В марте 2005 года начал свою работу Интернет-сайт Управления. Его посетители
могут узнавать о новостях спорта в области.
Главная цель информационной политики
Управления – привлечь внимание к здоровому
образу жизни и вовлечь в физкультурно-спортивную
деятельность жителей нашей области.
Ежегодно с целью пропаганды физкультуры
и спорта, повышения эффективности учебно-тренировочного
процесса проводятся смотры-конкурсы на звания «Лучший спортсмен»,
«Лучший тренер», на лучшую постановку
спортивно-массовой и оздоровительной
работы среди детских и подростковых клубов
по месту жительства.
Материальное обеспечение учебно-спортивной
работы сферы физической культуры и спорта в 2005 году составило 7,6 млн.
рублей, из которых 750 тысяч – финансирование
мероприятий РОСТО. Для сравнения содержание
профессиональной хоккейной команды «Зауралье»
обошлось области в 14 млн. рублей.
Несмотря на то, что с 2003 года в области открылись две специализированные
школы олимпийского резерва, увеличилось
число спортивных мероприятий и вместе
с ним количество занимающихся физической
культурой и спортом, финансирование учебно-спортивной
работы Управления постоянно снижается.
Финансирование работы подведомственных
организаций не было полноценным.
Областная целевая программа «Развитие
физической культуры и спорта на 2003-2005
годы» также не была профинансирована на 100%:
в 2003 году – 3 млн. 015,0 тыс. руб.,71,4%,
в 2004 году – 3 млн. 870 тыс. руб., 68%,
в 2005 году – 4 млн. 735 тыс. руб. 87,8%.18
Таким
образом, в настоящее время финансовое
состояние отрасли находится на уровне
2000 года. И это при ежегодной инфляции
как минимум в 10%. Необходимо принять срочные
меры по решению проблемы финансирования
отрасли.
На 2006 год в бюджете области предусмотрено 11 млн. 500 тысяч рублей на спортивные мероприятия.
Этих средств также недостаточно для осуществления
полноценной работы по развитию отрасли.
В 2005 году завершилась реализация областной целевой программы «Развитие физической
культуры и спорта». Аналогичная работа
велась на муниципальном уровне. Реализация
мероприятий Программы позволила активизировать
работу по пропаганде и дальнейшему развитию
физической культуры и спорта, повысить
спортивное мастерство и направить усилия
на реконструкцию и строительство спортивных
сооружений.
Сейчас необходимо доработать и принять
новую Программу развития, важнейший документ
для дальнейшей работы. Ее содержание
должно соответствовать стратегическому
развитию сферы физкультуры и спорта в области.
Итак, вот меры, на выполнении которых
необходимо сконцентрировать усилия.
- Плодотворное сотрудничество с муниципальными
образованиями по развитию спорта в области.
Необходимо оптимально разграничить полномочия
в этой сфере, строить отношения и контролировать
эффективность этой деятельности.
Нужно совершенствовать структуру управления
физической культурой и спортом через
спорткомитеты и отделы, активизировать
спортивно-массовую работу с населением
по месту жительства путем реконструкции и строительства
простейших спортивных сооружений, проведения
спартакиад и соревнований между дворовыми
командами по игровым видам спорта и других
мероприятий.
- Развитие спорта в образовательных учреждениях.
В этом направлении предполагается совместно с Главным управлением
образования Курганской области и главами
муниципальных образований вести последовательную
работу:
- по вовлечению детей, подростков и молодежи
в занятия физкультурой и спортом;
- по реконструкции и строительству спортивных залов, спортплощадок и других сооружений;
- по обеспечению детско-юношеских спортивных
школ спортивным инвентарем.
- Следующий серьезный аспект Программы
– развитие спорта по месту жительства.
Здесь предполагается осуществить на
базе долевого финансирования из областного бюджета и бюджетов
муниципальных образований строительство
спортивных центров по месту жительства
для удовлетворения потребностей в занятиях
спортом всех категорий населения.
Кроме того, нужно привлекать для работы
квалифицированных инструкторов по месту жительства, искать
пути стимулирования этих работников.
В результате разработчики Программы
рассчитывают, как минимум, втрое увеличить
число зауральцев, регулярно занимающихся
спортом.
- Следующий этап – развитие спорта высших
достижений. Для этого необходимо создать хорошую
материально-спортивную базу. В ближайшее
время запланированы реконструкция и
модернизация образовательных учреждений
для подготовки олимпийского резерва,
а также оборудование медицинского центра.
- Пропаганда физкультуры и спорта является одним из важнейших инструментов развития массовости спорта. Нужно усилить взаимодействие со средствами массовой информации в плане освещения массовых спортивных мероприятий, популяризации физической культуры и спорта среди жителей области.
