Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 00:28, курсовая работа
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.1
Физическая культура и спорт – это часть социальной политики государства, одна из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни. Уровень развития физической культуры и спорта в обществе определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта и путей ее совершенствования
ОГЛАВЛЕНИЕ
Приложения
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.1
Физическая культура и спорт – это часть социальной политики государства, одна из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни. Уровень развития физической культуры и спорта в обществе определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.
Следует отметить, что в интересах повышения эффективности деятельности органов государственной власти в стране вопросы совершенствования системы управления физической культурой и спортом постоянно находились и находятся в поле зрения Президента Российской Федерации Владимира Путина. В своем ежегодном Послании Федеральному собранию Российской Федерации он не раз отмечал, что развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь – духовным и физическим здоровьем нации…2
Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.
В настоящее время необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.
Важнейшая задача государственной политики в сфере физической культуры и спорта - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – особенности государственной политики в сфере физической культуры и спорта в РФ.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – государственная политика в сфере физической культуры и спорта.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – государственная политика по формированию нормативно-правовой базы для создания устойчивой системы физической культуры и спорта и эффективного государственного управления в данной сфере.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – выявление основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта и путей ее совершенствования.
В соответствии с целью были выдвинуты следующие ЗАДАЧИ:
1. Определение основ
2. Изучение особенностей
3. Обобщение опыта организации
работы по развитию физической
культуры и спорта на примере
субъекта РФ – Курганской
4. Выявление путей совершенствования работы по развитию физической культуры и спорта.
По структуре дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников и приложений.
В первой главе «Основы государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта на современном этапе» раскрываются вопросы нормативно-правовой базы и государственного управления в сфере физической культуры, спорта и туризма.
Во второй главе «Государственная политика по формированию системы физической культуры и спорта» отражены основные направления формирования системы физической культуры и спорта.
В третьей главе «Опыт организации работы по развитию физической культуры и спорта в субъекте РФ (на примере Курганской области). Пути совершенствования государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта» рассмотрены итоги работы в 2005 году органа исполнительной власти Курганской области – Управления по делам молодежи, физической культуры и туризма Курганской области, выявлены основные проблемы по осуществлению эффективного регулирования в сфере физической культуры и спорта и намечены пути совершенствования системы работы в данной сфере в Курганской области.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, Основы законодательства по физической культуре и спорту, здравоохранению и т.д., Федеральные законы, в которых в той или иной степени затрагивались вопросы физической культуры и спорта, законы по физической культуре и спорту субъектов Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта. В процессе исследования использовались также различные монографии, публикации в прессе, Интернет-изданиях, данные статистических и социологических исследований по теме.
В дипломной работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ; контент-анализ материалов средств массовой информации; изучение текстов Конституции РФ, законов, подзаконных актов, специальной литературы; социологический опрос; экспертная оценка; изучение статистических данных; методы математической обработки материалов, полученных в исследованиях. В основу второй главы лег метод системного подхода, т.е. рассмотрение основных элементов сферы физической культуры и спорта в системе.
В настоящее время в России происходят заметные позитивные преобразования в социальной сфере, в частности в сфере физической культуры и спорта. Но применение на практике положений нормативно-правовых документов, а также оценка результативности этой работы требует определенных механизмов, которые находятся в стадии разработки. Мы попытались обобщить опыт использования этих механизмов. В этом состоит научная новизна работы.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть полезны в качестве основы в процессе дальнейшего исследования различных проблем государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации. Они могут использоваться в преподавании курсов права Российской Федерации, в практической деятельности работников органов исполнительной власти.
Законодательство о физической культуре и спорте – комплексная по своему характеру и значительная по объему часть законодательства РФ, включающая нормы конституционного, гражданского, трудового, международного права.
Оно тесно связано с законодательством об образовании, о социальной защите населения, о здравоохранении, о предпринимательской деятельности, о приватизации, о местном самоуправлении и представляет собой обширный массив законодательных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в ходе реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, на сохранение здоровья средствами активного образа жизни и, таким образом, непосредственно относится к числу важных средств современной государственной политики в сфере обеспечения качества жизни граждан РФ.
Итак, система правового и нормативного обеспечения развития физической культуры и спорта в России включает в себя:
Конституционной основой развития физической культуры и спорта в стране являются две статьи Конституции Российской Федерации – статья 41, в которой сказано о том, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, и статья 72, где говорится о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.3
Основу законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте составляет Федеральный закон от 29 апреля 1999 года №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Этот закон – важный этап в формировании правовых основ физкультурно-спортивной деятельности.
Законодательно гражданам предоставляется обеспечиваемый государством необходимый единый стандарт физического воспитания, объема и состава услуг в сфере физической культуры и спорта, время и информация для обучения жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам, а также гарантируются равные для всех граждан правовые возможности физического совершенствования, в том числе овладения спортивным мастерством для всех желающих, поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта и укреплению здоровья человека.
Практика применения Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» выявила его излишнюю декларативность, существенные недостатки и пробелы в числе норм регулирующих правоотношения в сфере физической культуры и спорта, противоречия с иными актами высшей юридической силы.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и решением Правительства Российской Федерации Федеральным агентством по физической культуре и спорту в 2005 году разработан и внесен в Правительство проект федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в новой редакции. В основу законопроекта были положены «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации», решение Государственного Совета Российской Федерации «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» от 30 января 2002 года, другие документы в области физической культуры и спорта.
При разработке законопроекта использовался законодательный опыт в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, который в ряде случаев значительно опережает и развивает положения действующего Федерального закона, а также опыт зарубежных стран.
Законопроектом вводится современный понятийный аппарат физической культуры и спорта, закрепляются принципиально иные полномочия Росспорта как органа управления физической культурой и спортом в России. Принятие нового закона позволит создать юридическую базу для регулирования отношений в области детского, юношеского и профессионального спорта; урегулировать правовое положение спортсменов во всех видах спорта (и олимпийских, и не включенных в олимпийскую программу), обеспечить создание благоприятных условий для физического воспитания и физического развития населения.
На сегодняшний день основным нормативным правовым актом, регламентирующим полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в том числе в области физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот закон призван совершенствовать систему управления в области физической культуры и спорта по вертикали (федеральный центр – субъекты Российской Федерации – местный уровень), а также наполнить систему управления качественным содержанием.
Необходимо отметить, что в первоначальной редакции 131-го Федерального закона физическая культура и спорт не входили в перечень вопросов местного значения. Компетенция муниципальных образований в сфере физической культуры и спорта могли рассматриваться только в контексте реализации полномочий органами местного самоуправления в сфере создания условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. И лишь 31 декабря 2005 года Федеральным законом № 199-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных образований были отнесены вопросы обеспечения условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью.4
В настоящее время можно выстроить схему взаимодействия и определить управленческие функции и вопросы ведения каждого из указанных выше уровней. При этом важно исходить из приоритета территориального принципа на основе самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций.
Федеральный уровень: