Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 00:28, курсовая работа
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.1
Физическая культура и спорт – это часть социальной политики государства, одна из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни. Уровень развития физической культуры и спорта в обществе определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Профессионализация спорта, прежде всего результат его многозатратности, которая диктуется длительным учебно-тренировочным процессом во многих видах спорта, активно продолжающимся 10-15 лет. Для большого спорта становится всё более характерной ранняя спортивная специализации. Во многих видах занятия начинаются в возрасте 4-6 лет. Они активно протекают многие годы с двух – и трехразовыми тренировками в день, сопровождаются высочайшими психологическими и физическими нагрузками.
Подготовка спортсменов высокого класса требует дорогостоящего материально-технического обеспечения. Активно выступающий спортсмен требует и соответствующего материального стимулирования, так как иного источника дохода в силу огромной занятости спортом он иметь не может.
В настоящее время органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта в Курганской области является Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области.16 Сохранение государственного отраслевого органа – важное направление оптимизации управления развитием отрасли в субъектах Российской Федерации.
До мая 2006 года этот орган назывался Управление по дела молодежи, физической культуры и туризма Курганской области.17 В структуре управления было 4 отдела: отдел учебно-спортивной работы и туризма; служба организационного обеспечения; отдел по делам молодежи; отдел бухгалтерского учета и отчетности. Численность штата – 20 человек.
Нормативно-правовое обеспечение развития отрасли в Курганской области включает в себя: а) блок федеральных документов; б) блок документов субъекта РФ; в) блок муниципальных документов.
В настоящее время укрепляются связи областного Управления с другими заинтересованными департаментами, управлениями и комитетами, также организовано тесное взаимодействие с городскими и районными, то есть муниципальными органами, на взаимовыгодной основе укрепляется сотрудничество с областными федерациями по видам спорта, спортивными клубами и другими организациями.
Успешное развитие физической культуры и спорта в субъектах России во многом зависит от их финансирования, которое в настоящее время осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников.
В Курганской области за последние годы наблюдается рост бюджетного финансирования отрасли.
Один из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъектах России - использование целевых программ.
Важное место в оптимизации систем управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России занимает совершенствование системы подготовки кадров и научно-методического обеспечения.
Работа по развитию физической культуры и спорта строится в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Курганской области. На заседаниях Правительства области и областной Думы, на аппаратных совещаниях у Губернатора, его заместителей регулярно обсуждаются актуальные вопросы развития отрасли.
Особое место в работе занимает реализация Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Действующая система управления физической культурой и спортом не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Следствием слиянием органов управления физической культурой и спортом с другими организациями (управлениями культуры и образования, комитетами по делам молодежи, туризму, отделами по работе с населением) стала нечеткость, «размытость» и низкая эффективность управленческих функций и структур на региональном и местном уровнях.
В 2005 году Управлением были разработаны соответствующие методические рекомендации. В частности предложения по созданию структуры управления физической культурой и спортом на местах. Они были направлены в муниципальные образования.
В адрес Комитета по физической культуре и спорту Государственной Думы РФ, Федерального агентства по физической культуре и спорту Управлением были направлены предложения о внесении изменений в некоторые статьи Закона. Совместная работа с другими регионами привела к принятию поправок в декабре 2005 года.
В Курганской области 26 муниципальных образований, только в 5 из них действуют спорткомитеты как самостоятельные структурные подразделения Администраций районов. В настоящее время задача администраций поселений и муниципальных районов – обеспечить на своей территории условия для развития физической культуры и массового спорта, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В частности во всех городах и районах области необходимо создать комитеты или отделы, которые будут обеспечивать условия для развития физической культуры и спорта (по аналогии с г. Шадринском, Кетовским и Катайским районами).
Основа государственной политики в сфере физкультуры и спорта – развитие детского спорта.
Традиционными мероприятиями по работе с детьми и подростками стали: «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья», «Чудо-шашки», «Тхэквандо и бокс против наркотиков», «Веселый дельфин», соревнования Школьной лиги по баскетболу, волейболу, футболу, Кубки области по различным видам спорта и другие соревнования. Всего в массовых мероприятиях в 2005 году приняли участие более 15 000 детей и подростков.
Еще одно традиционное массовое мероприятие, которое Управление проводит совместно с районами области и Главным управлением образования Курганской области – Спартакиада учащихся Курганской области 2004-2005 годов. Она включала в себя соревнования по 12 видам спорта. На всех этапах в ней приняли участие более 50 тысяч школьников. Эта Спартакиада – своего рода смотр молодых талантов. По ее итогам 150 юных зауральцев в 14 видах спорта представляли Курганскую область на соревнованиях Уральского федерального округа в зачет II летней Спартакиады учащихся России. В сборную команду округа для участия в финале включен 21 спортсмен нашей области. В финале три спортсмена стали бронзовыми призерами.
В 2005 году Управлением совместно с военным комиссариатом области, Главным управлением образования, областным советом РОСТО проведена областная Спартакиада допризывной молодежи по 5 видам спорта. В соревнованиях приняли участие команды из 24 районов области городов Кургана и Шадринска, более 200 допризывников.
Приоритетом в работе является развитие массовой физической культуры и спорта. Проведение спортивных мероприятий и праздников с привлечением максимального числа участников и болельщиков – залог достижения нужного результата.
