Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:34, курсовая работа
Главной задачей для меня являлось, изучить смысл понятия - несовершенная конкуренция, попытка рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его развития. Во время написания работы, я использовал научные книги, современную прессу, аналитические статьи и интернет-ресурсы.
Введение
1. Роль монополий в современной рыночной экономике.
1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования.
1.2 Соотношение монополии и конкуренции
2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях.
2.1.1 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
2.1.2 Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
2.2 Особенности антимонопольной политики в России.
Таким образом, серьезные аргументы есть у обеих сторон. На практике вопрос о праве собственности чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах с сильным индивидуалистическими традициями, наоборот, склоняются к частной собственности. См.: Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства// (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал №3 - 2003г.С.37. Законом регулирующим деятельность естественных монополий является "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г ,который включает в себя: государственное регулирование и контроль в сферах естественной монополии, органы регулирования естественных монополий, их функции и полномочия, ответственность за нарушения настоящего Федерального закона, порядок принятия решений (предписаний) органами регулирования естественных монополий, а также порядок исполнения и обжалования этих решений.
Так же можно
отнести к искусственным
Федеральная антимонопольная служба выясняет причины повышения цен на продукцию АвтоВАЗа. Она ведет мониторинг авторынка, и, по мнению экспертов ведомства, с начала года "Лады" подорожали сильнее, чем авто их коллег по отрасли.
После введения новых таможенных пошлин в январе этого года цены на машины АвтоВАЗа поднялись на 2,45 процента. Как пояснили "РГ" в пресс-службе ФАС, "по данным ведомства, компания занимает доминирующее положение на рынке". И в случае обнаружения признаков антимонопольного законодательства "будет принято решение о возбуждении дела". В свою очередь, представитель АвтоВАЗа сказал "РГ", что компания сейчас пытается прояснить ситуацию, почему у ФАС сложилось такое мнение. Но все это, уточним, касается лишь январского подорожания.
А вчера АвтоВАЗ, наоборот, начал распродажу своих авто, выпущенных в прошлом году. В среднем скидка составит 10 процентов. Как пояснила пресс-секретарь президента компании Бориса Алешина Наталья Сидорук, автомобили семейства LADA SAMARA подешевеют на 12,1процента.
Цены на LADA KALINA и LADA PRIORA снижаются на 10,9 процента и 13,4 процента соответственно. Для моделей LADA 2105/2107 скидка составит до 13,8 процента.
По оценкам экспертов, у официальных дилеров АвтоВАЗа и на складах самого завода скопилось от 30 до 90 тысяч тольяттинских легковушек, произведенных в прошлом году. Спрос на машины в конце прошлого года упал на 40 процентов, из-за чего и произошло затоваривание. Для того чтобы освободить площади, решено снизить цены на прошлогодние "Лады".
Однако уже
с 30 марта АвтоВАЗ планирует
Зато компания Ford пошла на беспрецедентный шаг и собирается снизить стоимость самой доступной модели Ford Focus почти на 10 процентов. Таким образом, цена этой модели составит 345 тысяч рублей. Представители компании не скрывают, что делают это только для того, чтобы машина попала под госсубсидии. Для этого компания сократит маркетинговый бюджет. Какие опции покинут автомобиль для его удешевления - не сообщается. Остальные производители, чьи модели хоть и попали в список, но цена которых выше 350 тысяч рублей, пока только рассматривают возможность снижения стоимости.
Тем временем цены на российские "Рено", "Киа", "Шкода" и "Хюндай" с начала года выросли почти на 6 процентов. На этой неделе был объявлен новый прейскурант на весь модельный ряд российского "Форда" (за исключением авто, попавшего в список для льготных автокредитов). С 1 апреля цены подскочат в среднем на 5 процентов. В ближайшее время эта участь ждет и другие автомобили, особенно те, которые оказались за рамками "программы автокредитов".
"Российские иномарки, - пояснил эксперт рынка Игорь Моржаретто, - подорожали из-за роста курса доллара и евро. Из-за чего выросла рублевая стоимость автомобилей и запчастей, которые привозят для сборки. Конечно, в начале февраля было принято решение об обнулении на 9 месяцев пошлин на ряд автомобильных компонентов для промышленной сборки, но оно еще значительно не повлияло на рынок. А привозные авто дорожают из-за повышения таможенных пошлин на зарубежные легковушки. Это прибавило более 10 процентов к конечной стоимости машины".
