Основные этапы становления и развития теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

Файлы: 1 файл

Министерство науки и образования Российской Федерации.docx

— 60.73 Кб (Скачать файл)

 

  Управление осуществляется только объективно существующими процессами (объектами), устойчивыми в смысле предсказуемости для объекта-управленца.

 

  Понятию «управление» сопутствует понятие «качество управления». Характеристики реального управления всегда отличаются от идеальных, предписанных вектором целей управления. Оценка качества управления всегда субъективна, т. к. субъективен выбор множества частых целей управления.

 

  В случае конфликтного управления одним и тем же объектом со стороны разных субъектов вопрос о качестве управления становится многозначным, поскольку сложно оценить все критерии управления.

 

 

 

ГЛАВА 2

 

 

РАЗЛИЧНЫЕ ШКОЛУ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

2.1 ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ  Ф.ТЕЙЛОРА

 

   Фредерик Тейлор  считал, что управление как особая  функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко  всем видам социальной деятельности.

 

Основные принципы Фредерика Тейлора.

 

  • Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.
  • Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.
  • Сотрудничество администрации с рабочими.
  • Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

 

  Тейлор утверждал, что  в обязанности руководства входит  выбор людей, способных удовлетворить  рабочие требования, а затем подготовить  и обучить этих людей для  работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим  моментом для повышения эффективности  работы.

 

  Тейлор считал, что  специализация труда одинаково  важна как на управленческом  уровне, так и на исполнительном. Он считал, что планирование необходимо  осуществлять в плановом отделе  чиновниками, которые всесторонне  подготовлены и могут выполнять  все функции планирования.

 

  Фредерик Тейлор создал  систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали  заработную плату в соответствии  с их выработкой, т. е. он основное  значение придавал системе сдельных  ставок заработной платы. Это  значит, что рабочие, производящие  продукции больше дневной стандартной  нормы, должны получать более  высокую сдельную ставку, чем  те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором  работающих людей является возможность  зарабатывать деньги, увеличивая  производительность труда.

 

  Роль дифференциальной  оплаты. Система дифференцированных  сдельных ставок должна стимулировать  большую производительность рабочих, т. к. от этого повышается сдельная  ставка заработной платы.

  Использование идей  Тейлора обеспечивает значительный  рост производительности труда. Тейлор и его последователи  проанализировали взаимосвязь между  физической сущностью работы  и психологической сущностью  работающих для установления  рабочих дефиниций. И, следовательно, это не могло решить проблему  деления организации на отделы, диапазонов контроля и поручений  полномочий.

 

  Главная идея Тейлора  состояла в том, что управление  должно стать системой, основанной  на определенных научных принципах; должно осуществляться специально  разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать  не только технику производства, но и труд, его организацию  и управление. В своей концепции  Тейлор значительное внимание  уделяет «человеческому фактору».

 

  Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.

 

Тейлоризм интерпретирует человека как фактор производства и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций» для достижения целей организации.

 

 

2.2  АДМИНИСТРАТИВНАЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ) ШКОЛА АНРИ ФАЙОЛЯ

 

  Крупнейшим теоретиком  административной школы управления  является французский ученый  Анри Файоль (1841-1925).

 

   Интерес к проблемам  экономики и управления стал  проявляться у А. Файоля после назначения его в 1872 г. главным управляющим группы рудников. Сам А. Файоль неоднократно подчеркивал, что никаких противоречий между его теорией и концепциями Тейлора нет. Просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор — цеховое управление, а он — высшее административное.

 

  В работе «Общее  и промышленное управление», вышедшей  в свет в 1916 г., А. Файоль определяет функции, принципы и элементы управления. В качестве важнейших функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная и административная.

 

  Техническая функция  охватывает технические операции, такие как производство, выделка, обработка и т.п. Без этих операций  невозможно производство. Однако  при всей важности технической  функции ее нельзя противопоставлять  остальным, ибо она не может  осуществляться без сырья, без  сбыта готовой продукции, капитала, страховых мероприятий и общей  программы работы предприятия.

 

  Коммерческая функция  включает операции по покупке, продаже и обмену. Процветание  промышленного предприятия часто  зависит от умения покупать  и продавать, которое так же  важно, как и умение производить, ибо если продукт не имеет  сбыта, крах предприятия неизбежен.

 

  Финансовая функция  подразумевает привлечение средств  и распоряжение ими. Ни одно  предприятие не может существовать  без этой функции. Необходимо  искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить предприятию  средства, извлечь максимальную  выгоду из имеющихся средств  и избежать безрассудных займов  под высокие проценты. Для обеспечения  успеха следует четко представлять  финансовое положение предприятия.

 

  Страховая функция  — это, прежде всего, страхование  и охрана имущества предприятия. По мнению А. Файоля, страховой функцией является всякое мероприятие, которое обеспечивает предприятию безопасность, а персоналу — необходимое ему душевное спокойствие.

 

  Учетная функция охватывает  бухгалтерские операции, калькуляцию, учет, статистику и др. Эта функция  подобна органу зрения предприятия, благодаря которому появляется  возможность оценить достигнутые  результаты и определить перспективы  развития. Руководство фирмы должно  опираться на полные, ясные и  точные сведения относительно  экономического положения предприятия.

