Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:32, курсовая работа
Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.
Управление осуществляется только объективно существующими процессами (объектами), устойчивыми в смысле предсказуемости для объекта-управленца.
Понятию «управление» сопутствует понятие «качество управления». Характеристики реального управления всегда отличаются от идеальных, предписанных вектором целей управления. Оценка качества управления всегда субъективна, т. к. субъективен выбор множества частых целей управления.
В случае конфликтного управления одним и тем же объектом со стороны разных субъектов вопрос о качестве управления становится многозначным, поскольку сложно оценить все критерии управления.
ГЛАВА 2
РАЗЛИЧНЫЕ ШКОЛУ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф.ТЕЙЛОРА
Фредерик Тейлор
считал, что управление как особая
функция состоит из ряда
Основные принципы Фредерика Тейлора.
Тейлор утверждал, что
в обязанности руководства
Тейлор считал, что
специализация труда одинаково
важна как на управленческом
уровне, так и на исполнительном.
Он считал, что планирование необходимо
осуществлять в плановом
Фредерик Тейлор создал
систему дифференциальной
Роль дифференциальной
оплаты. Система дифференцированных
сдельных ставок должна
Использование идей
Тейлора обеспечивает
Главная идея Тейлора
состояла в том, что управление
должно стать системой, основанной
на определенных научных
Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.
Тейлоризм интерпретирует человека как фактор производства и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций» для достижения целей организации.
2.2 АДМИНИСТРАТИВНАЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ) ШКОЛА АНРИ ФАЙОЛЯ
Крупнейшим теоретиком
административной школы
Интерес к проблемам экономики и управления стал проявляться у А. Файоля после назначения его в 1872 г. главным управляющим группы рудников. Сам А. Файоль неоднократно подчеркивал, что никаких противоречий между его теорией и концепциями Тейлора нет. Просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор — цеховое управление, а он — высшее административное.
В работе «Общее и промышленное управление», вышедшей в свет в 1916 г., А. Файоль определяет функции, принципы и элементы управления. В качестве важнейших функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная и административная.
Техническая функция
охватывает технические
Коммерческая функция
включает операции по покупке,
продаже и обмену. Процветание
промышленного предприятия
Финансовая функция
подразумевает привлечение
Страховая функция
— это, прежде всего, страхование
и охрана имущества
Учетная функция охватывает
бухгалтерские операции, калькуляцию,
учет, статистику и др. Эта функция
подобна органу зрения
Административная функция
предусматривает выработку
А. Файоль показал, что общая административная функция состоит из:
- предвидения или предсказания (включая планирование);
- организации;
- распорядительства;
- согласования или координации;
- контроля.
«Управлять — значит
предвидеть, организовывать, распоряжаться,
координировать и
(Анри Файоль)
В современном менеджменте эти элементы административной функции признаются почти в неизменном виде (распорядительство = принятие решения + мотивация; координация = коммуникация).
К важнейшим принципам управления по Файолю относятся: разделение труда; власть, дисциплина, единство распорядительства (командование), единство руководства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала.
Представителями классической школы также являются М. Вебер, Л. Урвик, Джеймс Д. Муни.
Приверженцы классической
школы старались взглянуть на
организации с позиции
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Принципы затрагивали две стороны вопроса. Общим из комплекса принципов была разработка рациональной системы управления организацией. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему. Принцип также называется «единство распорядительства», служащему может давать приказания относительно какого-либо образа действия только один начальник.
Классическая школа
придерживалась взгляда на
Школу научного управления
и административную школу
Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Форд, А. Файоль проводили исследования самостоятельно, без какой-либо координации и общей программы.
Однако в их работах
много общего, что позволяет говорить
о появлении первой школы
Завершая характеристику
классической школы управления,
следует отметить, что она многое
сделала для научной
2.3 ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Профессор Гарвардского университета Э.Мэйо выдвинул теорию «человеческих отношений» в управлении. Суть идей Мэйо состоит в том, что сама работа имеет меньшее значение, чем социальное и психологическое положение рабочего в процессе производства. Поэтому все проблемы управления производством должны рассматриваться через призму «человеческих отношений» с учетом социально-психологических факторов.
Э. Мэйо сформулировал следующие принципы научного управления:
- деятельность человека
мотивируется преимущественно
- жесткая иерархичность организации, осуществляемая в соответствии с тейлоровскими принципами научного управления, несовместима с природой человека и его свободой;
- руководители должны
ориентироваться в первую
Своеобразным преломлением
теории «человеческих
Во многом же массовое
участие в работе по
Анализируя японский
опыт, американские менеджеры
Первой из них является
разработка такой технологии
и такой организации
Второй «секретной»
пружиной новой стратегии
2.4 КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Р. АКОФФ, Л. БЕРТАЛАНФИ, С. БИР
Становление школы
науки управления, или количественной
школы, связано с развитием
Информация о работе Основные этапы становления и развития теории управления