Основные рекомендации по улучшению управленческого и коммуникационного процесса на ООО «Сатурн»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Управление фирмой - менеджмент - как особый вид деятельности заключается в организации и координации факторов производства для достижения максимальной эффективности их использования. В мировой практике управление само по себе рассматривается в качестве одного из факторов производства, функции менеджмента состоят в принятии и в организации выполнения решений по использованию факторов производства, внедрению новых продуктов и технологий.
Управление в организациях - очень сложное явление. Ф.Тейлор одним из первых сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, то она умеет делать лучше всего.

Файлы: 1 файл

текст работы.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Теоретические  аспекты и анализ управления фирмой

1.1 Сущность, значение  организация управления фирмой

   Управление фирмой - менеджмент - как особый вид деятельности  заключается в организации и  координации факторов производства  для достижения максимальной  эффективности их использования.  В мировой практике управление  само по себе рассматривается  в качестве одного из факторов  производства, функции менеджмента  состоят в принятии и в организации  выполнения решений по использованию  факторов производства, внедрению  новых продуктов и технологий.

   Управление в организациях - очень сложное явление. Ф.Тейлор одним из первых сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, то она умеет делать лучше всего. Он выдвинул строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда. Ее составными элементами являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж) способ разделения и рационализации трудовых приемов, функциональная администрация, особая система мотивации труда и др.

   Французским инженером  А.Файолем впервые были определены характеристики управленческого труда. Он считал, что, наиболее общими из них являются: планирование, организация человеческих и материальных ресурсов, выдача распоряжений, координация различных действий в организации и контролирование поведения членов организации.

Урви и Гьюлик выделили принципы управления, основываясь на исследованиях Файоля. Если у Файоля было 14 принципов, то у Урвика - 29. К числу основных принято относить следующие принципы, выделенные Файолем:

1. Разделение труда.

2. Власть - ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единство распорядительства  (единоначалие).

5. Единство руководства  (направления).

6. Подчинение частных  интересов общим.

7. Вознаграждение персонала.

8. Централизация.

9. Иерархия.

10. Порядок.

11. Справедливость.

12. Постоянство состава  персонала.

13. Инициатива.

14. Единение персонала.

   Работники управления  исходя из содержания управленческого  труда подразделяются на три  основные группы: руководители, наделенные  правами принимать решения и  организовывать их реализацию, отвечать  за деятельность коллектива; специалисты,  призванные готовить и обосновывать  решения; технические исполнители, осуществляющие вспомогательную работу по реализации функций управления.

   Особенности управленческого  труда предопределяют необходимость  практичного, рационального подхода  к его организации. Ведущая  роль принадлежит здесь планированию, особого подхода к организации  рабочего места и условий труда.

   Функции управления  рассматриваются учеными как  непрерывный процесс потому, что  работа по достижению целей  с помощью других - это не единовременное  действие, а серия непрерывных  взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по  себе является процессом, очень  важны для успеха организации.  Каждая управленческая функция  представляет собой процесс, который  тоже состоит из серии взаимосвязанных  действий. Процесс управления является  результатом реализации всех  этих функций.

   Обзор литературы показывает, что чаще всего в целостном процессе управления выделяются следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Однако рационально выделять четыре основных функции управления: планирование, организация, мотивация  и контроль.

   Необходимо добавить  еще два процесса - связующие.  Это, с одной стороны, обмен  информацией или коммуникация, а  с другой - выработка менеджерами  новой информации в процессе  принятие решений. Таким образом,  эти два процесса связывают  четыре управленческие функции.

Управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

· ориентацию фирмы на спрос  и потребности рынка, на запросы  конкретных потребителей и организацию  производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и  могут принести фирме намечаемую прибыль;

· постоянное стремление к  повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов  с меньшими затратами;

· хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений  тем, кто несет ответственность  за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

· постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка;

   Под организационной  структурой фирмы понимается  её организация из отдельных  подразделений с их взаимосвязями,  которые определяются поставленными  перед фирмой и её подразделениями  целями и распределением между  ними функций. Организационная  структура предусматривает распределение  функций и полномочий на принятие  решений между руководящими работниками  фирмы, ответственными за деятельность  структурных подразделений, составляющих  организацию фирмы.

   По мнению ведущих  специалистов в области теории  менеджмента, в зависимости от  характера связей между различными  подразделениями различают следующие  формы организационных структур  управления.

   Дивизиональная структура управления. В результате диверсификации производства многие предприятия перестраивают свою организационную структуру, образуя отделы, ориентирующиеся на производство определённой продукции или на пространственное единство.

   Организационная  структура по продукту предполагает  создание в структуре фирмы  самостоятельных хозяйственных  подразделений - производственных  отделений, ориентированных на  производство и сбыт конкретных  видов продуктов. При этом предполагается  специализация производственных  отделений в материнской компании  по отдельным видам или группам  продуктов и передача им полномочий  по управлению производственными  и сбытовыми дочерними компаниями, расположенными как в своей  стране, так и за границей.

   Линейная организационная  структура основывается на принципе  единства распределения поручений,  согласно которому право отдавать  распоряжения имеет только вышестоящая  инстанция. Соблюдение этого принципа  должно обеспечивать единство  управления.

   Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д.

   Функционально-линейная  структура (штабное управление) представляет  собой комбинацию линейной структуры  с системой выделения определённых  функций. При линейных руководителях  создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.

