Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта и путей ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.1
Физическая культура и спорт – это часть социальной политики государства, одна из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни. Уровень развития физической культуры и спорта в обществе определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Файлы: 1 файл

1239507_B0B87_osnovnye_napravleniya_gosudarstvennoi_politiki_v_sfere_fizic.doc

— 515.50 Кб (Скачать файл)

В марте 2005 года начал свою работу Интернет-сайт Управления. Его посетители могут узнавать о новостях спорта в области. Главная цель информационной политики Управления – привлечь внимание к здоровому образу жизни и вовлечь в физкультурно-спортивную деятельность жителей нашей области.

Ежегодно с целью пропаганды физкультуры и спорта, повышения эффективности учебно-тренировочного процесса проводятся смотры-конкурсы на звания «Лучший спортсмен», «Лучший тренер», на лучшую постановку спортивно-массовой и оздоровительной работы среди детских и подростковых клубов по месту жительства.

Материальное обеспечение учебно-спортивной работы сферы физической культуры и спорта в 2005 году составило 7,6 млн. рублей, из которых 750 тысяч – финансирование мероприятий РОСТО. Для сравнения содержание профессиональной хоккейной команды «Зауралье» обошлось области в 14 млн. рублей.

Несмотря на то, что с 2003 года в области открылись две специализированные школы олимпийского резерва, увеличилось число спортивных мероприятий и вместе с ним количество занимающихся физической культурой и спортом, финансирование учебно-спортивной работы Управления постоянно снижается. Финансирование работы подведомственных организаций не было полноценным.

Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на 2003-2005 годы» также не была профинансирована на 100%:

в 2003 году – 3 млн. 015,0 тыс. руб.,71,4%,

в 2004 году – 3 млн. 870 тыс. руб., 68%,

в 2005 году – 4 млн. 735 тыс. руб. 87,8%.18

Таким образом, в настоящее время финансовое состояние отрасли находится на уровне 2000 года. И это при ежегодной инфляции как минимум в 10%. Необходимо принять срочные меры по решению проблемы финансирования отрасли.

На 2006 год в бюджете области предусмотрено 11 млн. 500 тысяч рублей на спортивные мероприятия. Этих средств также недостаточно для осуществления полноценной работы по развитию отрасли.

В 2005 году завершилась реализация областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта». Аналогичная работа велась на муниципальном уровне. Реализация мероприятий Программы позволила активизировать работу по пропаганде и дальнейшему развитию физической культуры и спорта, повысить спортивное мастерство и направить усилия на реконструкцию и строительство спортивных сооружений.

Сейчас необходимо доработать и принять новую Программу развития, важнейший документ для дальнейшей работы. Ее содержание должно соответствовать стратегическому развитию сферы физкультуры и спорта в области. Итак, вот меры, на выполнении которых необходимо сконцентрировать усилия.

  1. Плодотворное сотрудничество с муниципальными образованиями по развитию спорта в области. Необходимо оптимально разграничить полномочия в этой сфере, строить отношения и контролировать эффективность этой деятельности.

Нужно совершенствовать структуру управления физической культурой и спортом через спорткомитеты и отделы, активизировать спортивно-массовую работу с населением по месту жительства путем реконструкции и строительства простейших спортивных сооружений, проведения спартакиад и соревнований между дворовыми командами по игровым видам спорта и других мероприятий.

  1. Развитие спорта в образовательных учреждениях. В этом направлении предполагается совместно с Главным управлением образования Курганской области и главами муниципальных образований вести последовательную работу:
    • по вовлечению детей, подростков и молодежи в занятия физкультурой и спортом;
    • по реконструкции и строительству спортивных залов, спортплощадок и других сооружений;
    • по обеспечению детско-юношеских спортивных школ спортивным инвентарем.
  2. Следующий серьезный аспект Программы – развитие спорта по месту жительства. Здесь предполагается осуществить на базе долевого финансирования из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований строительство спортивных центров по месту жительства для удовлетворения потребностей в занятиях спортом всех категорий населения.

Кроме того, нужно привлекать для работы квалифицированных инструкторов по месту жительства, искать пути стимулирования этих работников.