- Важный этап – совершенствование имеющейся
законодательной базы и разработка принципиально
новых, отвечающих современным требованиям
нормативно-правовых актов в этой сфере.
Они будут касаться приоритетных направлений
в работе – развития детского и массового спорта, реконструкции и строительства
спортивных сооружений.
- Обеспечение полноценного финансирования
отрасли планируется осуществлять не
только за счет средств областного бюджета,
но и за счет внебюджетных источников.
Для этого нужно привлечь спортивную общественность, федерации по видам
спорта, предприятия и организации области,
бизнес-сообщество, профсоюзы и общественные
структуры.
Объем финансирования Программы на 3
года составит более 30 миллионов рублей.
Необходимо настаивать на полноценном
и последовательном финансировании всех
ее мероприятий.19
Одна из приоритетных задач реформирования
и модернизации отечественной системы
физической культуры и спорта – создание
результативной системы управления в
этой области.
Изучение возможностей оптимизации системы управления развитием физкультурно-спортивного
движения в субъекте Российской Федерации,
инновационных алгоритмов планирования
и реализации основных мероприятий позволит
управленцам более четко представить
границы своей профессиональной компетенции,
успешнее взаимодействовать с вышестоящими,
параллельными и нижестоящими органами
и организациями при решении совместных
задач, эффективнее осуществлять практические
мероприятия. Использование изложенного
опыта работы даст возможность специалистам
из различных субъектов России творчески
подходить к своей управленческой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основополагающей задачей
государственной политики является создание
условий для роста благосостояния населения
Российской Федерации, национального самосознания
и обеспечения долгосрочной социальной
стабильности. Создание основы для сохранения
и улучшения физического и духовного здоровья
граждан в значительной степени способствует
достижению указанной цели. В то же время
существенным фактором, определяющим
состояние здоровья населения, является
поддержание оптимальной физической активности
в течение всей жизни каждого гражданина.
Опыт многих развитых стран показывает,
что такая задача может быть решена при
комплексном подходе к вопросам развития
физической культуры и спорта.
Сегодня роль спорта становится
не только все более заметным социальным,
но и политическим фактором в современном
мире. Привлечение широких масс населения
к занятиям физической культурой, состояние
здоровья населения и успехи на международных состязаниях
являются бесспорным доказательством
жизнеспособности и духовной силы любой
нации, а также ее военной и политической
мощи. Однако в последние десятилетия
из-за недостатка финансовых ресурсов
и внимания со стороны государства этот
некогда колоссальный потенциал во многом
был утерян.
В настоящее время имеется
ряд проблем, влияющих на развитие физической
культуры и спорта, требующих неотложного
решения, в том числе:
- недостаточное привлечение
населения к регулярным занятиям физической культурой;
- несоответствие уровня материальной
базы и инфраструктуры физической культуры
и спорта (а также их моральный и физический износ)
задачам развития массового спорта в стране;
- недостаточное количество
профессиональных тренерских кадров;
- утрата традиций российского
спорта высших достижений;
- отсутствие на государственном
уровне активной пропаганды занятий физической
культурой и спортом как составляющей
здорового образа жизни.
Наши исследования подтвердили,
что органы государственной власти – это направляющая и организующая
сила, способная принимать решения и претворять
их в жизнь. Современный период в развитии
физической культуры и спорта продемонстрировал
созидательную политику государства.
Органы управления в рамках выполняемых
функций формируют отношения, распоряжения
и подчинения, направленные прежде всего
на регулирование и реализацию системы
государственного управления в сфере
физической культуры и спорта, что фиксируется
в нормативно-правовых актах.
Необходимо еще раз подчеркнуть,
что эффективность системы управления отраслью физической культуры
и спорта напрямую зависит от полного
нормативного обеспечения ее деятельности.
Таким образом, оптимизация
системы управления отраслью «физическая
культура и спорт» в условиях формирования
рыночной экономики должна происходить
по двум взаимосвязанным направлениям:
- совершенствование
самого процесса функционирования системы
управления за
счет разработки нормативно-правовой
базы, более полный переход на программно-целевое
управление,
- поиск новых источников финансового и информационного
обеспечения развития отрасли и др.
Список использованных источников и
литературы
I. Нормативно – правовые акты
- Конституция Российской Федерации. Принята
всенародным голосованием 12 декабря 19993
года. М.: Юридическая литература, 1993.
- Гражданский кодекс Российской Федерации
(Часть I от 30 ноября 1994 года в ред. от 21.03.2002 // Собрание законодательства РФ, 1994, №32, ст. 3301; Часть II от 26 января 1996 года в ред. от 17.12.1999 // Собрание законодательства РФ, 1996, №5, ст. 411; Часть III от 26 ноября 2001 года // Собрание законодательства РФ. 2001. №49. Ст. 4552.
