конкретное  решение;

3) суды могут выносить решения  о мерах наказания в отношении должностных лиц, нарушивших закон. Любое должностное лицо, которое выходит за рамки своих полномочий, может быть сочтено персонально ответственным за свои действия.

Недостатки механизма судебного  контроля:

1) Отсутствие ответственности за бездействие: судебный надзор относится только к совершенным действиям, но не к бездействию. Он применяется для того, чтобы пресекать злоупотребления властью, а не принуждать к ее осуществлению.

2) Медлительность. Судебная процедура  слишком медлительна, а объем решений огромен. И если подвергнуть судебному контролю малую их часть, означало бы остановить весь процесс управления.

3) Высокие издержки. Судебные издержки  и гонорары адвокатов довольно  высоки, и никто не может сказать,  как долго будет рассматриваться дело и каким будет исход. В результате «простой человек» часто страдает от бюрократического произвола, а законность в его глазах выглядит жалкой пародией.

4) Рассмотрение технических вопросов. Многие решения носят технический  характер и разрабатываются специалистами. Поэтому судьи, не являясь профессионалами, вынуждены вызывать экспертов. В таких ситуациях одна группа экспертов будет говорить одно, другая – другое, а суд должен решить, кто из них лучше разбирается в данном вопросе.

Судебные методы контроля могут охватывать незначительную часть решений, преимущественно административного характера.

Наиболее распространенным видом  ответственности руководителей  является административная ответственность, средством реализации которой служит механизм иерархического контроля. Ответственность и подотчетность невозможны без авторитета, выраженного в праве руководить. Это право осуществляется в виде скалярной цепи – канала отдачи команд, идущих сверху вниз, и обратного канала ответственности и подотчетности, идущего снизу вверх.

Административная ответственность  может быть дисциплинарной и материальной.

• Дисциплинарная ответственность  – форма воздействия, использующая дисциплинарные взыскания: замечания, выговор, перевод на низшую должность, увольнение.

• Материальная ответственность – обязанность сотрудника возместить организации, в которой он работает, имущественный вред, причиненный по его вине.

Механизм административного контроля имеет свои ограничения.

1) Масштаб организации  и объем решаемых проблем. В  крупной организации руководитель  часто не обладает знанием проблемы, достаточной для самостоятельного анализа решения, предложенного специалистами, он не может все проблемы изучить глубоко и детально в связи со своей загруженностью. Степень принятия руководителем решений основана на доверии к подчиненным.

2) Отождествление руководителя  со своими структурными подразделениями.  Если специалист доверяет своим сотрудникам разрабатывать решения, то он принимает их точку зрения, разделяя свойственные им ценности. А, следовательно не может эффективно контролировать принимаемые ими решения.

3) Недостатки процесса  коммуникации (сбор информационных  потоков тоже выступают как  ограничители механизма иерархического контроля). Если сотрудник недостаточно информирован о том, что руководители, то и руководители мало знают о подлинных настроениях и мыслях подчиненных. Если о мотивах и целях принятого решения вовремя не сообщается, если информация искажается в процессе коммуникации, то соответственно перестает действовать и иерархический контроль.

Таким образом, в процессе реализации принятого решения государственному и муниципальному служащему необходимо помнить об ответственности, которая возлагается на них в ходе этого процесса.

 

2. Малое и среднее предпринимательство города Нижневартовска

 

2.1 Значение малого предпринимательства для экономики муниципального образования

Информация о работе Основные этапы реализации управленческого решения