В результате разработчики Программы рассчитывают, как минимум, втрое увеличить число зауральцев, регулярно занимающихся спортом.

  1. Следующий этап – развитие спорта высших достижений. Для этого необходимо создать хорошую материально-спортивную базу. В ближайшее время запланированы реконструкция и модернизация образовательных учреждений для подготовки олимпийского резерва, а также оборудование медицинского центра.
  2. Пропаганда физкультуры и спорта является одним из важнейших инструментов развития массовости спорта. Нужно усилить взаимодействие со средствами массовой информации в плане освещения массовых спортивных мероприятий, популяризации физической культуры и спорта среди жителей области.
  3. Важный этап – совершенствование имеющейся законодательной базы и разработка принципиально новых, отвечающих современным требованиям нормативно-правовых актов в этой сфере. Они будут касаться приоритетных направлений в работе – развития детского и массового спорта, реконструкции и строительства спортивных сооружений.
  4. Обеспечение полноценного финансирования отрасли планируется осуществлять не только за счет средств областного бюджета, но и за счет внебюджетных источников. Для этого нужно привлечь спортивную общественность, федерации по видам спорта, предприятия и организации области, бизнес-сообщество, профсоюзы и общественные структуры.

Объем финансирования Программы на 3 года составит более 30 миллионов рублей. Необходимо настаивать на полноценном и последовательном финансировании всех ее мероприятий.19

Одна из приоритетных задач реформирования и модернизации отечественной системы физической культуры и спорта – создание результативной системы управления в этой области.

Изучение возможностей оптимизации системы управления развитием физкультурно-спортивного движения в субъекте Российской Федерации, инновационных алгоритмов планирования и реализации основных мероприятий позволит управленцам более четко представить границы своей профессиональной компетенции, успешнее взаимодействовать с вышестоящими, параллельными и нижестоящими органами и организациями при решении совместных задач, эффективнее осуществлять практические мероприятия. Использование изложенного опыта работы даст возможность специалистам из различных субъектов России творчески подходить к своей управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению указанной цели. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показывает, что такая задача может быть решена при комплексном подходе к вопросам развития физической культуры и спорта.

Сегодня  роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Однако в последние десятилетия из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.

В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:

  • недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
  • несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта (а также их моральный и физический износ) задачам развития массового спорта в стране;
  • недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
  • утрата традиций российского спорта высших достижений;
  • отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.

Наши исследования подтвердили, что органы государственной власти – это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь. Современный период в развитии физической культуры и спорта продемонстрировал созидательную политику государства. Органы управления в рамках выполняемых функций формируют отношения, распоряжения и подчинения, направленные прежде всего на регулирование и реализацию системы государственного управления в сфере физической культуры и спорта, что фиксируется в нормативно-правовых актах.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что эффективность системы управления отраслью физической культуры и спорта напрямую зависит от полного нормативного обеспечения ее деятельности.

Таким образом, оптимизация системы управления отраслью «физическая культура и спорт» в условиях формирования рыночной экономики должна происходить по двум взаимосвязанным направлениям:

  • совершенствование самого процесса функционирования системы 
    управления за счет разработки нормативно-правовой базы, более полный переход на программно-целевое управление,
  • поиск новых источников финансового и информационного обеспечения развития отрасли и др.

Список использованных источников и литературы

 

 

 

