Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей для меня являлось, изучить смысл понятия - несовершенная конкуренция, попытка рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его развития. Во время написания работы, я использовал научные книги, современную прессу, аналитические статьи и интернет-ресурсы.

Содержание работы

Введение
1. Роль монополий в современной рыночной экономике.
1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования.
1.2 Соотношение монополии и конкуренции
2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях.
2.1.1 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.
2.1.2 Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
2.2 Особенности антимонопольной политики в России.

Файлы: 1 файл

курс.проект.doc

— 305.92 Кб (Скачать файл)

Доказать, скажем, необоснованное монополистическое  завышение цен всегда очень сложно. Ведь для этого нужно установить, что цена очень сильно превышает издержки. А издержки у монополиста:

a) Могут быть  исходно весьма велики в силу  х-неэффективности,

b) Искусственно  показаны выше фактического уровня  с помощью труднопроверяемых бухгалтерских ухищрений.

Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена, скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, как отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом?

§ Структурный  критерий применения санкций - государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка.

В свою очередь  структурный подход более прост  в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или  иную фирму, и автоматически становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.

Зато недостатком  структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким механическим образом легко разрушать не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики. См.: Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства // (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал №3 - 2003г.С.42.

На практике же не всегда возможно выявить и  доказать искусственную монополию в сегменте рынка.

Повышение тарифов  сотовыми операторами в условиях кризиса привлекло внимание властей. Минкомсвязи изучает эту ситуацию и в случае обнаружения сговора обратится в ФАС и ФСТ, предупредил министр связи Игорь Щеголев. Впрочем, как показывает практика, регуляторы пока проигрывают борьбу с бизнесом.

Минкомсвязи изучает  причины повышения тарифов сотовыми операторами, сообщил министр связи  Игорь Щеголев. Одно дело, когда речь идет о международном роуминге: российские сотовые операторы вынуждены рассчитываться с партнерами по роумингу иностранной валютой. И совсем другое - повышение тарифов на услуги сотовой связи внутри страны, пояснил министр.

Если ведомство  в этом усмотрит признаки сговора, то Минкомсвязи обратится к Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Федеральную службу по тарифам (ФСТ), чтобы они приняли меры, сказал министр. Ведомство также будет следить за действиями операторов широкополосного доступа в интернет (ШПД), отметил Щеголев.

С начала 2009 года все сотовые операторы «большой тройки» объявили о повышении цен на услугу международного роуминга.

«Мегафон» и  «Вымпелком» повысили цены в среднем  на 20%, МТС снизила стоимость на ряде туристических направлений  на 10-60%, но на других направлениях цена звонка из-за границы выросла на 25%. В компаниях связывали это решение с тем, что контракты с иностранными сотовыми компаниями заключены в долларах и евро, а их курс относительно рубля вырос.

Но российские мобильные компании не ограничились этими шагами.

О повышении  тарифов в феврале объявил  «Вымпелком». Подорожание коснулось четырех тарифов, услуги подорожали на 50 копеек - до 1 рубля за минуту разговора.

Другие операторы  пока не намерены следовать по пути «Вымпелкома». «Сейчас на фоне замораживания  или сокращения доходов большинства  абонентов индексация тарифов нецелесообразна», - отмечает директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская. Однако, по ее словам, при изменении рыночной ситуации компания может и повысить тарифы. «Мегафон» пока не планирует повышения цен», - сказала корреспонденту «Газеты.Ru» директор по связям с общественностью компании Марина Белашева.

Таким образом, полностью от повышения тарифов  компании не отказываются, так что предупреждение Минкомсвязи прозвучало вовремя. Сотовая связь стала частью повседневной жизни россиян, объясняют эксперты причину интереса регуляторов к действиям сотовых операторов. По данным агентства AC&M, в январе 2009 года проникновение услуги в России составило 130% (то есть на каждого россиянина приходится 1,3 сим-карты). «В регионах есть тенденция - люди отказываются от фиксированных телефонов в пользу мобильных», - рассказывает аналитик J`Son&Partners Сергей Савин. Повышение цен на мобильную связь увеличивает нагрузку на людей в непростой экономической ситуации и государство хочет не допустить этого, полагает эксперт.

Впрочем, пока, как показывает практика, регуляторы проигрывают борьбу с бизнесом. Сотовая связь - вторая отрасль, привлекшая пристальное внимание властей после нефтяной. В прошлом году ФАС оштрафовала четыре крупнейшие нефтяные компании России - «ЛУКойл», «Роснефть», «Газпром нефть» и ТНК-ВР за установление монопольно высоких цен. Однако все они обжаловали решение ведомства, а «Газпром нефти» удалось даже выиграть дело, отменив штраф в 1,36 млрд рублей. В середине февраля 2009 года ФАС возбудила новое уголовное дело против основных поставщиков бензина, однако эксперты скептически оценивают его перспективы.

У сотовиков  тоже есть случаи удачного противостояния требованиям властей.

