Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:28, дипломная работа
В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.
Видными представителями классических теорий являются: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. К представителям теорий человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ли-карт, Р. Блейк и др. Авторами теорий человеческих ресурсов являются: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др.
Одна из наиболее важных целей как для отдельного человека, так и для организации – самосохранение. Стремление сохраниться как самостоятельное целое, обеспечить равновесие с окружающей средой, стабильность и целостность – этот вариант целеполагания назовем «Приказано выжить». Именно самосохранение, а не максимизация прибыли (за какой период?) является основной целью предприятия (подробнее эта проблема обсуждается в следующей главе).
Другой подход к проблеме управления связан с идеей обратной связи. Управление не выбирается заранее, а корректируется в каждый текущий момент времени на основании информации о состоянии или о выходе системы.
Для подразделения внутри организации обычно имеется конфликт между внешними и внутренними целями. Например, центральное руководство имеет целью получить от цеха возможно больше продукции при возможно меньшей оплате труда. В то время как руководство цеха желает прямо противоположного – несколько сократить выпуск продукции, но увеличить фонд оплаты труда. Аналогична ситуация и для организации во взаимоотношениях с внешним миром. Потребители хотят получить товары возможно более высокого качества при возможно более низкой оплате труда, а поставщики, наоборот, предпочли бы не заботиться о качестве, но зато увеличить цены.
Неизбежен конфликт между внутренними целями субъекта экономической жизни (от отдельного человека до групп стран) и внешними целями его окружения. Разрешение подобных конфликтов – одна из основных задач менеджера.
1.3.2. Многокритериальность реальных задач управления
Обычно субъект экономической жизни стремится достичь сразу многих целей. Например, он стремится одновременно следовать и внутренним, и внешним целям, тем самым снимая конфликт между ними. Но внутренних целей у него может быть много, да и внешних тоже.
Например, простейший набор
целей на день для студента может
выглядеть так:
- воспринять очередную порцию знаний,
посетив занятия;
- продвинуться в научно-исследовательской
работе;
- пообщаться с товарищами по учебе;
- провести спортивную тренировку;
- несколько часов провести на работе,
выполняя производственные задания;
- повстречаться с друзьями вне вуза;
- помочь родителям по дому;
- выполнить домашние задания, подготовиться
к следующему учебному дню;
- отдохнуть вечером.
Совершенно ясно, что эти цели конкурируют между собой, борясь за время и силы студента. Трудно совместить даже две из этих целей, связанные с учебой и работой.
Как же быть? Многокритериальность реальных задач управления состоит в том, что менеджеру необходимо оптимизировать управляемую им систему сразу по нескольким критериям. Например, добиться максимизации прибыли при минимуме затрат. Ясно, что этого невозможно достичь. Минимум затрат равен 0, он достигается при прекращении выпуска продукции (оказания услуг) и ликвидации предприятия. Но при этом прибыль тоже равна 0. Если же добиться максимально возможной прибыли, то затраты при этом также будут достаточно большими, отнюдь не минимальными.
Теория управления предлагает два основных способа борьбы с многокритериальностью. Один из них состоит в том, чтобы превратить все критерии, кроме одного, в ограничения, и решать задачу оптимизации по оставшемуся критерию (о задачах оптимизации рассказывается в главе 3.2). Например, можно потребовать, чтобы затраты не превосходили заданной величины, и при этом условии максимизировать прибыль. Второй вариант состоит в том. Чтобы принять, что прибыль должна быть не меньше заданной величины (например, если выполняется определенный заказ), а затраты при этом условии минимизировать.
Другой подход в борьбе
с многокритериальностью
Есть и другие методы борьбы с многокритериальностью. Например, можно выделить все варианты решений менеджера, при которых прибыль мало отличается от максимально возможной, а затем в этой области минимизировать затраты [2]. Или же сначала выделить все Парето-оптимальные варианты решений менеджера, т.е. все те решения, которые не хуже любого возможного решения хотя бы по одному критерию, а затем анализировать множество Парето-оптимальных решений [5].
Аналогична ситуация и
с лозунгом: «Максимум прибыли
при минимуме риска». Здесь, как и
в ранее разобранном случае, надо
либо максимизировать прибыль при
задании верхней границы для
риска, либо минимизировать риск при
заданной прибыли, либо конструировать
из двух критериев один. Дополнительная
сложность состоит в
1.3.3. Об оптимальном
управлении экономическими
Рассмотрим две проблемы сравнительной оценки эффективности различных подходов к оптимизации управления экономическими системами.
Сравнение по эффективности
государственных и частных
Частные предприятия хвалят
за возможность развертывания
В табл.1 приведены статистические данные Европейского Союза на конец 1995 г. [6, 7]. Для каждой страны и для Европейского Союза в целом указаны доля занятых в государственном секторе (в процентах от всех занятых в стране) и доля госсектора в создании добавленной стоимости (в процентах от валового внутреннего продукта). В последнем столбце указана эффективность госсектора в странах Европейского Союза относительно предприятий и организаций других форм собственности. Она получена путем деления второй из этих долей на первую. Страны упорядочены в порядке убывания валового внутреннего продукта.
Таблица 1.