I. Нормативно – правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 19993 года. М.: Юридическая литература, 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I от 30 ноября 1994 года в ред. от 21.03.2002 // Собрание законодательства РФ, 1994, №32, ст. 3301; Часть II от 26 января 1996 года в ред. от 17.12.1999 // Собрание законодательства РФ, 1996, №5, ст. 411; Часть III от 26 ноября 2001 года // Собрание законодательства РФ. 2001. №49. Ст. 4552.
  3. Об общественных объединениях: Закон Российской Федерации от 19.05.1995 //Собрание законодательства РФ. 1995. № 16. Ст. 1254
  4. Об образовании: Закон Российской Федерации от 18.01.1996 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 4. Ст.16.
  5. Об охране окружающей природной среды: Закон Российской Федерации от 19.12.1991 // Собрание законодательства РФ. 1991. № 59. С. 5216.
  6. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. (редакция от 19.06.1995) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 43. Ст. 3216.
  7. О страховании: Закон Российской Федерации от 22.12.1992 // Собрание законодательства РФ. 1992. № 58. С. 4216.
  8. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 29.04.1999 // Собрание законодательства РФ. 1995. №  34. Ст. 2345.
  9. Основы законодательства РФ по охране труда от 06.08.1993 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 47. Ст. 3215.
  10. Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте от 27.04.1993 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 26. Ст. 2345.
  11. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 -2015 годы: Федеральная целевая программа // Собрание законодательства РФ. 2006. № 6. С. 3215.
  12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ  (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 64. Ст. 4259.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Литература

 

 

 

  1. Алексеев С.А. Государство и право. М.: Инициатива, 1994. 235 с.
  2. Аналитическая информация к совещанию по теме «Разграничение полномочий в сфере физической культуры, спорта и государственной молодежной политики» (реализация федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») // СПС Гарант 5.5.
  3. Братановский С.Н. Государственное управление физической культурой и спортом. Саратов, 1991. 362 с.
  4. Выступление руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту В.А.Фетисова в Государственной Думе 7 декабря 2005 года // СПС Гарант 5.5.
  5. Гуськов С.И. Государство и спорт. М.: Фагот, 1996. 159 с.
  6. Гуськов С.И., Соколов А.С. Местные органы власти и спорт. М.: Просвещение, 1998. 165 с.
  7. Доклад о плане работы коллегии Росспорта на 2006 год секретаря коллегии П. Виноградова. // СПС Гарант 5.5.
  8. Доклад начальника Управления физической культуры С. Бирюкова (в сокращенной форме) // СПС Гарант 5.5.
  9. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Основы менеджмента спорта. Тюмень: Из – во Тюмен гос ин-та, 1998. 147 с.
  10. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. М.: Дрофа, 2000. 165 с.
  11. Зуев В.Н. Управление системой спортивного соревнования. Тюмень.: Из – во Тюмен. ин - та, 2001. 148 с.
  12. Зуев В. Н. Нормативно – правовое регулирование в сфере отечественной физической культуры и спорта. СПб.: Петрополис, 2001. 482 с.
  13. История физической культуры / Под ред. Ф.И. Самоукова. М.: Просвещение, 1956. 248 с.
  14. Керпельман Е. Л. Стенограмма заседания экспертно-консультативного совета при Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту  от 27 мая 2004 года // СПС Гарант 5.5.
  15. Киль А.Н., ответственный секретарь Координационного совета по спортивно-патриотическо му воспитанию. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Спортивно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации // СПС Гарант 5.5.
  16. Козлов А.А. Отношение общественного сознания к проблеме воспитания. Спб.: Из –во Спб ГУ, 2000. 213 с.
  17. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта. Оренбург, 1991. 112 с.
  18. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания работников образования. - М.: Высшая школа, 2000, с. 34-49.
  19. Описательный отчет О работе управления по делам молодежи, физической культуры и туризма курганской области за 2005 год и Задачи развития физической культуры, спорта и туризма на 2006 год // СПС Гарант 5.5.
  20. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы // СПС Гарант 5.5.
  21. Путалова И.Б. Правовые основы физической культуры и спорта. Омск, 1999. 135 с.
  22. Столбов В.В. История физической культуры. М.: Просвещение, 1989. 195 с.
  23. Столбов В.В. Российские единомышленники Пьера де Кубертена: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию современных Олимпийских игр "Олимпийское движение и социальные процессы". Омск, 1995, с. 36-38.
  24. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" // СПС Гарант 5.5.
  25. Финогенова Л.А. Олимпизм Советской России в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1921 гг.): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию современных Олимпийских игр "Олимпийское движение и социальные процессы". Омск, 1995, с. 53.
  26. www.lib.sportedu.ru
  27. www.kremlin.ru

Информация о работе Основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта и путей ее совершенствования