Летом 2006 года в  России был введен принцип CPP - была отменена плата за любые входящие звонки. Операторы сочли, что установленные цены не покрывают их расходы для организации звонка с «городского» номера на мобильный, и ввели услугу «плата за соединение». Тогда она составляла от 32 до 50 копеек за звонок. В ответ ФАС обвинила игроков отрасли в сговоре, а Министерство информатизации и связи (предшественник Минкомсвязи) отправило запрос о законности такого шага в Россвязьнадзор. Отменить эту плату государству не удалось. Газета.ru

Еще один случай комментирует «Российская газета»: Ведомство готовится к возбуждению ряда дел в отношении руководителей регионов за препятствование передвижению различных товаров между территориями.

"В девяностых  годах такое явление, как препятствование  ввозу в регион неместной продукции из других регионов, носило массовый характер. В последнее время таких случаев не наблюдалось, однако в связи с кризисом главы некоторых субъектов сочли возможным введение экономического сепаратизма", - сообщил глава ФАС.

По его словам, "экономический сепаратизм" проявляется  в установлении местными властями акцизов, недопущении неместных товарных марок на рынок региона, административные наказания торговым сетям за распространение "чужой продукции" и особенно явно, как отметил глава ФАС, экономический сепаратизм проявляется в случае с алкогольной продукцией. Артемьев отказался назвать регионы, против которых будут возбуждены дела, сославшись на то, что детали дел еще рассматриваются.

Впрочем, бороться с произволом чиновников ФАС уже  привыкла. В прошлом году 56 процентов всех нарушений антимонопольного законодательства допустили именно представители органов власти. "Сейчас, к примеру, мы расследуем дело в Нижегородской области, когда две компании боролись за получение дорожного подряда. Первая готова была сделать работу за миллиард рублей, вторая - за пятьсот миллионов. Как вы думаете, какая из них победила? Правильно, первая", - сказал Игорь Артемьев. При этом, когда проигравшая сторона обратилась в ФАС, ведомство провело проверку и выдало предписание: договор с "победителем" не подписывать. Однако администрация области рекомендацию ФАС проигнорировала, и теперь к делу подключились правоохранительные органы. Само собой, ФАС подготовила иск в суд о расторжении этого контракта.

"И это далеко  не единственный случай. В той  же Нижегородской области недавно была похожая ситуация с фармакологией, когда отстранили от участия в торгах почти все фирмы и в результате вместо аукциона провели конкурс, с чем мы тоже разбираемся", - добавил Игорь Артемьев.

Что касается наболевших цен на бензин, руководитель ФАС  рассказал, что на этой неделе комиссии ведомства начнут рассмотрение дел в отношении "ЛУКОЙЛа", "Роснефти", "Газпром нефти" и ТНК-ВР за установление монопольно высоких цен на топливо в IV квартале 2008 года и за повышение оптовых цен в январе - феврале 2009-го, когда они выросли по разным компаниям на 30-60 процентов.

"Удержание  монопольно высоких цен на  бензин в четвертом квартале 2008 года и рост цен в начале 2009-го произошли, несмотря на  объявленные правительством меры по стабилизации ситуации в условиях кризиса. В том числе снижение более чем в три раза экспортной пошлины, обнуление ставок на ввоз оборудования для модернизации заводов и многие другие меры, включая эффект девальвации, а также несмотря на резкое снижение мировых цен на нефть. Ну что ж, вызов нефтяными компаниями брошен, и правительство принимает его", - подчеркнул Игорь Артемьев.

Если ФАС докажет  свою правоту, то, учитывая, что еще  не завершен ряд дел, возбужденных во второй половине 2008 года против данных нефтяных компаний, допущенные ими нарушения можно будет назвать рецидивом. В этом случае, отметил глава ФАС, речь пойдет о кратном увеличении оборотных штрафов.

Напомнил чиновник и о том, что ведомством подготовлен  второй пакет поправок в антимонопольное законодательство, согласно которым, в частности, участники картельных сговоров и те, кто злоупотребляет доминирующим положением на рынке, будут караться не только штрафами, но и лишением свободы. См.: Российская газета // Федеральный выпуск №4873 от 24 марта 2009 г.

Особенности антимонопольной политики в России

Рыночные отношения  в РФ, как известно, находятся  на стадии становления, сталкиваясь  с огромными трудностями, препятствиями, противоречиями, что не может не влиять на процесс формирования эффективного антимонопольного законодательства. Тем не менее, в стране сложилась определённая система антимонопольного регулирования, которая постоянно совершенствуется, изменяется, дополняется. Антимонопольное законодательство - правовая форма государственного антимонопольного регулирования рыночных отношений, представляющих собой совокупность нормативных актов, целями, реализации которых являются воспроизводство и поддержка добросовестной конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.См. : Кусакина О.Н. Антимонопольная политика России // Монография Ст. 2007 г

Высокий уровень  монополизации и его резко  отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой  и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

На Западе демонополизация  предприятий-гигантов возможна путем  их разделения на части. Тамошние монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Можно выделить три принципиальных возможности  понижения степени монополизации:

1) прямое разделение  монопольных структур;

2) иностранная  конкуренция;

3) создание новых  предприятий.

Как уже сказано, возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур - бывших министерств, главков, а также областных властей - такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.

Дело в том, что еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют - предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут.

Второй путь - иностранная конкуренция - явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Информация о работе Основные направления антимонопольной политики в современных условиях