 

  Административная функция  предусматривает выработку общей  программы (плана) работы предприятия, формирование персонала, координацию  усилий и обеспечение взаимодействия  всех подразделений предприятия.

 

  А. Файоль показал, что общая административная функция состоит из:

 

- предвидения или предсказания (включая планирование);

- организации;

- распорядительства;

- согласования или координации;

- контроля.

 

  «Управлять — значит  предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

(Анри Файоль)

 

  В современном менеджменте  эти элементы административной  функции признаются почти в  неизменном виде (распорядительство = принятие решения + мотивация; координация = коммуникация).

 

  К важнейшим принципам  управления по Файолю относятся: разделение труда; власть, дисциплина, единство распорядительства (командование), единство руководства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала.

 

  Представителями классической  школы также являются М. Вебер, Л. Урвик, Джеймс Д. Муни.

 

  Приверженцы классической  школы старались взглянуть на  организации с позиции перспективы. Пытались определить общие характеристики  и закономерности организаций.

 

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Принципы затрагивали две стороны вопроса. Общим из комплекса принципов была разработка рациональной системы управления организацией. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему. Принцип также называется «единство распорядительства», служащему может давать приказания относительно какого-либо образа действия только один начальник.

 

  Классическая школа  придерживалась взгляда на организацию  с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить ее общие  характеристики и закономерности.

 

  Школу научного управления  и административную школу нередко  объединяют в единую классическую  школу, что представляется вполне  оправданным.

 

  Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Форд, А. Файоль проводили исследования самостоятельно, без какой-либо координации и общей программы.    

  Однако в их работах  много общего, что позволяет говорить  о появлении первой школы научного  управления. Целью этой школы  было создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства.

  Завершая характеристику  классической школы управления, следует отметить, что она многое  сделала для научной организации  труда в управлении. При этом  основное внимание классической  школы было направлено на изучение  четырех главных элементов: разделения  труда; изменения ступенчатости  и управления; совершенствования  структуры организации и определения  возможных пределов управления. При этом игнорировались социальные  отношение в процессе производства  и не уделялось должного внимания  человеческому фактору.

 

 

 

2.3 ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ

 

 

  Профессор Гарвардского  университета Э.Мэйо выдвинул теорию «человеческих отношений» в управлении. Суть идей Мэйо состоит в том, что сама работа имеет меньшее значение, чем социальное и психологическое положение рабочего в процессе производства. Поэтому все проблемы управления производством должны рассматриваться через призму «человеческих отношений» с учетом социально-психологических факторов.

 

Э. Мэйо сформулировал следующие принципы научного управления:

 

- деятельность человека  мотивируется преимущественно сложившимися  групповыми нормами;

 

- жесткая иерархичность  организации, осуществляемая в соответствии  с тейлоровскими принципами научного управления, несовместима с природой человека и его свободой;

 

- руководители должны  ориентироваться в первую очередь  на людей.

 

  Своеобразным преломлением  теории «человеческих отношений»  стало в Японии всеобщее участие  работников в управлении качеством. Работа во внеурочное время  в кружках качества стала обыденным  явлением для рабочих и служащих  крупных японских фирм отчасти  благодаря тому, что японским менеджерам удалось совместить общинную психологию японцев с современной научно-технической революцией.                 

  Во многом же массовое  участие в работе по управлению  качеством было обеспечено благодаря  заботе администрации фирм о  нуждах работников, а также умелому использованию основных идей религии синто и буддизма в управлении. Так, мера красоты синто стала одной из основополагающих мотиваций японского персонала трудовой деятельности в фирме, а принцип югэна как мера красоты в буддизме в сочетании с терпеливостью в работе, скрупулезностью подходов к ней и тщательностью отработки всех деталей обеспечили в конечном счете превосходство японской продукции на мировом рынке как по качественным, так, и эстетическим параметрам.

 

  Анализируя японский  опыт, американские менеджеры акцентируют  внимание на двух «секретных»  пружинах, которые обеспечили японским  компаниям необходимое ускорение.

 

  Первой из них является  разработка такой технологии  и такой организации производства, чтобы изготавливать любые, даже  самые сложные изделия на основе  стандартных, простых и легко  управляемых наборов операций, осуществляемых  на универсальном, гибком в широком  диапазоне переналаживаемом оборудовании.

 

  Второй «секретной»  пружиной новой стратегии является  создание организационно-управленческих  условий, чтобы все или подавляющее  большинство отклонений обнаруживались  и регулировались непосредственно  производственным персоналом на  уровне рабочего места, участка, цеха».

 

 

 

2.4 КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА  Р. АКОФФ, Л. БЕРТАЛАНФИ, С. БИР

 

 

  Становление школы  науки управления, или количественной  школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и  других связанных с ними областей  знаний. Они внесли значительный  вклад в совершенствование теории  управления. Научный метод при  анализе работы еще применял  Ф. У. Тейлор. До второй мировой  войны количественные методы  использовались в управлении  недостаточно.

Информация о работе Основные этапы становления и развития теории управления