Основные этапы становления и развития теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

Файлы: 1 файл

Министерство науки и образования Российской Федерации.docx

— 60.73 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО «Вологодский государственный  университет»

 

Экономический факультет

Кафедры экономики и менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: “Теория менеджмента“

Наименование темы: “Основные этапы становления и развития теории управления”

Руководитель: Атаева Нина Юрьевна

Выполнил студент: Смирнова Линда

Группа, курс: ЭПМ-11, 1 курс

Дата сдачи:   

Дата защиты:    

Оценка по защите:

                                                  

 

Вологда

2014

 

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ УРПРАВЛЕНИЯ

 

 

1.1 ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

  Для реализации процесса  управления необходим механизм  реализации управления.

 

  Механизм управления  – это среда, в которой реализовывается  управленческая деятельность. Такой  средой для управления является  система управления и техника  управления.

 

Две трактовки понятия «управление»:

 

  • как процесс управления организацией – управленческая деятельность;
  • как механизм управления.

 

  Объект теории управления  – это управление как процесс  и как механизм.

 

  Для определения предмета  теории управления необходимо  рассмотреть процесс формирования  научной теории.

 

  Предмет теории управления  – управленческие отношения, в  которых выражаются социальные, экономические, политические отношения  и интересы, проявляющиеся в воздействии  на общество или его отдельные  элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития  и совершенствования; а также  тенденции развития практики  управления, методы и технологии  управления.

 

 

1.2 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

  В самом широком  смысле управление представляет  собой целенаправленное воздействие  на определенный объект с целью  стабилизации или изменения его  состояния таким образом, чтобы  достичь поставленной цели. Необходимость  в управлении возникла с развитием  специализации производства, увеличения  его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.

 

  Управление – это  труд людей, направленный на организацию  и координацию деятельности трудовых  коллективов и отдельных работников  в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде  всего с организацией совместной  деятельности людей, с налаживанием  согласованных действий в рамках  предприятия, с регулированием отношений  между личностью и предприятием.

 

  Цель управления заключается  в эффективном использовании  рабочей силы и ограниченных  ресурсов для достижения желаемого  и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают  вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов  все время растет. Растет и  плата за ошибку.

 

Управление предприятием призвано решать две основных задачи:

 

  • Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;
  • Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.

 

  Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.

 

Суть управления заключается в следующем:

 

  • Сбор, хранение, обработка и передача информации.
  • Разработка и принятие управленческих решений.
  • Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления.
  • Контроль исполнения принятых решений.

 

Это можно представить следующей формулой:

 

У = И + Р + В + К.

 

Управление равно: информация плюс решение, плюс воздействие, плюс контроль.

 

  Труд управленцев заключается в том, чтобы собирать, хранить и обрабатывать информацию; вырабатывать и принимать управленческие решения; выдавать воздействия на объект управления; контролировать исполнение управленческих решений.

 

  При рассмотрении понятия управления можно выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология управления.

 

  1. Содержание управления заключается в выявлении и разработке основных закономерностей управления, его принципов, методов и путей, позволяющих наилучшим образом достигать поставленных целей. Содержание управления зависит от целей, задач и конкретных особенностей производства. От принятой технологии производства. От взаимосвязей производственных подразделений. От характера основных и оборотных фондов. От рабочей силы и всей системы производственных отношений.

 

  2. Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления. Разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.

 

  3. Технология управления представляет процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнением основных управленческих операций. Технологические процедуры управления можно разделить на формализуемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) на компьютере, и на творческие, которые выполняются людьми (управленцами). Увязка всех элементов технологии управления обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления.

 

  Все три аспекта управления должны комплексно использоваться в зависимости от конкретных особенностей управления.

 

 

 

 

 

 

1.3 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ  ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

  Первый этап развития  теории управления: изучение генезиса  механизма управления и основных  этапов его становления, возникновение  механизма управления и мировоззренческое  философское обобщение модели  механизма управления. Необходимо  проанализировать исторические  тенденции мирового развития  науки управления; аспекты управления  и сравнительные характеристики  типов цивилизации. На этом этапе  анализируется эволюция школ  научного управления и вклад  различных школ в теорию управления. Содержание первого этапа составляют  философские и исторические основы  теории управления.

 

  Второй этап: определение  понятия управления, системы управления, цели и функции теории управления, понятия управленческого решения  и управляющие воздействия, а  также основные свойства организационного  управления.

 

  Третий этап: формулирование  на основе познания объективных  законов в теории управления  соответствующих правил и рекомендаций  для практической деятельности  руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления  помогает разработать методы  управления и стиль управления  организацией.