Эффективность госсектора в странах Европейского Союза
Страна |
Доля занятых в госсекторе |
Доля госсектора в добавленной стоимости |
Относительная эффективность госсектора |
Германия |
8,0 |
10,0 |
1,25 |
Франция |
11,9 |
14,2 |
1,19 |
Италия |
11,5 |
13,0 |
1,13 |
Великобритания |
2,3 |
2,6 |
1,13 |
Испания |
6,0 |
7,2 |
1,20 |
Швеция |
11,4 |
13,3 |
1,17 |
Австрия |
10,0 |
14,0 |
1,40 |
Бельгия |
9,7 |
8,6 |
0,89 |
Греция |
12,0 |
14,0 |
1,17 |
Финляндия |
14,7 |
19,0 |
1,29 |
Португалия |
6,0 |
13,1 |
2,18 |
Нидерланды |
3,4 |
6,0 |
1,76 |
Дания |
7,8 |
8,0 |
1,03 |
Ирландия |
9,3 |
11,0 |
1,18 |
Люксембург |
5,6 |
6,3 |
1,13 |
Европейский Союз |
8,0 |
9,7 |
1,21 |
Таким образом, производительность труда (объем созданной добавленной стоимости на одного работающего) в госсекторе выше, чем на частных предприятиях. Это утверждение справедливо для Европейского Союза в целом и для всех его стран по отдельности, кроме одной – Бельгии.
Итак, согласно мировому опыту
экономическая эффективность
Догма эффективности конкуренции. Она состоит в том, что экономические структуры, основанные на конкуренции, более эффективны (производят больше при тех же затратах), чем плановые. Западная экономическая теория пришла к противоположному выводу: эффективность конкурентной системы может в отдельных случаях достигать эффективности плановой системы, но никогда не в состоянии превзойти ее [8]. Это и понятно – оптимальная программа действий, учитывающая всю информацию, всегда эффективнее, чем стихийно складывающийся поток несогласованных действий отдельных субъектов рыночной конкуренции.
Однако у каждого типа системы есть свои причины недостижения максимума. В конкурентной системе - стихийные отклонения от оптимальной траектории, вызванные несогласованными решениями экономических субъектов. Для рыночной экономики характерна нерациональная трата материальных, финансовых, кадровых ресурсов. Недаром в период войны, когда необходимо сосредоточить ресурсы для обеспечения вооруженных сил, все государства переходят к плановой системе управления экономикой
В плановой экономике основная причина недостижения максимума - нерациональность процедур принятия решений, принципиальная невозможность точного решения оптимизационных задач, а главное - неустранимая неопределенность в их постановке. Существуют подходы, позволяющие модернизировать плановую экономику с целью повышения эффективности, вводя в нее элементы рыночных отношений [9-11]. Утверждать, что "рынок" эффективнее "плана", нельзя.
Термин «конкуренция»
означает «соревнование». В СССР конкурировали
между собой разработчики военной
техники – из нескольких образцов,
разработанных различными организациями
по одним и тем же тактико-техническим
требованиям, комиссия экспертов выбирала
один для запуска в серию. В
настоящее время подобная процедура
именуется тендером (конкурсом). Конкуренция
процветала и на рынке потребительских
товаров – население «
Должен ли менеджер специально создавать конкуренцию между работниками? Практический опыт показывает, что вводить элементы соревнования следует весьма осторожно, упирая на моральное стимулирование (как в Японии). Работники должны образовывать сплоченный коллектив (команду), а не стаю особей, готовых перегрызть глотку друг другу. Проблемы управления персоналом и, в частности, мотивации подробнее рассматриваются в [12].
Литература
1. Экология / Под ред. С.А.Боголюбова.
– М.: Знание, 1999. – 288 с.
2. Орлов А,И. Устойчивость в социально-экономических
моделях. – М.: Наука, 1979. – 296 с.
3. Поляк Б.Т., Щербаков П.С. Робастная устойчивость
и управление. – М.: Наука, 2002. – 303 с.
4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического
анализа. – М.: финансы и статистика, 2000.
– 416 с.
5. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные
решения многокритериальных задач. - М.:
Наука, 1982. – 472 с.
6. Абрамов Ю.А. В поисках баланса интересов
и ресурсов. – В сб.: Космос в фокусе политики,
экономики, культуры / Научн. ред. Л.В. Голованов.
– М.: Новости космонавтики, 2002, - С.92-101.
7. Российская цивилизация: сквозь тернии
к звездам. Сборник. – М.: Вече, 2003. – 400
с.
8. Ланкастер К. Математическая экономика.
– М.: Советское радио», 1972. – 464 с.
9. Малиновский Л.Г. Экономика как способ
раздела произведенного продукта. - Наука
и технология в России, 1995, № 6 (12), с.
10. Настенко А.Д. Экономические интересы
и экономические отношения. - Обозреватель.
Информационно-аналитический журнал.
1995, №7, с.68-80.
11. Малиновский Л.Г. Какой видится экономика
обновленного социализма? – Журнал «Диалог».
2002. No.6. С.28-32.
12. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление
персоналом организации. Учебное пособие.
– М.: Экзамен, 2003. – 368 с.
лекция 1. Основные теории и концепции управления персоналом…………….………7
Вопросы для оценки
качества освоения материала………………………………...15
Литература к лекции
1……………………………………………………………………….
лекция 2. Система управления персоналом организации……………………………18
Вопросы для оценки
качества освоения материала………………………………...31
Литература к лекции
2……………………………………………………………………….
лекция 3. Стратегия
управления персоналом и кадровая политика
организации.34
Вопросы для оценки
качества освоения материала………………………………...48
Литература к лекции
3……………………………………………………………………….
лекция 4. Планирование
персонала……………………………………..……………
Вопросы для оценки
качества освоения материала………………………………...67
Литература к лекции
4………………………………………………………………………68
Информация о работе Основные теории упраление персоналом от тейлора до наших дней