Управлением в 2005 году проведено 118 соревнований, в том числе 17 - всероссийского уровня. В них приняли участие свыше 30 000 жителей области. Мероприятия не только носили массовый характер, но были нацелены на воспитание чувства патриотизма, поскольку проходили в рамках празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Федеральное агентство по физической культуре и спорту доверило Управлению организацию и проведение в городе Кургане финала II Всероссийских зимних сельских спортивных игр. В них приняли участие свыше 1 000 сильнейших сельских спортсменов из 53 регионов страны, среди них студенты 18 сельскохозяйственных ВУЗов России. В этих престижных соревнованиях зауральская сборная команда заняла 7-ое место – самое высокое за всю историю Курганской области. Таким образом, многолетний опыт проведения сельских спортивных игр «Золотой Колос» в Зауралье не остался не замеченным. Это масштабное мероприятие прошло на высоком организационном уровне, участие в играх министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева привлекло внимание к области, работа Управления отмечена Росспортом.
Участниками областного фестиваля «Мама, папа, я – спортивная семья» стали семьи из всех городов и районов области. Семейные соревнования – одна из оптимальных форм развития массовости, которая имеет к тому же большой воспитательный эффект.
Среди людей с ограниченными возможностями немало талантливых спортсменов. В 2005 году они показали отличные результаты: Михаил Сиднин стал чемпионом России по плаванию на 4-х дистанциях, Татьяна Руденко заняла 1 и 2 места в лыжных гонках на Всемирных зимних специальных Олимпийских Играх в Нагано. Татьяна Шабалина на Европейских специальных играх в Чехии заняла два 1 места в настольном теннисе. Светлана Фефелова на Европейских соревнованиях среди инвалидов также в Чехии стала первой в легкой атлетике. Сборные команды Курганской области по настольному теннису и легкой атлетике привезли с соревнований Специальной Олимпиады России 12 золотых медалей.
Спортивно-массовую и реабилитационную работу с инвалидами проводят:
В районах области пока нет гибкой системы вовлечения в адаптивную физкультуру и спорт. Поэтому в текущем году разработано положение о проведении смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди физкультурно-спортивных организаций инвалидов.
Кроме того, начата работа по созданию Центра паралимпийской подготовки на базе Зауральского колледжа физической культуры и здоровья в г. Шадринске. Это поможет в дальнейшей реабилитации спортсменов.
Ветераны спорта также достигли серьезных успехов на спортивных площадках России и мира. В прошлом году они принимали участие в областных, всероссийских и международных соревнованиях по различным видам спорта. Особенно необходимо отметить достижения Владимира Барабаша, который выиграл Всемирные игры по легкой атлетике, и Виктора Бучельникова, который стал трехкратным чемпионом мира по гиревому спорту.
Массовость определяется количеством регулярно занимающихся физкультурой и спортом. Главная цель в этой работе – вовлечь все категории населения городов и районов области в занятия спортом. А для этого необходимо сделать стабильным и максимально удобным Единый календарный план областных спортивных мероприятий.
Кроме того, нужно обратить серьезное внимание на качество проведения самих мероприятий. В этой связи мало соблюдать регламент, т.е. традиционные поднятие флага, звучание гимна, организацию парада открытия. От организаторов требуется оформление мест проведения спортмероприятий, насыщенная культурная программа, привлечение максимально большего числа зрителей, широкое освещение в СМИ.
Одним из основных направлений в деятельности Управления является работа по развитию спорта высших достижений. За последние три года удалось добиться определенных положительных результатов.
В основной состав сборных команд России в 2005 году включены 7 спортсменов: Александр Меньщиков, Сергей Кунтарев – греко-римская борьба, Яков Глухих, Ирина Подволоцкая – спортивная акробатика, Александр Вишнягов, Станислав Хухаркин, Мария Меньщикова – легкая атлетика и 11 человек в резерв.
Оптимизация финансирования опорных видов спорта, таких как греко-римская борьба, легкая атлетика и тяжелая атлетика, акробатика, бокс, борьба самбо позволила достичь в этих видах высоких спортивных результатов.
Сборные команды области приняли участие в 187 всероссийских и международных соревнованиях (это на 52 мероприятия больше, чем в 2004 году), где завоевали в общей сложности 305 медалей (на 109 медалей больше, чем год назад): 101 – золотую, 95 – серебряных, 109 – бронзовых.
С 1 февраля 2005 года на базе Дворца спорта «Спартак» начала работу областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 2 с отделениями греко-римской борьбы, художественной гимнастики, биатлона, тяжелой атлетики, стендовой, пулевой стрельбы, бильярда. Это позволило значительно улучшить спортивные достижения.
Следует отметить результаты Александра Огаркова в зимнем биатлоне, который завоевал 3 медали, в том числе одну золотую, на юношеском чемпионате мира в 2006 году в США, а также члена сборной команды России 2006 года по стендовой стрельбе Людмилы Пшеничниковой, главной олимпийской надежды.
Показательно, что в прошлом году в нашей области подготовлено 59 мастеров спорта России и 7 мастеров спорта международного класса, что соответствовало в 2004 показателям 39 и 3.
В игровых видах спорта пока не удалось добиться высоких результатов. Волейбольная команда «Синтез», которая также выступала в Высшей лиге чемпионата России прекратила свое существование в связи с отсутствием финансирования. Футбольная команда «Тобол» представляла область в первенстве России среди команд II дивизиона и заняла предпоследнее 18-е место.
Залог развития спорта высших достижений – не только создание благоприятных условий для спортсменов и тренеров, но и повышение уровня их мотивации. Нужно разработать мероприятия, которые помогут сохранить спортивный и тренерский резерв.
Развитие физической культуры и спорта во многом зависит от эффективности пропаганды здорового образа жизни. В 2005 году подготовлено свыше 100 сообщений для СМИ. В течение года была организована информационная поддержка всех крупных физкультурно-спортивных мероприятий. В марте 2005 года прошла широкомасштабная социальная рекламная кампания, посвященная финалу II Всероссийских зимних сельских спортивных игр. Кампания привлекла внимание зауральцев к сельскому спорту, выступлениям наших спортсменов на Играх.