Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:32, курсовая работа
Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.
Во время второй мировой войны англичане должны были отыскать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных воздушных немецких ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Кроме того, количественные методы были использованы при решении и других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.
Тезис наука только
тогда достигает совершенства, когда
ей удается пользоваться
Количественной школе
предшествовал период, когда было
разработано и сформулировано
большое количество теорий, принципов,
правил и т.д., т.е. был сформулирован
эмпирический подход. На его основе
были сформированы три
Влияние количественной
школы на управление велико, и
оно будет увеличиваться в
будущем. Представители этой школы
способствовали углубленному
Таким образом, 50-е годы XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению.
ГЛАВА 3
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
3.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ
Характеристика системы управления персоналом, как открытой, динамичной, адаптивной, в силу таких ее признаков, как самоорганизованность и управляемость, свидетельствует об ее изменчивости. Включенность системы в окружающую среду, взаимодействия с ней, а также обусловленность изменений наличием взаимосвязей между элементами системы позволяют говорить о факторах, влияющих на процесс изменения. В самом общем виде факторы определяются как «значимые, латентные переменные, находящиеся в определенной (различной по тесноте и характеру) взаимосвязи с исследуемым объектом или процессом». Поэтому под факторами мы будем понимать все те явления, процессы, которые воздействуют на управление персоналом и определяют изменение его основных характеристик и особенностей.
Учет факторов позволяет:
- выбрать оптимальные
для организации подход, концепцию,
общие принципы и стратегию
управления персоналом, которые
полнее бы соответствовали
- оценить существующее
положение в управлении
- определить направления
изменения действующей системы
управления персоналом в
- спрогнозировать развитие
управления персоналом на
При выделении факторов,
влияющих на управление
Выделение
Критерий классификации
по источнику возникновения
В частности, факторы мы различаем их по степени их управляемости: неуправляемые, корректируемые и управляемые. Значимость деления факторов по этому критерию в том, что это дает основание субъектам управления сосредоточить усилия на регулировании управляемых и корректируемых факторов. Высшая цель управления при этом заключается, по нашему мнению, в том, чтобы найти способы и механизмы, с помощью которых перевести как можно большее количество факторов в сферу управляемых. Не секрет, что значительная часть руководителей до настоящего времени склонна винить во всех бедах и неудачах вышестоящие органы, условия внешней среды и пр. Это верно лишь отчасти. Практика формирования рыночных отношений накопила достаточно богатый опыт, свидетельствующий, что предприятия, которые активно пытались воздействовать на внешние обстоятельства, приспособиться к новым условиям деятельности и реформировать систему управления, добились достаточно устойчивого динамичного роста и развития.
Следующим критерием
классификации факторов может
стать их деление по
К позитивным факторам
относятся те, воздействие которых
способствует развитию, выполнению
функций управления персоналом,
обогащает его содержание, повышает
эффективность использования и
развития трудового потенциала
организации. Негативные же факторы,
напротив, способствуют его деформации,
сокращению объема выполняемых
функций, порождают проблемы, часто
неразрешимые на уровне
Факторы, влияющие на управление персоналом, по направленности воздействия можно разделить на прямые и косвенные. К факторам прямого действия относятся объекты и процессы, которые непосредственно влияют на функционирование и развитие управления персоналом. Это практически все внутренние факторы, а также часть внутриорганизационных (технология, содержание труда, условия труда, организационная структура, организационная культура) и некоторые внешние, содержание которых связано с проблематикой управления персоналом (состояние регионального рынка труда, развитие теории и практики управления персоналом).
Факторы прямого действия
предполагают необходимость
Под факторами косвенного
действия понимаются те, которые
могут не оказывать
Следующим основанием
классификации факторов мы
Действие любых факторов имеет определенные временные границы. Поэтому их можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Долгосрочные факторы диктуют необходимость создания «буферного механизма», особой системы управления персоналом «переходного периода», поскольку эти факторы действуют длительное время и в этот период времени необходимо соблюсти принцип целостности управления персоналом.
Краткосрочные факторы (чаще всего это: возможности сбыта, конкурентная борьба, клиенты-потребители, поставщики, ритмичность производства, нормирование труда и др.) требуют, как правило, локальных изменений временного характера, а управление персоналом может вернуться к первоначальному состоянию по мере прекращения их действия.
Каждый из факторов имеет свою силу воздействия, исходя из чего предлагается их различать как сильные, средние и слабые. Если слабые факторы иногда можно игнорировать или принять меры по незначительной корректировке системы управления персоналом, то сильные факторы в определенных условиях могут даже привести к ее разрушению. Так, например, финансовое состояние предприятия выступает в качестве сильного фактора, поскольку от него зависит объем соответствующих ресурсов, которые необходимы для функционирования и развития организации и управления персоналом. Предприятие, имеющее большую прибыль, может позволить себе повышать заработную плату работникам, развивать социальную инфраструктуру, улучшать условия труда, внедрять современные эргономичные технологии, имеет большие возможности в поощрении и мотивации сотрудников.
Итак, мы выделили
семь критериев классификации
факторов, влияющих на управление
персоналом. В отличие от имеющихся
в литературе разработок, достоинство
такой классификации
- комплексно описать
- определить характер
и степень необходимых
- оценить возможности организации в регулировании действия факторов;
- на основе прогноза
действия факторов
- выработать защитные
механизмы от воздействия
- дать прогноз и выделить
приоритетные направления
- скоординировать действия
и усилия субъектов управления
по предотвращению негативных
последствий действия
3.2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Остановимся далее
на анализе действия факторов
в современных условиях, что в
дальнейшем позволит оценить
тенденции развития системы
Общий анализ результатов показывает, что по мере развития рыночных отношений увеличивается значение внутриорганизационных и внутрисистемных факторов при существенном ослаблении влияния внешних относительно организации факторов. Только по нескольким факторам внешней среды отмечается усиление влияния (развитие теории и практики управления персоналом, возрастание конкуренции, влияние потребителей (клиентов), ситуация на рынке труда), которое имеет опосредованный (через микро-факторы) характер. Это позволяет сделать вывод о том, что при адаптации организаций к рыночным отношениям акценты в управлении персоналом смещаются на внутриорганизационные отношения, возрастает лишь роль факторов, которые мы отнесли к факторам прямого воздействия.
Среди факторов внутриорганизационной среды очень низкое влияние оказывают обстоятельства, связанные с содержанием труда, технологией производства, условиями труда. Это объясняется тем, что в первые периоды проведения радикальных экономических реформ основное внимание уделялось трансформации форм собственности, получения льгот налогообложения, решения вопросов, связанных с содержанием социальной инфраструктуры и поиском рыночных методов реализации социальной политики.
В дальнейшем возрастает
значение таких факторов, как
профиль специализации (обусловлено
поиском новых модификаций
Ведущим фактором
во все периоды остается
Влияние внутрисистемных
факторов управления
Информация о работе Основные этапы становления и развития теории управления