Основные этапы становления и развития теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

Файлы: 1 файл

Министерство науки и образования Российской Федерации.docx

— 60.73 Кб (Скачать файл)

  Сопоставление средневзвешанных коэффициентов по равнозначному количеству из трех групп факторов позволило в целом выявить тенденции изменения их влияния на систему управления персоналом (приложение №2).

  В целом ведущими  факторами, определяющими развитие  системы управления персоналом, на всем рассматриваемом промежутке  времени является финансово-экономическое состояние предприятия, а также стили и методы руководства в управлении персоналом. Первое определяет экономическую базу функционирования и развития системы управления персоналом, а второе - возможности ее реализации. В этой диаде очевидно отсутствует составляющая, соответствующая характеристике способности реализовать имеющуюся возможность, а именно - квалификация субъектов управления и эффективная организация работы с персоналом. Автор считает, что, именно эти три фактора в будущем будут определять перспективы развития системы.

  Более глубокий анализ действия факторов показал, что на предприятиях с равным экономическим положением реализуются системы управления персоналом, иногда радикально отличающиеся по уровню развития.      

  Встречаются случаи, когда современные системы управления  персоналом (или ее основополагающие  принципы) реализуются на предприятиях  со сложным финансово-экономическим  положением, и наоборот. Это обстоятельство  позволило подтвердить выдвинутую  ранее гипотезу о первопричине  развития системы. Исследование  показало, что первым необходимым условием развития системы управления персоналом является осознание руководителями и другими субъектами возрастающей роли управления персоналом как фактора повышения эффективности деятельности организации и ее конкурентоспособности. Это логично соотносится с пониманием системы как конструкции субъекта и указывает субъективную природу процесса начала изменений в системе управления персоналом. Именно тип мышления, уровень подготовки, личностные особенности руководителей высшего звена, их компетенция в вопросах управления персоналом являются отправной точкой, «толчком» активности системы управления персоналом. Поэтому, несмотря на сложное экономическое положение многих предприятий, в силах руководства повлиять на качественную структуру персонала и развитие системы управления персоналом в целом.

  Подтверждением этого  вывода является анализ действия  факторов на предприятиях, находящихся  на различных уровнях экономического.Для предприятий, находящихся на стадии своего становления, характерны высокие и относительно равномерные значения коэффициентов, что связано с особенностями этого этапа: необходимость учета многих обстоятельств при организации нового бизнеса, факторы не достигли своего естественного «насыщения», не стабилизированы в сознании субъекта. Наиболее значимыми являются внутрисистемные факторы, среди которых преобладают именно те процессы, которые характерны этому этапу: отбор, профессионализм и обучение персонала, разработка кадровой политики и пр.

  На предприятиях, находящихся  в кризисной ситуации, действуют  преимущественно факторы внешней  относительно организации среды. Это прежде всего недостатки  экономической политики государства, конкуренции, диктат потребителей  и финансово-кредитной системы, что  позволяет сделать вывод о  низкой адаптации этих предприятий  к рыночным отношениям и стремлении  видеть причину существующих  трудностей во вне.

  Достаточно близки  между собой оценки факторов  в организациях, находящихся на  стадиях динамического роста  и оживления. Здесь преобладает  влияние внутрисистемных факторов, среди которых наибольшее значение  имеет кадровая политика, квалификация  субъектов, стимулирование и мотивация  труда, стили и методы управления  персоналом, то есть наиболее  активные и содержательные процессы. По нашим оценкам, это связано  с тем, что на данных предприятиях  произошел перелом в оценке  роли системы управления персонала  для развития организации, проблемная  область сместилась в поле  поиска внутренних источников  развития, где ресурсы труда, его  рациональная организация играют  ключевую роль.

  В целом можно отметить, что влияние внутриорганизационных факторов достаточно стабильное и высокое, вследствие того, что именно они определяют особенности содержания труда, организационные условия функционирования системы управления персоналом, ее масштабы, цели и задачи (приложение №3).

  Влияние внутрисистемных  факторов существенно возрастает  с вступлением предприятия в  активную фазу развития (рост, оживление), что обусловлено использованием  на этих этапах интенсивных  детерминант. Совершенно обратное  значение имеет влияние внешних  относительно организации факторов, их значение существенно возрастает  в условиях неопределенности  и кризиса.

  Полученные результаты  и выводы во многом объясняют  процессы изменения управления  персоналом в пореформенной России  и могут служить основой для  прогнозирования его развития  в дальнейшем, а так же демонстрируют круг проблем, от решения которых во многом зависит развитие социально-трудовых отношений и процессов на предприятиях. Так, относительная стабилизация экономики России в 2000-2001 годах породила «волну активности» предприятий и обновленный интерес к управлению персоналом, что проявилось в повышении спроса на специалистов, владеющих современными методами управления персоналом, в реорганизации служб управления персоналом и пр.

  Анализ показал, что  для систем управления персоналом типа «отдел кадров» все три группы факторов имеют практически одинаковое значение, с некоторым преобладанием внешних и внутриорганизационных.

  В целом иерархия  и абсолютное значение коэффициентов  тесно коррелирует с данными  по предприятиям, находящимся в  кризисном состоянии.

  Предприятия, которые  осуществляют переход от старых  систем управления персоналом  к новым, оказываются преимущественно  под активным воздействием внутрисистемных  факторов. Данное обстоятельство  объясняется тем, что система  управления персоналом в этой  ситуации является объектом реформирования, а ее отдельные элементы - факторами, определяющими процесс реорганизации, что исходит из особенностей  системного подхода. Поэтому не  случайно и среди других групп  преобладает влияние факторов  прямого действия (региональный  рынок труда, профиль специализации, определяющий содержание труда, оргструктура и др.).

  Из числа внутрисистемных  факторов наибольшее значение  имеют активные элементы системы: кадровая политика, системы стимулирования  и мотивации труда, развитие персонала, стили и методы руководителей  при управлении персоналом - рекордно  высокое значение.

  В организациях, применяющих  основы современных систем управления  персоналом, очень низкое значение  имеют факторы внешней среды, что свидетельствует о наличии  внутри организации определенных  буферных механизмов, нейтрализующих  влияние извне (приложение №4).

  Результаты исследования  влияния факторов на систему  управления персоналом показывают, что при всех вариантах группировки  ведущими остаются финансово-экономическое  положение предприятия и субъективные  желания руководителей совершенствовать  управление персоналом. Без обеспечения  этих двух условий невозможно  рассчитывать на позитивные изменения  в управлении персоналом. Означает  ли это, что нужно сначала создавать  экономический базис, и только  затем приступать к реформированию  системы управления персоналом?

  Конечно, невозможно  осуществлять какую-либо деятельность, не имея на это соответствующих  ресурсов. Тогда возникает вопрос  о величине этих ресурсов. Данные  свидетельствуют, что достаточность  финансово-экономического положения  определяется не абсолютным выражением, а относительно, как стабилизация. Примером того являются ряд  предприятий, располагающих незначительными  по объему средствами, но осознавшими  значимость проблем и экономические  выгоды от совершенствования  системы управления персоналом. И наоборот, существуют экономически  благополучные предприятия, которые  не осуществляют инвестирование  в реформирование управления.

 

 

 

 

 

  

 


Информация о работе Основные этапы становления и развития теории управления