В целом обстановка на отечественных автозаводах непростая, ведь большое количество имущества заложено под кредиты, а отдавать долги нечем, так как товар не продается, говорит Моржаретто. Есть и проблемы с поставщиками, которые не хотят давать комплектующие в долг, им тоже нужны деньги на поддержание производства. Что касается отечественных грузовиков и автобусов, то спрос на них упал вдвое. И пока надежда производителей тяжелой техники в основном на госзаказ, резюмирует эксперт.
Надо сказать, что это уже второе повышение с начала года. Первый раз автопроизводители в большинстве своем повысили цены с первого января. Этим они отыграли повышение пошлин. Нынешний подъем связан с ростом себестоимости машин: повысились цены на энергоресурсы, да и инфляция сказалась. По мнению экспертов, машины и впредь будут только подниматься в цене, несмотря на снижение спроса.
По данным Агентства европейского бизнеса, в феврале интерес к самым продаваемым маркам упал для некоторых моделей в два раза. Лидер российского рынка Lada по сравнению с прошлым годом снизила реализацию на 36 процентов, Chevrolet - на 50 процентов. А продажи Lacetti и Niva упали на 53 и 54 процента соответственно. Реализация Ford упала на 25 процентов, до 10 497 автомобилей. Продажи Hyundai упали на 54 процента (7669), Nissan - на 44 процента (7364), Toyota - на 43 процента (6522), Opel - на 42 процента (4244). Зато выросли продажи таких марок, как Peugeot (на 32 процента), Volkswagen (на 53 процента) и Skoda (на 25 процентов). Впрочем, общая доля этих машин на нашем рынке невысока. Всего за февраль этих марок продано около 10 тысяч машин. Надо сказать, что, даже несмотря на сокращение производства, еще не распроданными с прошлого года остается порядка 100 тысяч машин.
Но что удивительно: в начале года существенный рост продаж показали автомобили премиум-класса. Правда, как утверждают эксперты, этот рост вызван тем, что в январе и феврале в основном продавались машины, заказанные в прошлом году. В дальнейшем количество продаж этих марок в связи с общей тенденцией снижения спроса может сильно упасть.
Еще один интересный факт проявился на нашем автомобильном рынке. Производство иномарок в России за первые два месяца превысило почти в два раза производство отечественных легковых машин. Иномарок было выпущено 40 тысяч, а наших марок - всего 25 тысяч. Причем если большинство заводов сократило количество выпущенных машин, то предприятия GM и Toyota, наоборот, увеличили производство на 80 процентов. Эксперты агентства "Автостат" связывают такую разницу с тем, что все российские предприятия в январе практически не выпускали автомобилей и начали наверстывать упущенное только в феврале. В дальнейшем предполагается, что выпуск тех и других сравняется.См.: Российская газета // - Федеральный выпуск №4875 от 26 марта 2009 г.
Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий
В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка, поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Как мы убедились раньше, по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен.
В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:
· либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы,
· либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.
При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.
Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным из них является индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH):
IHH=(X1)2+(X2)2+…+(XN)2, (2.1)
где XN - доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.
Легко понять, что чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше будет и значение индекса. Так, при чистой монополии, когда все сто процентов рынка контролируются одной фирмой, он достигнет своего максимума 10000 (т.к. 1002=10000). Если же в отрасли действует, скажем, более десяти тысяч фирм равного размера (т.е. фактически сложились условия совершенной конкуренции), индекс упадет ниже единицы.
Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда IHH<1000 (в США - при IHH<1400). По формуле 2.1 легко подсчитать, что это условие выполняется, если доля крупнейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших - 44%, трех - 54%.
Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.
· Картель - это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.
· Система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов. Или в том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.
· Личная уния состоит
в том, что одни и те же лица управляют
разными компаниями-
Все формы переплетения фирм-конкурентов фактически имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности действуют заодно, как правило, нанося этим ущерб потребителю. Именно поэтому они защищены законами большинства развитых рыночных стран и России. Причем за ряд нарушений, связанных с созданием картелей, во многих странах предусмотрена даже уголовная ответственность.
Сложнее обстоит
дело с государственным
В связи с
описанным противоречием в
· Поведенческий критерий применения санкций - государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений.
Поведенческий подход в принципе точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.
Информация о работе Основные направления антимонопольной политики в современных условиях