   Региональная структура управления используется компаниями, выпускающими продукцию ограниченной номенклатуры и ориентированными на широкие рынки сбыта и конкретного потребителя.    Недостатком этой структуры управления являются трудности передачи технической информации заграничными дочерними компаниями, а также координация деятельности по стране и по продукту.

   Матричная структура  - это современный эффективный  тип организационной структуры  управления, который создаётся путём  совмещения структур двух видов:  линейной и программно-целевой.  В соответствии с линейной  структурой (по вертикали) строится  управление по отдельным сферам  деятельности организации: НИОКР,  производству, сбыту, снабжению.  В соответствии с программно-целевой  структурой (по горизонтали) организуется  управление программами (проектами,  темами).

Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией  по рангу командной власти, компетенции  принятия решений, авторитету, положению.

   Иерархия управления - инструмент для реализации целей  фирмы и гарантия сохранения  системы. Чем выше иерархический  уровень, тем больше объем и  комплексность выполняемых функций,  ответственность, доля стратегических  решений и доступ к информации. Чем ниже уровень - тем больше  простота решений, доля оперативных  видов деятельности.

Форма внедрения нововведений - одна из последних организационных  форм, которая, как принято считать, в наибольшей степени характеризуется  гибкостью. Ее появление связано  с тем, что функциональные службы и управляющие, занятые, главным  образом, текущей работой, повседневно  не в состоянии уделять внимание нововведениям в продукции, технике, технологии, особенно разработке, принципиально  новых видов изделий. Основной особенностью этой формы является, с одной стороны, объединение текущего производства и продажи устойчивых продуктов  в действующую деловую группу и, с другой, передача разработки новых  продуктов и приспособления их к  рынкам сбыта группе нововведений.

Форма «внедрение нововведений»  потенциально обеспечивает высокую  гибкость организации. К недостаткам  ее относят дублирование ресурсов в  двух группах. Определение нововведений ставит проблему четких коммуникаций между группами и с внешней  средой. Специалисты считают, что  при отсутствии хорошо развитой связи  есть опасность, что группа нововведений перестанет удовлетворять реальным возможностям повышения эффективности организации.

   Таким образом,  какой-либо универсальной системы  управления фирмой в современной  теории нет. Каждая фирма, исходя  из своего видения целей и  задач, масштаба бизнеса и других  факторов определяет наиболее  адекватную структуру управления.

1.2 Проблемы управления  фирмой

   При переходе к  рыночной экономике предприятия  России столкнулись с массой  проблем, решить которые все  разом оказалось большинству  из них не под силу. Это привело  к концу 90-х годов ХХ века  к сильнейшему спаду производства, экономическому, финансовому и управленческому  кризису.

Вопрос о том, как работать в условиях рынка, как управлять  предприятием и принимать решения, еще долгое время останется актуальным. Все дело в том, что отечественные  предприятия имеют мало практического  опыта работы в рыночной экономике. Они не располагают достаточной  информацией, не знают, какая информация им необходима, как ею пользоваться, как накапливать, обрабатывать и  использовать полученные сведения в  принятии управленческих решений.

   Глубокие изменения  в экономике России, все большая  ее интеграция в мировую экономику,  перспектива вступления во Всемирную  Торговую Организацию (ВТО) ведут  к тому, что прежние формы управления  все больше приходят в несоответствие  со складывающейся хозяйственной  средой. Это обуславливается, прежде  всего, необходимостью решения  крупных системных проблем хозяйствования. К ним относятся: повышение  конкурентоспособности отечественных  предприятий в условиях резкого  старения основных производственных  фондов и усиление конкуренции  со стороны зарубежных производителей; нехватка оборотных средств; несовершенство  подготовки менеджеров к ведению  экономики предприятия в условиях  рыночной системы хозяйствования  и многое другое.

   Решение этих проблем  требует больших финансовых и  кадровых ресурсов. Кроме того, здесь  действует еще временной фактор, поскольку, к примеру, перевооружение  отраслей должно произойти в  относительно короткие сроки.

Все это говорит о том, что для их решения требуется  создание адекватных им методов и  технологий управления. К примеру, решение  проблемы усиления отраслевой управляемости  и повышение конкурентоспособности  предприятий в условиях высокой  конкуренции со стороны зарубежных производителей возможно за счет создания крупных корпораций, стратегических альянсов. И этот процесс в России набирает силу. Созданы стратегические альянсы в оборонной, авиационной  и космической отраслях промышленности. Довольно значительное развитие получили холдинговые образования в нефтяной, металлургической и машиностроительной отраслях промышленности.

   Но такое объединение  предполагает создание принципиально  нового менеджмента - корпоративного. Последнее основано на принципиально  иной идеологии. По сравнению  с зарубежным этот тип управления  для России является новым  и еще не освоенным. Поэтому  в его развитии важное значение приобретает решение двуединой задачи: с одной стороны, требуется освоение форм и методов корпоративного управления, которое уже длительное время применяется в зарубежных компаниях, а с другой стороны, необходимо адаптировать их к условиям и действительности хозяйственной среды в России. Этого можно достичь, если работа будет опираться на концепцию повышения эффективности, как в области общего управления, так и корпоративного.

1.3 Современные  тенденции управления фирмой

   Сегодня на первый  план выходят экономические, рыночные  критерии эффективности фирмы,  повышаются требования к гибкости  управления. Научно-технический прогресс  и динамика внешней среды заставляют  современные предприятия превращаться  во всё более сложные системы,  для которых необходимы новые  методы обеспечения управляемости.  Новым словом в управлении  стало появление управленческого  учета.

Информация о работе Основные рекомендации по улучшению управленческого и коммуникационного процесса на ООО «Сатурн»