- Об общественных объединениях: Закон Российской
Федерации от 19.05.1995 //Собрание законодательства
РФ. 1995. № 16. Ст. 1254
- Об образовании: Закон Российской Федерации от 18.01.1996 // Собрание
законодательства РФ. 1996. № 4. Ст.16.
- Об охране окружающей природной среды:
Закон Российской Федерации от 19.12.1991 //
Собрание законодательства РФ. 1991. № 59.
С. 5216.
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон Российской Федерации
от 19.04.1991 г. (редакция от 19.06.1995) // Собрание
законодательства РФ. 1995. № 43. Ст. 3216.
- О страховании: Закон Российской Федерации
от 22.12.1992 // Собрание законодательства
РФ. 1992. № 58. С. 4216.
- О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Закон Российской Федерации
от 29.04.1999 // Собрание законодательства
РФ. 1995. № 34. Ст. 2345.
- Основы законодательства РФ по охране
труда от 06.08.1993 // Собрание законодательства
РФ. 2006. № 47. Ст. 3215.
- Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте от 27.04.1993 // Собрание
законодательства РФ. 2006. № 26. Ст. 2345.
- Развитие физической культуры и спорта
в Российской Федерации на 2006 -2015 годы: Федеральная целевая программа // Собрание законодательства РФ. 2006. № 6. С. 3215.
- Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации:
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
(с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28,
29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 64. Ст. 4259.
2. Литература
- Алексеев С.А. Государство и право. М.: Инициатива, 1994. 235 с.
- Аналитическая информация к совещанию по теме «Разграничение полномочий в сфере физической культуры, спорта и государственной молодежной политики» (реализация федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации» и «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации») // СПС Гарант 5.5.
- Братановский С.Н. Государственное управление физической
культурой и спортом. Саратов, 1991. 362 с.
- Выступление руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту В.А.Фетисова в Государственной Думе 7 декабря 2005 года // СПС Гарант 5.5.
- Гуськов С.И. Государство и спорт. М.: Фагот, 1996. 159 с.
- Гуськов С.И., Соколов А.С. Местные органы власти и спорт. М.: Просвещение, 1998. 165 с.
- Доклад о плане работы коллегии Росспорта
на 2006 год секретаря коллегии П. Виноградова. // СПС Гарант 5.5.
- Доклад начальника Управления физической
культуры С. Бирюкова (в сокращенной форме) // СПС Гарант 5.5.
- Жолдак В.И., Зуев В.Н. Основы менеджмента спорта. Тюмень: Из – во Тюмен гос ин-та, 1998. 147 с.
- Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. М.: Дрофа, 2000. 165 с.
- Зуев В.Н. Управление системой спортивного соревнования. Тюмень.: Из – во Тюмен. ин - та, 2001. 148 с.
- Зуев В. Н. Нормативно – правовое регулирование в сфере отечественной физической культуры и спорта. СПб.: Петрополис, 2001. 482 с.
- История физической культуры / Под ред. Ф.И. Самоукова. М.: Просвещение, 1956. 248 с.
- Керпельман Е. Л. Стенограмма заседания экспертно-консультативного совета при Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту от 27 мая 2004 года
// СПС Гарант 5.5.
- Киль А.Н., ответственный секретарь Координационного совета по спортивно-патриотическо му воспитанию. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Спортивно-патриотическое воспитание как одно
из приоритетных направлений государственной
политики в сфере физической культуры
и спорта Российской Федерации // СПС Гарант 5.5.
- Козлов А.А. Отношение общественного сознания к проблеме воспитания. Спб.: Из –во Спб ГУ, 2000. 213 с.
- Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта. Оренбург, 1991. 112 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания работников образования. - М.: Высшая школа, 2000, с. 34-49.
- Описательный отчет О работе управления по делам молодежи, физической культуры и туризма курганской области за 2005 год и Задачи развития
физической культуры, спорта и туризма
на 2006 год // СПС Гарант 5.5.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы // СПС Гарант 5.5.
- Путалова И.Б. Правовые основы физической культуры
и спорта. Омск, 1999. 135 с.
- Столбов В.В. История физической культуры. М.: Просвещение, 1989. 195 с.
- Столбов В.В. Российские единомышленники Пьера де
Кубертена: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию современных
Олимпийских игр "Олимпийское движение и социальные процессы". Омск, 1995, с. 36-38.
- Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" // СПС Гарант 5.5.
- Финогенова Л.А. Олимпизм Советской России в годы гражданской
войны и иностранной интервенции (1918-1921 гг.): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию современных Олимпийских игр "Олимпийское движение и социальные процессы". Омск, 1995, с. 53.
- www.lib.sportedu.ru
- www.kremlin.ru