 

  Четвертый этап изучения  и исследования теории управления: методика выработки и принятия  решения, планирование организации, контроль, система коммуникаций  и мотивации управленческой деятельности.

 

  Пятый этап: изучение  и исследование процессов управления, создание системы управления (функциональной  структуры, организационной структуры, схемы организационных отношений, профессионализма персонала), а также техники управления (системы документооборота, системы связи и телекоммуникаций, автоматизированные системы управления, компьютерная и оргтехника, офисная мебель).

 

  Шестой этап развития теории  управления – создание методологических  основ оценки эффективности управления. Этот этап включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности  управления.

 

 

 

1.4 СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

  Субъект и объект управления являются основополагающими понятиями при рассмотрении вопросов управления организацией. То, насколько эффективно реализуется управление зависит от отношений в которых находятся субъект и объект управления (приложение № 1).

 

  Процесс управления реализуется  как определенный тип взаимодействия  между двумя подсистемами.

 

  Субъект управления – это  управляющая подсистема. Субъект  управления подает команды (указания, приказы, распоряжения и т. д.) объекту  управления, который должен их  выполнять. В командах содержится  информация о том, как должен  функционировать объект управления (когда, каким образом и где  он должен достичь поставленных  целей). В организации в качестве  субъекта управления выступают  менеджеры различного уровня.

 

  Объект управления – это  управляемая подсистема. Объект  управления получает команды  от субъекта управления и функционирует  в соответствии с их содержанием. Объектом управления в организации  являются вся организация, структурные  подразделения и отдельные работники. Работа объекта управления дает  определенный результат. С помощью  обратной связи субъект управления  получает информацию относительно  функционирования объекта управления, что является основанием для  выработки новых управленческих  команд.

 

  Однако данный тезис не  является безусловным, так как  об осуществлении управления можно вести речь лишь  в том случае, если объект управления действительно выполняет команды субъекта.      Необходимыми условиями реализации управления являются, во-первых, присутствие потребности и возможности управлять у субъекта управления и, во-вторых, наличие готовности и возможности выполнять управленческие команды у объекта управления. То есть должно иметь место диалектическое единство субъекта и объекта управления.

 

  Условием осуществления отношений управления между субъектом и объектом управления являются отношения управления. Отношения управления определяют возможность выработки управленческих команд и готовности их осуществления. Отношения управления строятся на основе более глубинных экономических или морально-этических отношений.

 

  Применительно к хозяйственным системам наиболее распространенными являются экономические отношения. Механизм их реализации будет отличаться при отношениях ассоциированных собственников и при отношениях найма.

 

  В первом случае имеет место общественная собственность на средства производства, поэтому участники производственного процесса заинтересованы, чтобы их деятельность была результативной и эффективной. Следовательно, заинтересованность в высоких результатах является основой осуществления управления.

 

  Во втором случае пользователи средств производства отчуждены от средств производства. Поэтому напрямую в высоких конечных результатах заинтересован только собственник, а производители заинтересованы косвенно, посредством условий найма и управленческих команд.

 

Субъект управления (менеджер) имеет определенные мотивы поведения. Наиболее эффективно он будет осуществлять управленческую деятельность, если цели управления (желаемое состояние субъекта управления) будут совпадать с целями, которые ставит перед собой субъект управления. Чтобы эта взаимосвязь была прочной необходимо соблюдение двух условий:

  1) отсутствие возможности достижения личных целей за счет управленческой деятельности;

  2) прямая зависимость степени достижения личных целей от степени достижения целей управления.

 

 

 

1.5 ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

 

Понятие «управление» имеет следующие основные формулировки:

 

  • функция организованных систем разнообразной природы, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание процесса деятельности, выполнение их программ и целей деятельности;
  • установление цели и результата ее достижения при помощи необходимых способов и средств;
  • исполнение мероприятий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели;
  • процесс формирования целей и способов их достижения;
  • применение причинно-следственных отношений, в результате которых поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);
  • воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;
  • процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности.

 

Особенности процесса управления:

 

  • В основе процесса управления лежат властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия.
  • Управление – процесс, выполняемый непрерывно во времени и пространстве.
  • Управление – целенаправленный процесс, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей. Чем точнее результат соответствует установленной цели, тем выше качество управления.

 

  Процесс управления  не может быть выполнен любым  механизмом управления и механизм  управления не может реализовать  любой процесс управления. В практической деятельности это представляет собой единую и неразрывную деятельность – управление. При изучении и исследовании управления допустимо разделение на процесс и механизм реализации процесса.

Информация о работе Основные этапы становления и развития теории управления